Порядковые числительные (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дремова Татьяна Николаевна

Конспект урока в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poryadkovye_chislitelnye_6_klass.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

 Порядковые числительные (6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый. проблемный.

Учитель: Дремова Татьяна Николаевна

Цель урока: обучение  особенностям  порядковых числительных

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • организовать деятельность  учащихся   по  изучению  порядковых  числительных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в группах, парах
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист, рабочий лист.
  • Лист самооценки
  • Сигнальные карточки

Структура урока:        

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь                                                        (Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа                                                                          (Слайд 2)

Класс поделить на 3 группы, каждая стоит у своей зоны.

Первый ученик каждой группы просит ребят   рассчитаться по порядку, после расчета, говорит: «Группа к уроку готова!».

Фронтальный опрос. 

А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у  каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные?  (на порядок). Делаем вывод, какие это числительные?

Значит тема  сегодняшнего урока?  ( порядковые числительные). Учащиеся записывают тему урока.
Запишем её в тетрадях.                                                                                                                                    

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока

Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся:  Это порядковые числительные.

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

Физ. минутка (пауза релаксации)

(Создание проблемной ситуации).                                                                                                                                                                    

А какие праздники у нас впереди?  (23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая).  

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне).  Война длилась долгие  четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войне.

 А какой год   был  самым  тяжелым?

Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения.

Первый год войны был самым тяжелым  для русского народа.

 (Возникновение проблемной ситуации)                                                        Слайд №3

Ребята,  с какой  проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос:  какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы,  и  выдвижению гипотезы).

Задание№1:  Из предложения выпишите словосочетания

Первый   год                                         Тяжелый     год        Слайд №4.

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде.

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

(Задания по решению проблемы)                                                                                          

Задание №2

Склонение прилагательного         

 И. п. тяжелый год

 Р. П. тяжелого года

 В.п.  тяжелый год

 Д. п. тяжелому году

 Т.п.  тяжелым годом

 П.п.  о тяжелом годе                           Слайд №5   

Самостоятельно просклонять числительное         

 И. п. первый год

 Р. п. первого года

 В.п.  первый год

 Д. п. первому году

 Т.п.  первым годом

 П.п.  о первом годе                                  Слайд №6   

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

Задание № 3  придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.

Первая  битва  (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение  (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)                                                                                     Слайд №7   

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Гипотеза подтвердилась.

Коллективная работа

(1 ученик у доски) остальные на местах

У доски и на местах

Самостоятельно с проверкой

Совместная работа

Физкульт-минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Закрепление изученного материала

Задание №1.  Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году.

Самостоятельная работа.

Просклонять числительное  тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях.   2 ученика у доски. Выделить окончания.

Тысяча  девятьсот  сорок первый                        

Тысяча  девятьсот  сорок первого                        

Тысяча  девятьсот сорок первому                        

Тысяча  девятьсот сорок первый                

Тысяча  девятьсот сорок первым                

О тысяча  девятьсот сорок первом        

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой  еще вывод можно сделать?

Задание №2.  Из предложения:                     Слайд №8     

Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

выпишите числительное.  Какое это числительное?

Двухмиллионный

Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать  в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно  пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.

железная дорога – железнодорожный                                                               Слайд №9            сельское хозяйство-  сельскохозяйственный                                                                                  

двух миллионов – двухмиллионный

пять десятков – пятидесятый

шесть сотен -   шестисотый

  Учащиеся: Состоит  из 2 слов (количественного числительного в Р.п  и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное -  сложное.

Задание № 3  Словарная работа. Рассмотрите примеры  в таблице.          Слайд № 10

                                           Сложные порядковые числительные

- десятый

-сотый

-тысячный

-миллионный

пятидесятый   шестидесятый             семидесятый

двухсотый  трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый  семисотый восьмисотый  девятисотый

Двухтысячный     трёхтысячный четырёхтысячный  пятитысячный шеститысячный  семитысячный восьмитысячный девятитысячный

запомнить: девяностотысячный стотысячный

Двухмиллионный    трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный шестимиллионный  семимиллионный восьмимиллионный девятимиллионный

Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради. Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка.

Задание № 4  Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. Давайте им подпишем поздравительные открытки. А как правильно подписывать открытки?  Используя порядковые числительные? Существует правило.                            Слайд № 11.  

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

      Д.п.          Р.п.                                                 Т.п.       Р.п.                                        

К  восьмому  марта                               перед  первым  апреля

2)  Если перед числом будут стоять  слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.                                                                                              

                             И.п.           Р.п.

С праздником    Восьмое   марта

Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили.                                                                                      Теперь практическая работа. 

Дети получают карточки и выполняют в них по 3 задания.  

Уровень выбирают сами                                                                                    Приложение

Самостоятельно в тетрадях.   2 ученика у доски.

Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.

Составляется кластер

У доски и на местах

Работа в парах

работа  осуществляется в группах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итог урока.                                                                                                                 Слайд № 12

-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)

-как изменяются порядковые числительные?  (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?                                    (от существительного, к которому оно относится).

Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Домашнее задание: (1 мин)

  1. Упражнение  404   (по заданию) 
  2. Упражнение  405 (по заданию)                                                      
  3. Упражнение  406 (по заданию)                                                                 Слайд 13

Запись учащимися задания в дневники.

Количественное числительное в Р.п.

Порядковое числительное

Двухмиллионный

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Презентация "Порядковые числительные" 6 класс

В данной презентации представлен теоретический материал по теме и даны задания для закрепления...

Конспект занятия "Порядковые числительные" 3 класс

Урок введение нового грамматического материала. Урок с элементами игры и творчества....

Распределительный диктант "Количественные и порядковые числительные", 6 класс

При разработке диктанта использован учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Русский язык, 6 класс.- 26-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 239 с....

Выборочный диктант по теме "Порядковые числительные" 6 класс

В данной презентации содержится краткий теоретический материал по теме, а также представлен языковой материал для проведения выборочного диктанта в 6 классе, система оценки....

Презентация_порядковые числительные_3 класс

наглядный материал  - порядковые числительные (Биболетова, 3 кл.)...

Урок русского языка на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс)

Урок русского языка  на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс)....


 

Комментарии

Лесная Дина Сергеевна

Татьяна Николаевна, Ваша разработка очень интересная. Урок прошел на "Ура".