Развитие мыслительных операций. Анализ и синтез на уроках русского языка в 5 классе
презентация к уроку по русскому языку ( класс) на тему

Концедалова Татьяна Владимировна

Данная презентация была использована на уроке русского языка в 5 классе, а затем взята за основу для выступления на педсовете "Особенности ФГОС ООО: теория и практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на педсовете 62.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мыслительных операций (УУД) на уроках русского языка в 5 классе Анализ и синтез

Слайд 2

Раздел: Синтаксис Тема: Словосочетание и предложение Главное: - учиться опознавать словосочетание, предложение, их виды - учиться строить с ловосочетание и предложение

Слайд 3

Сказка В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, которую звали Мышление. Любимым занятием королевы было думать, размышлять, решать задачи, выполнять упражнения. Но она была очень стеснительной и никогда не выходила из дома, а книг она не читала. Поэтому ее придворные слуги приносили ей всю информацию. Правда, королева Мышление была слеповата, и , чтобы разобрать, какую информацию ей принесли слуги, она надевала очки – мыслительные операции. Очки эти не простые, а волшебные. Когда, например, королева хотела рассмотреть части какого-либо предмета, выявить его признаки, она надевала очки, или мыслительные операции, которые назвались анализ.

Слайд 4

Когда Мышление использовала эту мыслительную операцию, она говорила: «Я анализирую», то есть Мышление анализирует, чтобы рассмотреть части предмета, выявить все признаки явления. Например, увидела королева ручку, надела очки, которые называются анализ, и сразу оказалось, что перед ней не ручка, а ее части: стержень, колпачок, футляр. Другие очки использовала королева, когда, наоборот, хотела собрать целое из частей. Эта мыслительная операция называется синтез. Видит королева части ручки (стержень, футляр, колпачок), надевает очки синтез, и чудо! Перед ней целая ручка.

Слайд 5

Наша задача: надев очки – анализ и синтез, научиться различать словосочетание и предложение, их виды, учиться строить словосочетания и предложения

Слайд 6

Сначала рассмотрим словосочетания. Наденьте очки анализ. Проанализируем словосочетания с целью увидеть части, главное и зависимое слова, вид словосочетания по характеру выражения главного слова, тип подчинительной связи. Солнечный день листья осины, любоваться закатом, выполнить быстро -Каковы признаки словосочетания?

Слайд 7

- Назовите только словосочетания. Какая мыслительная операция понадобится? краски радуют, водить за нос, чуткие и зоркие осенний наряд, около моря, любоваться закатом, потерять голову, Вывод: - К акие сочетания слов не являются словосочетанием?

Слайд 8

Теперь наденьте очки синтез, чтобы собрать словосочетания из частей – слов. 1. Горячий, солнце 2. Кактус, окно, на 3. Ехать, в, троллейбус 4. Высоко, подпрыгнуть Вывод: как построить словосочетание из слов ? При каком типе подчинительной связи главное слово не «командует» зависимым?

Слайд 9

Предложение Наденьте очки анализ. Проанализируйте предложение. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. - Наденьте очки синтез. Постройте предложение. Волшебница, вот, сама, и, зима, идет

Слайд 10

Проанализируйте предложения Играют краски л..стопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устилает тр..пинки чащ. Октябрь. Ветер — бессменный дворник леса. Замолкли птицы.

Слайд 11

Вопросы для анализа: Найдите односоставное предложение. Найдите нераспространенные предложения. Найдите распространенные предложения. Найдите простые предложения. Найдите сложные предложения.

Слайд 12

Составьте текст из предложений . - Какая мыслительная операция понадобится?

Слайд 13

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»

Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....

Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы

Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

«Развитие мыслительной деятельности как профилактика неуспеваемости на уроках русского языка».

Выявление и профилактика причин низкой успеваемости у школьников среднего и старшего звена....

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....

«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»

Темой моего научного исследования является «Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания», то есть выбранным лично...