"Письмо" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цыпышева Валентина Викторовна

Урок русского языка в 5 классе. Тема: "Письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_pishem_pismo.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Письмо

УМК: Русский язык: Учеб.для 5 кл.общеобразоват.учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.-М.:Просвещение, 2009.

Тип урока: Урок освоения нового материала.

Цель: подготовить учащихся к написанию личного письма.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с историей, видами и жанром  письма;
  • закрепить навыки правильного написания  письма-рассуждения с опорой на алгоритм;
  • показать практическую необходимость умения писать письма;
  • повторить постановку знаков препинания при обращении.

Воспитательные:

  • формировать навыки культуры устной и письменной речи;
  • показать значимость эпистолярного жанра в жизни любого человека;
  • воспитывать уважение к адресанту.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • учить применять ранее полученные знания и личный опыт.
  • способствовать подготовке к самостоятельной жизни в социуме.

Оборудование урока:

  • слайды «История письма» и  «Сопровождение урока»;
  • примерная памятка «Алгоритм написания письма” (для каждого ученика).
  • ТСО (проектор, компьютер);
  • Толковый словарь В.Даля.

Виды деятельности обучающихся: работа со словарем, наблюдение, алгоритмизация, заполнение бланков, самостоятельная работа - редактирование текста, дифференцированная работа по рядам, вопросно-ответная форма.

План урока:

  1. Вводная беседа “ Почему так редко пишем письма?” Рассуждение по проблеме: “Для чего люди пишут письма?”
  2. История письма (слайды). – ученик.
  3. Знакомство с понятием «эпистолярный жанр».
  4. Знакомство с видами писем.
  5. Обучение правилам заполнения конверта. Знакомство с понятиями «адресант» и «адресат».
  6. Физминутка.
  7. Редактирование письма коллективно.
  8. Знакомство с алгоритмом написания письма.
  9. Диференцированная работа по рядам.
  10. Итоги урока. Рефлексия
  11. Домашнее задание

Ход урока

Оформление доски:  Дата, тема,  эпиграф.            

  Прошу тебя, пиши мне письма!
                                                                  
В наш громкий век им нет цены.      

    Н.Кузовлёва.

1. Вводная беседа.

– Кому адресованы эти слова? К чему призывает автор?

- Исходя из этого подумайте, какова будет тема нашего урока?

В наши дни неслучайно возникает вопрос: – А любит ли современная молодёжь писать письма?

– Чем эта нелюбовь, на ваш взгляд, вызвана? А может и не надо сейчас уметь писать письма, может быть, этот вид письменного сообщения устарел?

– Как бы ни хороши были современные средства связи: телефоны, факсы, к сожалению, они вытесняют письменные формы общения, но полностью заменить их не могут Конечно, переброситься парой фраз по телефону гораздо проще, чем сидеть за столом над листом бумаги… Даже поздравить можно по телефону, но через какое–то время от такого поздравления не остаётся и следа, нечего взять в руки и перечитать… Посмеяться, улыбнуться или всплакнуть от избытка чувств. А ведь слова обладают огромной силой влияния на нас. Вслушайтесь.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться.
И равнодушно холодом дышать.

(Я. Козловский “Слово”)

Вот какой силой обладают письма! Поэтому цель нашего урока – подготовиться к написанию письма. И писать его мы будем в виде рассуждения. Вспомните правила написания сочинения-рассуждения. А какие сочинения рассуждения мы с вами уже писали?

2. Работа со словарем Даля.

Что же такое письмо? В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой “Толковый словарь”, дал такое определение слову “письмо”: письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому.Оказывается, когда мы пишем письмо-рассуждения, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию.

3. История возникновения письма. (слайды. Приложение 2) Появилось письмо много тысяч лет назад. Рассказ готовит ученик.

4. Жанр письма.

Вы уже взрослые и должны знать, что письма относятся к древнейшему специальному литературному жанру, который называется «эпистолярный». Название жанра произошло от греческого слова эпистола, что означало послание.

5.Виды писем.

-Какие письма называют личными , деловыми. И почему?

-Кому пишут такие письма?

-Читать чужие письма – дурной тон.

6.Практическая работа. Правила заполнения конверта.  

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?  (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)   Неправильно был указан адрес и адресат.

7. Лексическая работа

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

Проецируется на экране:

1. Адресат- Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант-  Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь.

 Проецируется на экране:   адресат, адресант

      

8. Заполнение конверта

-А теперь приступим к заполнению конверта.  В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

 Заполнение конверта. Первый ряд подпишет письмо первой учительнице; второй ряд другу; третий ряд - президенту.

Физминутка.  Произвольные движения на снятие напряжения.

9. История одного письма.  

- А сейчас я хочу вам рассказать историю одного письма.

Вася жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Вася сестре письмо следующего содержания. (Проецируется на экране.)                 

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

- В ответ он получил письмо следующего содержания от Маши:

Вася, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, Вася, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

- Вася прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

- Давайте, ребята, поможем Васе разобраться, в чём же его ошибки? Исправьте ошибки в письме Васи. Комментирует работу….

Взаимопроверка работ учащимися. 

На экране  проецируется исправленное письмо Васи.

11. Творческая дифференцированная работа по рядам.

Каждый из вас, наверное, писал уже письма. Работу будем выполнять в эпистолярном жанре, то есть в форме письма.

В старину, в 18 веке, например, существовали даже специальные помощники – книги под названием “Письмовники”, которые учили людей правильно писать разнообразные письма: прошения и просьбы к высокопоставленным особам. Это касалось правил деловых, официальных писем. А письма личного, более эмоционального характера, следует учиться писать.

 Проецируется на экране, а детям раздаются карточки с алгоритмом и словами-подсказками.         

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Знаки препинания при обращении.
    Здравствуйте… 
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 
    Подпись. Дата.

Памятка.

  • Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).
  • Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).
  • Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).
  • Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).
  • Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов.

Задание.

- Первый ряд напишет письмо-поздравление первой учительнице; второй ряд напишет другу письмо-рассказ о своём родном крае; третий ряд - письмо президенту. В этом вам помогут слова – подсказки.

1. Напишите письмо- поздравление первой учительнице (1 ряд).

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить… 
Позвольте пожелать… 
Дорогая… 
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае (2 ряд).

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

3. Напишите письмо президенту (3 ряд).

Слова-подсказки

Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать… 
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…

12. Итоги урока.

- Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?

- Для чего люди, значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы узнали на уроке о письме. А для этого ответим на вопросы.

Вопросы:

  1. Название рода литературы. (эпос)
  2. Учреждение по пересылке писем и посылок. (почта)
  3. Вид письма, в основе которого написание письма определенному лицу. (личное)
  4. Она бывает телефонная и телеграфная. (связь)
  5. Поздравительное письмо . (открытка)
  6. Название письма, написанного в официальном стиле. (деловое)
  7. Разносчик писем. (почтальон)
  8. Тот, кто на Руси развозил почту на лошадях.(ямщик)
  9. Мешочек для письма из бумаги.(конверт)
  10. Тот, кому адресовано письмо.(адресат)
  11. Цифровой код города, села.(индекс)
  12. Приветствие в личном письме. (Здравствуйте)

Рефлексия

Продолжите предложения:

- Теперь я буду знать…

Домашнее задание: Написать письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....