Олимпиада по русскому языку для учащихся с ОВЗ.
олимпиадные задания по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Повышение познавательного интереса к русскому языку и поощрение учащихся, проявляющих интерес к предмету. Реализация возможности использовать полученные школьниками теоретические знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx13.9 КБ
Файл olimpiada_8_klass.docx23.72 КБ
Файл olimpiada_9_klass.docx25.08 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.08 МБ
Файл 2_tur.docx15.99 КБ
Файл razminka.docx13.28 КБ
Файл sint._dlya_olimpiady.docx19.74 КБ
Файл sredstva_vyraz._rechi.docx13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для учащихся 8-9 классов.

2015-2016 учебный год.

Время проведения: 1 тур-15-16 марта; 2 тур-5 апреля.

 1 тур Олимпиады проводился по заданиям, составленным в формате ОГЭ с учётом учебной программы.

 2 тур Олимпиады проводился в форме внеклассного мероприятия в присутствии жюри.

Цели:

1. Повышение познавательного интереса к русскому языку и поощрение учащихся, проявляющих интерес к русскому языку. Реализация возможности использовать полученные школьниками теоретические знания на практике.

2. Демонстрация практической значимости изучения русского языка для успешности в различных предметных областях.

3. Решение социальных проблем в виде уменьшения негативных явлений в молодежной среде через приобщение учащихся к самосовершенствованию.

Жюри:

Василевская О.А.- руководитель ШМО

Неклюкова Е.И.- учитель русского языка и литературы

Кутуева И.К.-учитель химии и биологии

Составила задания для 1 тура Спиридонова Н.В., учитель русского языка и литературы.

Провели 1 тур: 8 «А» Неклюкова Е.И.; 8 «Б»,9»А», 9«Б» Спиридонова Н.В.

Проверяла работы Спиридонова Н.В.

2 тур Олимпиады разработала и провела Спиридонова Н.В.

Для проверки работ и подведения итогов создана комиссия (жюри).

Победители награждены грамотами.

Руководитель ШМО:                                      О.А. Василевская.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 1 тур.

(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые...

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь — и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37) Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик проснулся?» 

1) Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.

2) Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём.

3) Он не мог спать в непривычной для него тишине.

4) Он размышлял о предстоящих сражениях.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

3. Из предложений 29—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

4. Из предложений 3—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

5. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «человеческая жизнь» (предложение 37), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

8. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

        

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) проваливаюсь,(4) как в пух.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) проваливаюсь,(4) как в пух.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 1 тур.

(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые...

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь — и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37) Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик проснулся?» 

1) Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.

2) Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём.

3) Он не мог спать в непривычной для него тишине.

4) Он размышлял о предстоящих сражениях.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

3. Из предложений 29—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

4. Из предложений 3—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

5. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «человеческая жизнь» (предложение 37), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

8. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 

Нет,(1) я,(2) кажется,(3) не усну. Осторожно,(4) чтоб не разбудить ребят,(5) выхожу во двор,(6) аккуратно притворив дверь.

        

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.

12. Среди предложений 12—16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 35—40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Фразеологизмы. Два сапога не подточит. Взять себя в ноги. Обвести вокруг репы. Крокодиловы пальцы. Сулить золотые слёзы.

Слайд 3

Средства выразительности речи. Олицетворение. Эпитет. Сравнение. Антитеза.

Слайд 4

1. Кто чаще использует средства выразительности речи? 2. Какой стиль речи невозможно представить без средств выразительности?

Слайд 6

Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... ( А.С.Пушкин ) Я был, как лошадь загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком .( С.А.Есенин ) В стране далёкой — в краю родном. ( М.Ю.Лермонтов ) Вечная пропись перед глазами. ( Н.В.Гоголь )



Предварительный просмотр:

Олимпиада II тур.

Внеклассное мероприятие.

Цели:

  1. Повышение познавательного интереса к русскому языку.
  2. Продолжить формировать умение применять теоретические знания на практике.
  3. Развитие  культуры общения.
  4. Развитие у учащихся умения работать самостоятельно.

   Совершенно очевидно, что успех олимпиады для организаторов и участников во многом зависит от структуры и содержания конкурсных заданий.

    Олимпиадные задания формулировались таким образом, чтобы участники олимпиады, опираясь на теоретические знания, продемонстрировали умение работать с языковым материалом: анализировали, устанавливали смысловые и структурные связи.

  Подбирались задания, требующие привлечения для правильного ответа знаний нескольких разделов курса русского языка (лексика, фразеология, морфология, морфемика и синтаксис).

  1. Организационный момент.

  Приветствие. Уважаемые участники Олимпиады, вы с достоинством прошли во 2 тур. Желаю вам хорошего настроения и успехов.

  1. Составление синквейна на тему «Олимпиада» (слайд №1).
  2. Основная часть.

- Разминка (лексика, морфемика, морфология) . Раздаточный материал.

- Фразеология. (слайд №2)

-Средства выразительности речи (слайд №3,4,5). Теоретический материал и практическая работа).  Слайд №5 –авторы художественных произведений (записать фамилию).

- Тест «Синтаксис».

4. Заключение. Итоги.

5.Рефлексия.

 На протяжении всего мероприятия велась дискуссия, использовались различные методы для  перехода от одного вида деятельности к другому, создавалась благоприятная психологическая обстановка, учитывались психофизические особенности учащихся с ОВЗ.

 



Предварительный просмотр:

Разминка.

Морфемика

Задание: Выполните морфемный разбор.

Жизнерадостный-

 Чугунная

 Пришёл-

Лексика

Задание: подберите синонимы.

Большой-

Бежать-

Зной-

Задание: подберите антонимы.

Мягко-

Подниматься-

Бледный-

Морфология

Задание: определите  у слов часть речи.

 Бег-

 Бежать-

 Бегающий-

 Убегая-

 Бегло-



Предварительный просмотр:

Синтаксис.

Что изучает синтаксис?

- звуки речи

- правила написания слов

- словосочетания и предложения

Что изучает пунктуация?

- правила написания слов

- систему знаков препинания и правила их постановки

- словосочетания

Слово в словосочетании, от которого задается вопрос, называется…

-  главным

-  зависимым

Грамматическая основа предложения - это…

-  главные члены предложения

-  второстепенные члены предложения

-  словосочетания

К группе предложений по цели высказывания относятся:

-  повествовательные, побудительные и вопросительные предложения

-  восклицательные и невосклицательные предложения

-  распространенные и нераспространенные предложения

Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние  и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?  называется…

-  дополнение

-  подлежащее

-  сказуемое

Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в И. п. ?

-  запятая

-  тире

-  двоеточие

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?

-  главные члены предложения

-  второстепенные члены предложения

-  однородные члены предложения

Если при однородных членах предложения есть обобщающее слово, то какой знак ставится после него перед однородными членами предложения?

-  запятая

-  двоеточие

-  тире

Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью, называется…

-  вводное слово

-  обращение

-  имя

Если предложение содержит одну грамматическую основу, то такое предложение называется…

-  простым

-  сложным

- с однородными членами предложения

Чем сопровождается прямая речь?

-  словами автора

-  репликой

-  интонацией

Разговор двух или нескольких лиц - это…

-  прямая речь

-  диалог

-  монолог

Какой знак ставится перед каждой репликой в диалоге?

- двоеточие

-  тире

-  кавычки

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой.

Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой.___________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения .

Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

______________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «фарфоровая чашка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_______________________________________________________________________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. 

Накануне(1), придя от приятельницы, (2) Полина глазам своим не поверила,(3) застав Никандру и её нового знакомого Костю за мытьём посуды. Прежде и речи не шло, (4) чтобы девочка помогала по дому. Это всё влияние её приятеля: уж неизвестно — к худу или к добру? Откуда было Полине знать,(5) что со вчерашнего дня мытьё посуды превратилось для Ники в почти священный ритуал,(6) помогающий прокрутить снова и снова воспоминания о чаепитии с Костей.



Предварительный просмотр:

Средства выразительности речи.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

________________________________________

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком. (С.А.Есенин)

_________________________________________

В стране далёкой — в краю родном. (М.Ю.Лермонтов)

_________________________________________

Вечная пропись перед глазами. (Н.В.Гоголь)

________________________________________

Средства выразительности речи.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

________________________________________

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком. (С.А.Есенин)

_________________________________________

В стране далёкой — в краю родном. (М.Ю.Лермонтов)

_________________________________________

Вечная пропись перед глазами. (Н.В.Гоголь)

Синквейн.

Олимпиада

Сложная, интересная, яркая, долгожданная

Соперничают, побеждают, участвуют, стремятся, борются ,думают, рассуждают,отвечают

Главное не победа, а участие. Тяжело в учении, легко в бою.

Соревнование,победа,награда,грамота.

Писатели.

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Писатели.

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Писатели.

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Писатели.

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...