Урок-практикум по русскому языку в 9 классе "Лингвистический конструктор"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

В ходе урока ученики должны построить предложение из отдельных слов, записанных на карточках. В процессе выполнения заданий они изменяют формы слова, согласуют слова между собой, выстраивая высказывание. Каждая карточка используется 1 раз. При выполнении задания повторяются основные разделы лингвистики, отрабатываются задания в формате ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingvisticheskiy_konstruktor.ppt141 КБ
Файл lingvisticheskiy_konstruktor.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический конструктор Подготовка к ОГЭ

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 1 Замените словосочетание РЯБИНОВЫЕ ВЕТКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (задание 7)

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 2 К главному слову словосочетания добавить согласованное определение. Это слово, в котором звуков больше, чем букв

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 3 Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И»? (задание 4)

Слайд 5

Задание 4 Найдите слово с проверяемой гласной в корне.

Слайд 6

Задание 5 Укажите слово, которое употребляется в значении « Кисть ягод или мелких плодов »

Слайд 7

Промежуточный итог Из полученных слов , согласуя их, составьте простое предложение. Дайте его характеристику.

Слайд 8

Проверьте себя: Тонкие ветки рябины пригнулись под тяжестью гроздьев.

Слайд 9

Задание 6 Найдите слово, образованное суффиксальным способом

Слайд 10

Задание 7 Страдательное причастие прошедшего времени сделать главным словом в словосочетании со связью примыкание

Слайд 11

Подберите к слову гроздья два эпитета

Слайд 12

Задание 8 Включите получившиеся слова в предложение.

Слайд 13

Подведем итог: Тонкие ветки рябины пригнулись под тяжестью пышных, богатых, весело окрашенных гроздьев.

Слайд 14

Задание 9 Измените предложение, обособив согласованные однородные определения.

Слайд 15

Задание 10 Что изменилось в стилистической окраске предложения с изменением его строения?

Слайд 16

Задание 11 Выпишите грамматическую основу предложения. (задание 8)



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку в 9 классе

Лингвистический конструктор

Подготовка к ОГЭ

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам русского языка.
  • Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
  • Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.

Оборудование:

Карточки со словами, экран, проектор

Ход урока:

В ходе урока ученики должны построить предложение из отдельных слов, записанных на карточках. В процессе выполнения заданий они изменяют формы слова, согласуют слова между собой, выстраивая высказывание. Каждая карточка используется 1 раз. При выполнении задания повторяются основные разделы лингвистики, отрабатываются задания в формате ОГЭ.

Работа с предложением: Тонкие ветки рябины пригнулись под тяжестью гроздьев, пышных, богатых, весело окрашенных.

Карточки со словами:  рябиновые  ветки, пригнулись, тяжесть, гроздья,  окрашенный, тонкие, весело,  пышный, богатый,….

  1. Составляем простое предложение.

  1. Замените словосочетание РЯБИНОВЫЕ ВЕТКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со  связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (слайд 2)

 (ветки рябины)

  1. К главному слову словосочетания добавить согласованное определение. Это слово, в котором звуков больше, чем букв (тонкие). (слайд 3)
  2. Найдите слово, правописание      приставки в котором определяется    правилом «Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И»? (пригнулись) (слайд 4)
  3. Найдите слово с проверяемой гласной в корне.  (тяжесть). (слайд 5)
  4. Укажите слово, которое употребляется в значении «Кисть ягод или мелких плодов» (гроздь) (слайд 6)

  1. Итог :  Из полученных слов , согласуя их, составьте  простое предложение. Дайте  его характеристику. (слайд 7)

  1. Тонкие ветки рябины пригнулись под  тяжестью гроздьев. (слайд 8)

  1. Осложняем  предложение

  1. Найдите слово, образованное суффиксальным способом (весело). (слайд 9)
  2. Страдательное причастие прошедшего времени сделайте главным в словосочетании со связью примыкание (окрашенный). (слайд 10)
  3. Подберите к слову гроздья два эпитета (слайд 11)
  4. Включите получившиеся слова в предложение. (слайд 12)

Итог :  Тонкие ветки рябины пригнулись под тяжестью пышных, богатых, весело окрашенных гроздьев. (слайд 13)

  1. Меняем структуру предложения

  1. Измените предложение, обособив согласованные однородные определения. (слайд 14)

Итог :  Тонкие ветки рябины пригнулись под тяжестью гроздьев, пышных, богатых, весело окрашенных. 

  1. Что изменилось в стилистической окраске предложения с изменением его строения? (слайд 15)
  2. Выпишите грамматическую основу предложения. (слайд 16)

  1. Подведение итогов
  1. Интересна ли такая форма работы?
  2. Что было трудным в выполнении задания?
  3. Чему научились?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»

Открытый урок русского языка в 9 классе   по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...