Презентация на тему "Повторяем фонетику"
презентация к уроку по русскому языку ( класс) на тему

Использовать как обобщение или повторение изученного по разделу "Фонетика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ефремова Л.Р. МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьск ЯНАО

Слайд 2

Звуки речи Буквы Гласные Согласные Слог Ударение Алфавит Я,Ю,Е,Ё

Слайд 3

Звуки речи Звук — это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума.

Слайд 4

Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков , которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].

Слайд 5

Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'], [й']

Слайд 6

Звонкие и глухие согласные звуки По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные , а шумные - на звонкие и глухие . У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [й]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'] и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'] и др.

Слайд 7

Звонкие и глухие согласные звуки Шумные согласные образуют пары по звонкости - глухости : [б] - [п]; [б'] - [п']; [в] - [ф]; [в'] - [ф']; [г] - [к]; [г'] - [к']; [д] - [т]; [д'] - [т']; [з] - [с]; [3'] - [с']; [ж] - [ш]. Непарными глухими являются [х], [х'], [ц], [ч'], [ш']. Сонорные согласные также являются непарными (у них нет глухой пары) [р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [й].

Слайд 8

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Слайд 9

Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в']ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.

Слайд 10

Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьме — тьма, возьми — возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с'], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме

Слайд 11

2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме

Слайд 12

Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме

Слайд 13

Сильные и слабые позиции звуков

Слайд 14

Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой - без ударения. Например, ср.: сом - сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома - сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])

Слайд 15

Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил - бил, слой - злой, твоих - двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости - на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот - молод ([т]), киска - низко ([с]), сдал - здание ([з])

Слайд 16

Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости - на конце слова (удар - ударь), перед гласными (нос - нёс), перед твёрдыми согласными (изба - резьба). Слабая позиция - перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н'])

Слайд 17

Слог

Слайд 18

Ударение

Слайд 19

Буквы Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы , не обозначающие звуков 2 буквы

Слайд 20

Алфавит

Слайд 21

Буквы е, ё, ю, я Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение : они могут обозначать два звука: [й] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а] и один звук (только гласный). Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел [п'э]л, лёг [л'о]г, сюда [с'у]да, пять [п'а]ть

Слайд 22

Буквы е, ё, ю, я Два звука эти буквы обозначают:

Слайд 23

Упражнения

Слайд 24

Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Ложь, льёт, ёж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля. Ложь, ёж, солнце, мыться, честный

Слайд 25

Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык. Яд, ящик, яркий, юг, язык

Слайд 26

Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка. Место, въезд, ряд, объём, плёнка

Слайд 27

Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сверстник, лёд, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк. Сверстник, пять, счет, речь, учиться

Слайд 28

Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. Чашка, злоба, скорбь, сыпь, омуль, роспись, сто, эмаль, растёт, миндаль, учиться, ясный, степь, катить. Чашка, сыпь, сто, учиться, степь, катить

Слайд 29

Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. Хрусталь, мебель, деталь, пора, бежит, рояль, бодрый, желаю, шампунь, луна, мозоль, близкий, гавань, нарядный, зеленеет. Мебель, рояль, бодрый, желаю, луна, мозоль, гавань, нарядный

Слайд 30

Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. Весло, кладовка, гнездо, боязнь, холода, походка, моток, вода, доктор, сядь, маслёнка, орёл, голосок, чашка, жив. Кладовка, холода, походка, моток, вода, доктор, голосок, жив

Слайд 31

Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: Зеленеть, еловый, щавель, семья, укрощать, ясень, зверёк, прославлять, девять, кисель, морщинка, питьё, хищение, тянуть, чаша Зеленеть, щавель, семья, ясень, девять, кисель, питьё, хищение

Слайд 32

Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й Звуки - [б],[л],[ш],[к],[т],[р],[й]. Буквы – бэ, эль (или эл), ша, ка, тэ, эр, и краткое

Слайд 33

Чем отличаются данные слова? Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи. Занос – занёс, завал – завял, сток – стёк. Груздь – грусть, туш – тушь. Лёд – лёт; лёд – лот

Слайд 34

Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: рыба, рыбёшка, рыб, рыбка. Рыба – [рыб], рыб, рыбка – [рып], рыбёшка – [рыб , ]

Слайд 35

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука. Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька

Слайд 36

Сколько раз в предложении встречается звук [д]? Недели две назад еду я полем. Ответ: 2, в словах две и еду, в слове недели – [д] мягкий, в слове назад звук [т]

Слайд 37

Назовите звуки, которыми может передаться буква с буква с может обозначать звуки: [с] ( сад [сат]), [с’] ( сюда [с’уда]), [з] ( сдать [здат’]), [з’] ( сделать [з’д’э́лат’]), [ж] ( сжать [жжат’]), [ш] ( расшить [рашшы́т’]), [щ’] ( расщепить [ращ’щ’ип’и́т’]

Слайд 38

Назовите звуки, которыми может передаваться буква а буква а может обозначать звуки: [а] ( мал [мал]), [и] ( часы [ч’исы]), [ы] ( жалеть [жыл’эт’]

Слайд 39

Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. звук [и] может быть обозначен буквами: и ( мир [м’ир]), а ( часы [ч’исы́]), я ( ряды [р’иды́]), е ( певун [п’иву́н]).

Слайд 40

Назовите слова, в которых 5 звуков: учиться, якорь, объезд, солнце, боязнь, счетчик, белая [уч , ица], [йакар , ], [сонцэ], [ш , оч , ик]

Слайд 41

Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, хвастун, ошибка, добрый. Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, ошибка

Слайд 42

Расставьте ударение в словах: Звонит, тортов, плато, щавель, углубить, звонить, цемент, фарфор, простыня, арест, верба, диалог, случай. ЗвонИт, тОртов, платО, щавЕль, углубИть, звонИть, цемЕнт, фарфОр, простынЯ, арЕст, вЕрба, диалОг, слУчай

Слайд 43

Назовите слова, в которых произносится [шн]: Удачный, что, конечно, точечный, скучно, скворечник, точно, двоечник, Ильинична. Что, конечно, скучно, скворечник, двоечник, Ильинична

Слайд 44

Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль

Слайд 45

Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: Ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток, яр, ешь, тля. Лей, ноль, люк, лёд, лён, толь, пол, кот, рай, шей, альт

Слайд 46

Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] - еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир

Слайд 47

Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение. 1995. Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, 2008. http://gramma.ru/ http://www.traktat.com/language/book/fonetic/fon.php Картинки и рамки из инфотеки Интергуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме «Фонетика»

Презентация к урокам по теме «Фонетика»Презентация «Фонетика» может быть использована на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении, при сопутствующем повторении орфографии ...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Презентация к уроку "Фонетика. Гласные звуки".

Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи. Звуки речи изучает фонетика....

Презентация по теме "Фонетика. Повторение пройденного" (7 класс)

Повторение пройденного материала за 7 класс с использованием мультимедийной презентации...

Презентация к уроку "Фонетика"

Звонкие и глухие согласные...