Обобщение по теме "Текстоведение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Козлова Елена Павловна

Текстоведческий анализ текста. Работа с биномами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Учитель ОУ № 93

                                                                                                         Московского района  

                                                                                                          г. Н. Новгорода

                                                                                                       Козлова Елена Павловна

                          Конспект открытого урока русского языка в 6 классе

 Урок был проведён в рамках  межшкольного семинара для учителей,

работающих по УМК Львовой С.И.

На уроке присутствовали учителя различных школ города и автор федеральных учебников по русскому языку 5-9 классов  д.п.н., профессор,  заведующая  Лабораторией методики преподавания русского языка  РАО Львова С.И.

                                   

Тема: «Обобщение по разделу «Текстоведение»

Цели:

  • совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ текста;
  • учить текстопостижению и тексторождению;
  • развивать логическое мышление, формировать культуроведческую компетенцию;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • прививать эстетическую культуру.

Оборудование:

  • опорный конспект «Типы речи»;
  • аудиокассета с фрагментом   Первой симфонии П.И. Чайковского «Зимние грёзы»;
  • альбом Е.Н. Колокольцева «Развитие речи. Репродукции картин»

  1. Оргмомент.
  2. Разминка. Проверка домашнего задания. Дома учащиеся готовили «биномы фантазии»: берёза – снег; рука – берёза; берёза – облако.

Ученики читают свои «биномы».  Класс слушает и выбирает лучшие миниатюры.

Примеры «биномов»:

  1. Берёзы сияли в лучах солнца. Белые, гибкие веточки их, как руки, протянулись к нам и шептали ласковые слова.
  2. Нет дерева белее, чем летнее облако. Только берёза может порадовать нас удивительной белизной.
  3. Хорош берёзовый лес во всякую пору. Особенно поздней осенью. Берёзы такие же белые, как первый снег.

Учитель.

Подведём итоги.  Чья работа отличается смелостью мысли?

Что же явилось точкой соприкосновения непохожих имён существительных? Давайте посмотрим, случайно ли это. Пользуясь этимологическим словариком, данным в 3 части учебника, объясните происхождение слова «берёза».

Ученики  работают со словарём, отвечают.

Учитель.

Сочиняя «биномы фантазии», вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки?

Ученики: единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая  связь, логическая  связь.

Учитель.

Назовите раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения.

Ученики:

Текстоведение – раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения – тексты, особенности построения и содержания,  языковые средства  связи предложений в тексте.

3. Постановка целей и задач урока.

4. Проверочная работа по вариантам – тест № 3 (по вариантам) 1-4 задания, взаимопроверка.

5. Работа с текстом учебника. Упр. 221.

Учитель.

Итак, сегодня мы продолжим разговор о тексте. Учась у мастеров слова, будем постепенно овладевать законами сочинительства. Почти на каждой страничке нашего учебника есть задания «Мини-сочинения». Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное), мы спокойно подойдём к большим работам. Давайте поработаем с  миниатюрой В. Бочарникова  в учебнике (упр. № 221).  Работа по заданиям учебника:

  1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Определите тип речи.

Ученики:  «Весёлая берёза», рассуждение с элементами описания.

  1. Какова основная мысль текста? Согласны ли вы с ней? Каким способом автор обосновывает свою точку зрения?

Ученики: Самая притягательная берёза – весенняя. В рассуждении используется описание предмета – показать отношение к любимому предмету, используется лексический повтор, эпитеты «весенний» и др.

  1. Определите способ связи предложений в тексте. Случайно ли выбран именно такой способ связи? Обоснуйте своё мнение.

Ученики: Связь параллельная. Последующие предложения развёртывают, конкретизируют смысл первого. Повторы при параллельной связи – средство экспрессивное, для подчёркивания, выделения чего-либо. Здесь для выделения главной мысли.

  1. А как вы понимаете словосочетание «весёлая берёза»? Подберите синонимы. Обратитесь к нашему любимому словарику синонимов (учебник, ч.3,с.50).

Ученики самостоятельно работают: подбирают синонимы, используя словарик синонимов, записывают в тетрадь.

6. Работа с текстом (упр. № 60 рабочей тетради. ( стр. 69)

Учитель. Зимние берёзы смотрятся холодно, - считает В. Бочарников. А как считает И.С. Шмелёв?

Выразительное чтение текста учителем.

  1. Понравился ли вам текст? Почему?

Ученики :  Яркий, образный, красочный, выразительный.

  1. Вернёмся к началу урока. Вспомните биномы фантазии. Что явилось точкой соприкосновения для их создания? Вспомните этимологию слова «берёза». Найдите биномы во второй части текста. Объясните их. (берёзы – белые видения) Что явилось точкой соприкосновения для их создания?
  2. Зачем автор использует так часто восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке? Ученики :  Восклицательные знаки – повышенная эмоциональность, восхищение;  многоточие – знак умолчания – сильное выразительное средство. Умолчание обычно рассчитано на то, что читатель продолжит мысль автора, что это вызовет у читателя определённые эмоции. Недаром русская пословица гласит: «Слово – серебро, молчание – золото».
  3. Посмотрите на фигуру умолчания, дайте волю своим чувствам, представьте зимнюю берёзу. Речь автора прервана. Ваша задача – творчески завершить её и написать о поразившем вас видении берёзки в зимнюю пору. В этом нам поможет музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского и репродукции картин известных живописцев из альбома Е.Н. Колокольцева.

Звучит музыка ( Фрагмент из Первой симфонии «Зимние грёзы» (2 часть)). Попробуйте создать текст – описание. Постарайтесь передать своё отношение к предмету описания.

7. Сочинение-миниатюра «Берёзы – белые видения»

Ученики пишут сочинение. Музыка звучит фоном. На партах – открытые альбомы с репродукциями. После того, как отзвучит музыка, ученики читают свои работы. (4-5 работ)

       Учитель.

Найдите в каждом сочинении «золотые» слова, «золотые» выражения.  Они, возможно, помогут нам  отредактировать ваше собственное  сочинение, сделать его по-настоящему «золотым».

8. Домашнее задание.

Учитель: Чтобы вы хотели дома сделать после нашего урока?

Ученики:  1) Дописать сочинение. 2) Написать сочинение о берёзе в другое время года.

9. Итоги урока.

Ребята, какая часть урока и  какая высказанная на уроке мысль позволит вам писать интересные сочинения? Что нового  вы узнали? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

А я сегодня поняла, что среди вас много художников, тонко чувствующих красоту слова.

                                                       Отзыв об уроке**

                          Автор учебника, Львова Светлана Ивановна,  об уроке Е.П. Козловой

        Удивительно красивый урок, удивительно красивый учитель, умные и красивые дети…

Я давно не переживала такого эмоционального напряжения, присутствуя на уроке русского языка. А все мои эмоции, конечно же, по поводу мысли, педагогической силы и культуры,  которые наполнили  урок Елены Павловны. Урок, посвященный тексту, весь был построен как высокохудожественный текст: зачин, основная часть с действием и кульминацией, концовка и открытый финал. Говоря словами дидактики,  урок выстроен методически безукоризненно и талантливо. Все его этапы: от  мотивационного -  до рефлексивного,  были подчинены единой цели -  научить детей постигать тексты  мастеров и создавать собственные тексты, пользуясь знаниями текстоведения.

        Самое главное – на уроке творил не только учитель, но и его ученики. Дети читали, анализировали, сравнивали, выбирали, редактировали, объясняли, обобщали, сочиняли и писали. Развивались не только навыки чтения и письма, но и навыки слушания (аудирования)  и говорения.

        Мы увидели сегодня отлично обученных шестиклассников: они прекрасно владеют изученным материалом, демонстрируя навыки культуры речи и письма.

        Эмоциональное напряжение урока носит и воспитательную функцию, так как все тексты урока были посвящены русской теме. Без ложного пафоса и патриотизма дети учились любить родной язык и Россию.

        Огромная благодарность учителю за то, что она мудро использует учебную книгу, знает и понимает концептуальные основы программы по русскому языку, использует особенности учебника. Предлагаю учителю публиковать свои уроки на сайте издательства «Мнемозина», выпускающей учебники по русскому языку, посылать свои наработки автору учебника, чтобы этими материалами могли воспользоваться учителя всех регионов.

                                                                                         Львова С.И.

                                                                                        Электронный адрес: svetlvove@yandeх.ru

                                                                                        Телефон: 501-60-01

** Отзывы записаны с видеозаписи данного урока и процесса его анализа и обсуждения. Запись урока, к сожалению, повреждена в ходе переписывания с кассеты на диск.

                                                                                                             Ноябрь 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...