Обобщающий урок по теме "Фонетика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кочерга Елена Васильевна

Заключительный урок по теме " Фонетика и графика" , проведенный в форме урока-путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_5_klass.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок

по русскому языку в 5 классе

по теме «Фонетика».

Урок-путешествие по стране

Букв и Звуков.

Обобщающий урок по теме "Фонетика" (урок-путешествие) 
       Цели урока: обобщить и закрепить понятия, изученные в теме; обогащение словарного запаса учащихся, способствовать развитию интереса учащихся к фонетическим особенностям языка. 

Оборудование урока:

Эпиграф на доске, карта страны Букв и Звуков, письмо, карточки с частью глаголов.


                                                      Ход урока.
I.        Орг. момент (настрой уч-ся на урок, приветствие, организация урока)

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда!

Что ж начнем урок, друзья.


II.        ─ Сегодня, ребята, мы с вами совершаем путешествие по интереснейшей стране-стране Букв и Звуков. Мы пройдём по её долинам, взберёмся на её горы, побываем в её городах, посидим у костра. И, конечно же, посмотрим, как живут в этой стране наши старые знакомые - буквы и звуки речи. Наши знакомые очень хитрые и шустрые жители этой страны. И часто заставляют нас ломать головы над задачами, которые перед нами ставят, задумываться над "ошибкоопасными" местами в словах. И мы должны сегодня подружиться с этими хитрецами, и проявить все свои знания, умения, навыки, а иногда и выдумку, догадку.

        ─ Отправляемся мы из посёлка "Фонема". Как вы думаете, кто здесь живёт, что это за посёлок?

        ─ Пропуском в посёлок "Фонема" будут для нас слова стихотворения

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу снежинок?

Сколько в дожде дождинок?

Сколько звуков у речи?

        ─ Давайте ответим на эти вопросы.

        ─ Ребята, а почему звуков речи 42, а букв - 33? (потому что есть мягкие звуки, ь и ъ-нет, я, ю, ё, е + буквы)

        ─ Действительно, отношения между буквами и звуками непросты. Конечно, письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Но иногда писатели, поэты очень стараются передать звуки нас окружающие при помощи письма. Давайте вспомним, как они это делают, для чего? А вспомнить нам поможет  … (заранее подготовленный ученик) и «шуршащая песенка» В. Приходько.

       Пешком шагали мышки по узенькой дорожке. От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щёлкали орешки - От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, А на пушистой киске и мягко и приятно. Если кошке по пути-отчего не подвезти!?

          ─ Итак, для чего автор так часто употребляет звук [ш]?

          ─ А вот другой пример приготовил ...(ученик). Стихотворение В. Суслова.

Ливень льёт!

Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет!

Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: "Ура! Вперед!"

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой.

-Что мне волны! Самый полный!

- Не сдаётся рулевой!

           ─ А в этом стихотворении, какой звук повторяется чаще всего, для чего?

           ─ Вспомните, ребята, как мы называем такой прием, когда часто повторяются одни и те же звуки в стихотворении. (аллитерация).

           ─ Для чего она служит?

           ─ Конечно, для усиления фонетической выразительности речи, для создания тональности стихотворения, музыкальной атмосферы.

           ─ Дальше, отправляемся к озеру "Загадки". Мы говорим, что фонемы очень хитрые, часто от нас прячутся. И сейчас мы поиграем в прядки у Озера "Загадки". А чтобы быстро найти спрятавшегося хитреца, давайте вспомним, что изменяется в слове, когда изменяются фонемы?

Итак, решаем загадки:

1. С глухим шипящим, Круглый, как мячик, Со звонким - как огонь горячий. (Шар-жар)

2. С глухим согласный - наливается в поле. Со звонким - сам звеню в раздолье. (Колос – голос). 
3. С глухим - траву она срезает, Со звонким - все листочки объедает. (Коса -коза).

           ─ Подчеркните звуки, которыми отличаются слова. 

           ─ Чтобы продолжить наш путь и погреться у костра, мы должны перебраться через реку. А мостиком нам послужит фонетический разбор слов: косьба, вьюга.

Косьба – кось-ба´

к – [к]- согл,гл.

о – [а]-гл

с – [з´] – согл,зв.

ь – [-]

б – [б] – согл,зв.

а – [а´]-гл

6 б. 5 зв.

Вьюга - вью´-га

в – [в´]-согл.,зв

ь – [-]

ю – [й´-согл,зв

         у] –глас.,удар

г – [г] –согл, зв.

а – [а]-глас

5 б. 5 зв.

-Перебрались мы через речку и расположимся на привале у костра. А чтобы нам было приятно посидеть, давайте посмотрим, что за сюрприз нас ожидает?

Выскакивает ворона

-Кра!

-кричит ворона.

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Гром украл он из  кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана.

У тебя ведь нет кармана.

-Как!

-подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

-Что ж вы раньше не сказали!

Кар-раул!

Кар-р-рман!

Укр-р-рали!

Ой, совсем, совсем забыла, я письмо для вас носила

    ─ от Алеши принесла. Где ж записка? Вот беда, без кармана никуда!

    ─ Давайте посмотрим, что в этой записке.

   "Ньаньа, Ньура! Йа буду у Йуры. Альоша".

    ─ Ох, ворона-ворона. Эта записка не нам, она предназначается... Что-то не пойму, кому? Ребята, давайте исправим ошибки, а то никто не поймёт, что здесь написано.

    ─ Почему Алёша сделал эти ошибки?

    ─ Посидели, ребята, отдохнули, и вперёд к городу Алфавит. Но что здесь случилось? Бунт. Все буквы взбунтовались, никто не хочет стоять в слове первым. Они то и дело кричат: "Я - не якало".

А я тоже спряталась на своё последнее место и не хочет оттуда уходить. Слова все расстроились. Ведь без первых букв и звуков они ничего не значат. Давайте поможем буквам найти свои места, поверить в свои силы, и докажем, что любая может быть на первом месте.

    ─ У нас даны глаголы, найдите их.

-ей (бей, вей, пей, сей, шей, лей)

-ою (вою, дою, пою, ною, рою)

-ить (шить, бить, вить, пить, жить, лить)

-арит (варит, парит, дарит, жарит, царит)

4. - Молодцы! Навели порядок в городе. А теперь давайте взберёмся на горы, на их пик "Ударение". А в этом нам поможет ... и стихотворение Я. Козловского, что она прочитает. А вы из стихотворения должны выписать пары слов, имеющие одинаковые написание, но разные по звучанию, ударению.

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на О-

Исчезло чудно,

Родилось чудно´.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

- Не мука´, а мука,

Поварам наука.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ири´с,

А вышивает и´рис.

На двери за´мка

Нет замка´.

Живёт щего´л здесь-

Первый ще´голь.

И утром бе´лка

Из белка´

Ему сбивает гоголь-моголь.

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вило´к

Вскачь от ножей и ви´лок.

           ─ Назовите, какие пары слов вы выписали?

5. Бегом, ребята, на "Веселый привал". Я прочитаю загадки, а вы записываете отгадки.

1. В воде купался.

А сух остался (гусь)

2. Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за руку водят (дверь)

3. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня? (коньки)

4. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

5. Красна корова

Всю солому поела (огонь)

        ─ Что общего между этими словами?

        ─ Для чего в них пишется мягкий знак?

6. Долина "Словарей".

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется... (перрон)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называется... (хоккей)

На большом расстоянии

Мчится он без опозданья,

Пишется в конце два с

Называется... (экспресс)

Во мне два к не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте,

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом... (аккуратный)

7.       ─ Ну вот, мы благополучно добрались до привала "Оценка". Сегодня хорошо работали на уроке...

8.       Итог урока. Ну как, ребята, интересная наука Фонетика?

          ─ Чему она нас научила, что мы узнали нового?

9.        Д/З. подготовиться к диктанту. Упр. 305.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....