«Фразеологизмы и их роль в языке» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Надеждина Ирина Николаевна

познакомить учащихся с фразеологизмами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx40.77 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchenika.doc46.5 КБ
Office presentation icon nadezhdina_i.n._frazeologizmy.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Надеждина Ирина Николаевна, учитель МБОУ СОШ №7 г-к Анапа

Урок «Фразеологизмы и их роль в языке» 6 класс

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с определением понятий «Фразеологизмы», «Лексика», «Лексическое и грамматическое значение слова», сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью «Фразеологического словаря», через подбор синонимов; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения  нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):  развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умения  логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного  опыта/ приобретённая компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель  и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Эвристический метод, анализ и синтез  языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                                                  http://www. akademius.narod.ru

 http://www.zavuch.info                                             http://www.festival.1september.ru

http://www. intergu.ru

Оборудование

Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации по теме урока

Основные понятия

Фразеология, фразеологический оборот

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(Слайд №1) Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся, ввести в тему урока.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

-Ребята, вы не успеете оглянуться, как пролетит 4 года, и вы будете выпускниками, сдающими ЕГЭ.  Надеюсь, выражение «не успеете оглянуться» у вас не вызвало недоумения, как у четырехлетней девочки, спросившей мать:

(Слайд №2)

-Скоро наступит лето?

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться.

-Я оглядываюсь, а лета все нет.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.

-Скажите, что не позволило детям понять сказанное взрослыми?

В основе этих забавных случаев, рассказанных К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы - фразеологизмы.

 -Так что же означает фразеологизм «не успеешь оглянуться»? (скоро)

- А «живут на ножах»? (враждуют)

Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистической науки.

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

 

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые  действия, операции

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

Но сначала давайте вспомним:

-Что такое синонимы?

-Что такое антонимы?

Наверняка, вы слышали в речи взрослых такие фразы: (на слайде)

(Слайд №3)

Найдите синонимы к выражению:

Бежать во все лопатки-(очень быстро)

В час по чайной ложке-(очень медленно, мало)

Куры не клюют- (много)

А каким антонимом можно заменить сочетание:

Куры не клюют- кот наплакал

А кто из вас знает, ребята, что это за фразы? Нужно ли представлять всё, о чем в них говорится, дословно?

(нет, это сочетания с переносным смыслом)

(Слайд №4)

Фразеологи́змы –это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Эти выражения имеют образное, переносное значение, поэтому делают речь выразительной.

(Слайд №5)

Фразеологизмы могут иметь стилистическую окраску.

РАЗГОВОРНЫЕ фразеологизмы используются в разговорно-бытовой сфере общения: душа в пятки уходит; ни в зуб ногой.

КНИЖНЫЕ используются в публицистическом стиле и в художественной литературе: эзопов язык; гражданский долг, вавилонское столпотворение.

(Слайд №6)

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний

 

Словосочетания1)Любое из слов можно заменить другими словами2) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность3) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

 Повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост

Фразеологизмы1) В их составе нельзя заменять одно слово другим2) Слова теряют свою самостоятельность

3) Как и слова, используются готовыми, запоминаются. Повесить нос, золотые руки, волчий аппетит

(Слайд №7)Работа по группам: 1вариант выписывает фразеологизмы, 2 вариант –свободные сочетания:

1)Медвежья услуга, медвежья берлога.

 2)С чистым сердцем, с чистым полотенцем

3)Горькая микстура, горькая правда.

 4)Серебряная свадьба, серебряная ложка

        

 Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему?

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной  деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:  слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения.

(Слайд №8) Выберите ряд прилагательных, которые надо вставить в данные словосочетания, чтобы получились устойчивые выражения русского языка. Объясните значение получившихся фразеологизмов.

На  (…) ногу, на (…) руку, на (…) голову.

1)левую, широкую, свежую

2)свежую, широкую, скорую

3)скорую, свежую, широкую

4)широкую, скорую, свежую

Прочитайте и объясните, почему фразеологизмы придают речи выразительность. Какие из приведённых примеров вы можете объяснить без словаря?

(Слайд№9) Сегодня  мы побываем «В гостях у слов» и узнаем значение  и возникновение следующих выражений: Спустя рукава и время истекло. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

•        Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

(Слайд №10)        Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

(Слайд №11)Источники фразеологизмов разнообразны: разговорно-бытовая речь(кот наплакал, хоть кол на голове теши), фольклор(добрый молодец; мягко стелет, да жёстко спать), античные мифы(ахиллесова пята, ящик Пандоры), профессиональные выражения( играть первую скрипку, без сучка без задоринки, зелёная улица),церковные сочинения( вавилонское столпотворение).

Физкультминутка

(Слайд №12)

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать.

Постучали, повертели и работать захотели.

Тихо все на место сели

(или)

Если вы услышали фразеологизм встали, если простое сочетание слов, сели

Выполняют физические упражнения

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями

(Слайд №13)

Сравните  предложения и объясните, в каком из них используется свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Как вы думаете, почему одни и те же слова являются разными членами предложения.

1.С его помощью мои дела скоро пошли в гору.

2.Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику.

Сделайте вывод, закончив предложение.

В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него фразеологизм является….

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам.

Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка.

(Слайд №14) Как вы думаете, только ли в русском языке есть фразеологические обороты?

Родственники за рубежом

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды. А как говорят русские? (как две капли воды).

 Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский? (Как свои пять пальцев).

Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют)

После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ? (Искры из глаз сыплются)

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, выполняют упражнения.

 Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Архипелаг закрепления (задания на слайде)

(Слайд №15)  Работа в паре.

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма

1) хоть пруд пруди 2) кто во что горазд3) как снег на голову4) ни рыба ни мясо5) рукой подать6) куда ноги несут7)с пустыми руками8)ни кровинки в лице9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят 2) в двух шагах3) куры не клюют4) кто в лес, кто по дрова5) как гром среди ясного неба6) ни то ни сё7) приводить в бешенство8) несолоно хлебавши9) как мел 

(Слайд №16)  

Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика

1) рукой подать 2) на вес золота3) семи пядей во лбу4) песок сыплется5) в час по чайной ложке6) профессор кислых щей7) засучив рукава8) потерпеть фиаско9) душа в душу

1) мастер на все руки 2) спустя рукава3) у чёрта на куличках4) грош цена5) одержать победу6) как кошка с собакой7) глуп как сивый мерин8) Молоко на губах не обсохло9) со всех ног

Выполняют упражнения. Проверяют правильность выполнения работы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

7.Выполнение практического задания, связанных рассказов об изученных нормах.

Взаимопроверка.

Задания выполняются одновременно по вариантам. Пока 1 вариант выполняет задание «С головы до ног», 2 вариант работает над  упражнением по составлению предложений. Затем дети меняются заданиями.

(Слайд №17).Просмотрите два списка. В каком даны фразеологизмы, а в каком – их толкования?

1.Кожа да кости; сесть в калошу; седьмая вода на киселе;  разжевать да в рот положить.

2.Потерпеть неудачу и оказаться в смешном положении; очень худой; дальний родственник; очень подробно объяснять.

Работа в паре.

Составьте предложения с сочетаниями слов из второго списка  и предложите однокласснику сделать предложения более выразительными, используя фразеологизмы.

(Слайд №18).

Мини-тест  «Четвертый лишний»

Слайд №19

 Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Задание называется «С головы до ног».

 

        1 ряд-   Голова:                

Человек с головой

Морочить голову

Вскружить голову

Потерять голову

Не сносить головы

Отвечать головой

Как снег на голову

Голова идёт кругом

Сломя голову.

2- ряд - Глаз.

Мозолить глаза

Хлопать глазами

Говорить в глаза

Пускать пыль в глаза

Глазом не моргнуть

С глазу на глаз

Хоть глаз выколи

Открыть глаза

Как бельмо в глазу.

 

3 ряд-Ноги.

Со всех ног

Встать на ноги

Встать с левой ноги

Падать с ног

Потерять почву под ногами

Сбиться с ног

Идти в ногу

Путаться под ногами

Ног под собой не чуять.

(Слайд №20)Индивидуальные задания:

Перед вами на листах тексты ,  вы должны найти и подчеркнуть  10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и подчеркнуть их тексте.

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому - нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

(Слайд № 21). Игровое задание. Чтобы ответить на шуточные вопросы, вам нужно вспомнить фразеологизмы.

1.Какая рыба громко ревет?

2.Какая еда у некоторых людей бывает в голове?

3.Куда кладут зубы?

4.Какой грызун умеет быстро крутиться?

5.Какое насекомое можно превратить в млекопитающее?

6.Из какого инструмента можно приготовить еду?

Слайд №22 .Лингвистическая задача.

За это можно взяться, но этого нельзя коснуться.

До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это?

А)дело;

Б)лестница;

В)перила;

Г)победа;

Д)ум.

Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это?

А)кости;

Б)мозги;

В)труба;

Г)ум;

Д)щёки.

8. Обобщение полученных на уроке сведений , домашнее задание.

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

Слайд №23  Сочинение-миниатюра. Выберите любой из записанных фразеологизмов и составьте с ним 3-5 предложений в домашней работе.

Слайд №24  Домашнее задание: упр.155  или подготовьте проект –выступление для учеников начальной школы на тему «Что такое фразеологизмы?»

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог урока)

Заключительная беседа по вопросам.

-Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в Стране Русский язык есть ещё очень много других городов и станций, и там вы обязательно побываете.

Слайд №25 -Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом. 

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов

Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании

(С Богом!)

Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)

 Слайд №26

СПАСИБО ЗА УРОК!

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека: стремятся к приобретению новых знаний  умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

Листы обратной связи.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист учащегося______________________________________________________

По теме  «Фразеологизмы и их роль в языке» ( учитель  Надеждина И.Н.)

Вариант№

Грамматическая  разминка:

Задание 1: Найдите синонимы к выражению:

Бежать во все лопатки-_______________________

В час по чайной ложке-________________________

Куры не клюют- _____________________________

А каким антонимом можно заменить сочетание:

Куры не клюют___________________________________

Работа по группам: 1вариант выписывает фразеологизмы, 2 вариант –свободные сочетания:

1)Медвежья услуга, медвежья берлога.

 2)С чистым сердцем, с чистым полотенцем

3)Горькая микстура, горькая правда.

 4)Серебряная свадьба, серебряная ложка

1)____________________________________________________________________________2)____________________________________________________________________________3)____________________________________________________________________________4)____________________________________________________________________________

        

 Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему?

Задание  3: Работа в паре.

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7)с пустыми руками

8)ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4) кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел

Задание 4: Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать

2) на вес золота

3) семи пядей во лбу

4) песок сыплется

5) в час по чайной ложке

6) профессор кислых щей

7) засучив рукава

8) потерпеть фиаско

9) душа в душу

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у чёрта на куличках

4) грош цена

5) одержать победу

6) как кошка с собакой

7) глуп как сивый мерин

8) Молоко на губах не обсохло

9) со всех ног

Задание 5: Задания выполняются одновременно по вариантам. Пока 1 вариант выполняет задание «С головы до ног», 2 вариант работает над  упражнением по составлению предложений. Затем дети меняются заданиями.

Упражнение 1.Просмотрите два списка. В каком даны фразеологизмы, а в каком – их толкования? Составьте предложения с сочетаниями слов из второго списка:

1.Кожа да кости; сесть в калошу; седьмая вода на киселе;  разжевать да в рот положить.

2.Потерпеть неудачу и оказаться в смешном положении; очень худой; дальний родственник; очень подробно объяснять.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в паре.

и предложите однокласснику сделать предложения более выразительными, используя фразеологизмы- слова из первого списка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение2.

 Далее вам предстоит выполнить работу по рядам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова(1 ряд), глаз(2 ряд), ноги(3ряд). Задание называется «С головы до ног».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Индивидуальные задания с взаимопроверкой:

Перед вами на листах тексты,  вы должны найти и подчеркнуть  10 фразеологизмов.

1 вариант

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и подчеркнуть их тексте.

2 вариант.

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому- нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Задание 7.  Сочинение - миниатюра.  Выберите любой из записанных фразеологизмов и составьте с ним 3-5 предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надеждина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г-к Анапа

Слайд 2

-Скоро наступит лето? -Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. -Я оглядываюсь, а лета все нет.

Слайд 3

Фразеологи́змы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Слайд 4

Фразеологизмы могут иметь стилистическую окраску. РАЗГОВОРНЫЕ фразеологизмы используются в разговорно-бытовой сфере общения: душа в пятки уходит; ни в зуб ногой. КНИЖНЫЕ используются в публицистическом стиле и в художественной литературе: эзопов язык; гражданский долг, вавилонское столпотворение

Слайд 5

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Словосочетания 1)Любое из слов можно заменить другими словами 2) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост Фразеологизмы 1 ) В их составе нельзя заменять одно слово другим 2) Слова теряют свою самостоятельность 3) Как и слова, используются готовыми, запоминаются. Повесить нос, золотые руки, волчий аппетит

Слайд 6

Задание: 1 вариант выписывает фразеологизмы, 2 вариант- свободные сочетания: 1)Медвежья услуга, медвежья берлога. 2)С чистым сердцем, с чистым полотенцем 3)Горькая микстура, горькая правда. 4)Серебряная свадьба, серебряная ложка

Слайд 7

На (…) ногу, на (…) руку, на (…) голову. 1)левую, широкую, свежую 2)свежую, широкую, скорую 3)скорую, свежую, широкую 4)широкую, скорую, свежую Объясните значение получившихся фразеологизмов.

Слайд 8

Засучив рукава- спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как .

Слайд 9

«В гостях у слов» Время истекло. Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

Слайд 11

1. Задание: Сравните предложения и объясните, в каком из них используется свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Как вы думаете, почему одни и те же слова являются разными членами предложения. 1.С его помощью мои дела скоро пошли в гору. 2.Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику. 2.Задание: Сделайте вывод, закончив предложение. В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него фразеологизм является….

Слайд 12

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? ( Как две капли воды ) Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский? ( Как свои пять пальцев ) Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? ( У него денег куры не клюют ) После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ? ( Искры из глаз сыплются )

Слайд 13

Просмотрите два списка. В каком даны фразеологизмы, а в каком – их толкования? Потерпеть неудачу и оказаться в смешном положении; очень худой; дальний родственник; очень подробно объяснять. Кожа да кости; сесть в калошу; седьмая вода на киселе; разжевать да в рот положить.

Слайд 14

Найди «четвертый» лишний: Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть. Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

Слайд 15

Взаимопроверка 1вариант: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.) 2 вариант: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать

Слайд 16

Лингвистическая задача За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это? А)дело; Б)лестница; В)перила; Г)победа; Д)ум. Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это? А)кости; Б)мозги; В)труба; Г)ум; Д)щёки.

Слайд 18

Итак, подведем итоги нашего урока : 1. Что такое фразеологизм? 2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного? 3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения? 4. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов? 5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы и их роль в речи"

Урок повторения с использованием сингапурских структур...

Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы и их роль в речи"

Презентация "Фразеолгизмы и их роль в речи" к уроку в 10 классе...

Мастер-класс"Фразеологизмы и их роль в речи".

Мастер-класс о фразеологизмах и роли их в речи....

Фразеологизмы и их роль в жизни человека

Фразеологизмы. Какое место занимают устойчивые сочетания в нашей речи....

Проектная работа по внеурочной деятельности «Жизнь слова» на тему «Фразеологизмы и их роль в нашей речи»

  Проект творческий ,краткосрочный  ,продолжительностью 1 месяц.Тема проекта: Фразеологизмы и их роль в нашей речиАктуальность: проект, посильный школьникам 5 класса, реальн...

Фразеологизмы и их роль в русском языке.

Из этой работы вы узнаете много интересного о происхождении и употреблении фразеологизмов....