Конспект урока "Обобщающие слова при однородных членах", 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchie_slova_pri_ochp.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 13 по дисциплине «Русский язык» в 11 классе

Тема занятия: Обобщающие слова при однородных членах.        

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами;

– обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям;

– повторить типы сказуемых;

б) развивающие: 

– развивать умение работать дифференцированно;

– развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти;

– формировать умение характеризовать предложение;

– развивать речь учеников;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

– привить любовь к родному языку.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «Обобщающие слова при однородных членах». Наша задача – повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами; обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям; повторить типы сказуемых.

III. Повторение, проверка домашнего задания (5 – 7  мин.).

1. Устный ответ по теме:

  1. однородные/неоднородные определения;
  2. однородные/неоднородные приложения.

Класс оценивает ответы своих товарищей, дополняя или исправляя, если были недочеты.

2. Проверка домашнего упражнения «по цепочке».

3. Работа с текстом.

(Текст в распечатанном виде лежит на партах или спроецирован на доску.)

Задание: выделить грамматические основы предложений. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения. Указать вид сказуемых.

Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.

Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимая правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии.

(Л. Толстой)

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.).

V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.).

1. Анализ предложений.

Запишите предложения.

1. А снаружи все: и оконницы, и коньки, и ворота – оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.

2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь – все ликовало и пело вокруг меня.

3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед – и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

– Чем осложнены данные предложения?

– Что есть при однородных членах?

– Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?

– Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

– Какими членами предложения являются обобщающие слова?

– Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?

– Какие слова могут сопровождать обобщающие слова?

– Начертите схемы предложений с обобщающими словами.

2. Чтение § 84, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах».

Знаки препинания при обобщающих словах

Двоеточие

Тире

Двоеточие и тире

1.        После обобщающего слова.

2.        Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например, то двоеточие ставится после них (перед ними – запятая).

1.        После однородных членов перед обобщающим словом.

2.        Если перед обобщающим словом стоят вводные слова
короче, короче говоря, словом, одним словом, то тире ставится перед ними, а вводное слово отделяется запятой.

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире – после однородных членов, если предложение не закончено.

3. Для закрепления изученного выполняется упражнение 411.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала  (1 – 2 мин.).

– Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали… 

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.).

1. § 84.

2. Упражнение 412.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: 10 – 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 6-е изд. – М.: «ТИД “Русское слово - РС”», 2009. – 432 с.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. тест

данная презентация содержит 2 теста по теме: "Однородные члены предложения" и "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....