Презентация "Самостоятельные и служебные части речи"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Горячева Татьяна Борисовна

Презентация содержит теоретический материал и задания по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.

Слайд 3

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

Слайд 4

1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис . Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.

Слайд 5

Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. самостоятельные служебные Страничка истории

Слайд 6

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 7

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ НАРЕЧИЕ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ

Слайд 8

а Небо нахмурилось, но пошёл дождь. и а Все ждали дождя, но его всё не было. и а Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

Слайд 9

Небо нахмурилось, и пошёл дождь. Все ждали дождя, а его всё не было. Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. Повторить задание

Слайд 10

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Обозначает действие Не является членом предложения Обозначает признак предмета Обозначает предмет Не отвечает на вопрос Правильный ответ

Слайд 11

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Не является членом предложения Не отвечает на вопрос Повторить задание

Слайд 12

Девочка стояла у доски . около рядом с возле Правильный ответ

Слайд 13

Девочка стояла около доски (Р. п.) . Девочка стояла возле доски (Р. п.) . Девочка стояла рядом с доски . Повторить задание

Слайд 14

Жили-были кот , дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют . Правильный ответ

Слайд 15

Жили-были кот (сущ.) , дрозд да петушок – золотой (прил.) гребешок. Жили (глаг.) они (мест.) в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят (глаг.) в лес дрова (сущ.) рубить, а петушка одного оставляют (глаг.) . (А. Толстой) Повторить задание

Слайд 16

не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. Правильный ответ

Слайд 17

Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. отвечает на вопрос является членом предложения обозначает предмет Повторить задание

Слайд 18

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он , ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит , что где-то совсем близко зайцы кричат и его , серого Волка , поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк Правильный ответ

Слайд 19

Кричат зайцы ( существительное ) про ( предлог ) волка, а ( союз ) волк – тут как тут. Ходил ( глагол ) он ( местоимение ) , ходил в ( предлог ) лесу ( существительное ) по своим волчьим ( прилагательное ) делам, проголодался ( глагол ) и ( союз ) только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит ( глагол ) , что где-то совсем близко ( наречие ) зайцы кричат и его ( местоимение ) , серого ( прилагательное ) Волка ( существительное ) , поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д. Н. Мамин-Сибиряк Повторить задание

Слайд 21

Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист) ; Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Слайд 22

Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый) ; Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий) . Таблица

Слайд 23

Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь) ; Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый) . Таблица

Слайд 24

Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Слайд 25

Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица

Слайд 26

Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица

Слайд 27

Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию: летящий самолет; забытая книга. Таблица

Слайд 28

Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая ); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись ); При каком условии?( не поссорившись , не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь ); Таблица

Слайд 29

Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Слайд 30

Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Слайд 31

Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки : Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Слайд 32

Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо! Ой , больно! Таблица

Слайд 33

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол) , явлений (гроза) , отношений (кит больше слона ) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

Слайд 34

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...