Риторика
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Федулова Анастасия Семеновна

                    Рабочая  программа  элективного курса  «Риторика»  составлена   на основе программы «Основы риторики: От  мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.

Данный  спецкурс относится к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано обогатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое  значение  уделяется  практической  деятельности  учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участие в дискуссии по предлагаемой  проблеме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл риторика30.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С. А. Новгородова

Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А

учебного курса

по риторике

для ___  класса

 

 Составитель:

Федулова А. С.

учитель русского языка

и литературы

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                 

Чурапча 2013

Пояснительная  записка.

                    Рабочая  программа  элективного курса  «Риторика»  составлена   на основе программы «Основы риторики: От  мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.

Данный  спецкурс относится к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано обогатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое  значение  уделяется  практической  деятельности  учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участие в дискуссии по предлагаемой  проблеме.  На данном этапе изучения учащиеся отрабатывают навыки  грамотного и аргументированного отстаивания своей позиции  в процессе выступления входе дискуссии, что имеет важное развивающее и воспитательное значение.

В процессе изучения спецкурса осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, история.

Количество учебных часов:

12 часов  

В том числе:

- контрольных работ:  1ч

Учебно-методический комплект:


-
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват.  учреждений. -  М.: Дрофа, 2005г.

-Ладыженская Т.А.Риторика 1-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений-М: Флинта, 2003 г.

-Граудина Л.Н. Русская риторика. Хрестоматия.М: Просвещение. 1996г.

Формы промежуточной аттестации:   контрольная работа, зачёт.


Календарно-тематическое планирование по риторике 11 класс.

Число

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

1

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.

У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и  задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца,  отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего   особенностям   общеэстетического   идеала,  принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

Знать  понятия предмета риторики, цели и задачи курса, методы работы в риторическом классе,  роль риторики в современном мире

Знать          понятие речевого      идеала, пути становления и истоки       русского речевого идеала

Краткое выступление (5мин) на   тему: «Какую роль играет риторика в современной общественной жизни?»

Связное высказывание

2

Речевой идеал древней классики.

Риторический идеал раннего христианства.

Древнерусская риторическая традиция.

Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ.  Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность (« годность », « фругалитас » Цицерона).

Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее,
перспективы реконструкции и развития.

Иметь представление   об основных общеэстетических категориях, определяющих риторический идеал античной классики

Иметь представление     о нормах и идеалах речевого поведения христиан на примере евангельских текстов

Знать   основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве  

Иметь представление о древнерусской риторической традиция. Знать особенности русской культуры и специфику отечественного речевого идеала

Уметь создать по риторическому образцу          свое выступление.

Связное высказывание. Анализ евангельского текста.

Связное высказывание.

Выступление по риторическому образцу.

3

Понятие эффективности речевого общения.

Основные элементы речевой ситуации

Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения.

Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.

Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

Сообщение прямое и косвенное

Знать различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения. Уметь реализовать данную стратегию речевого поведения в дискурсе

Знать основные элементы речевой ситуации. Уметь анализировать речевую ситуацию и             выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения

Описание речевых ситуаций по схеме (с.131)

4

Оратория: мастерство публичного выступления:

Принципы подготовки к публичной речи.

Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

Принцип       гармонии речевого события. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора.

Иметь представление о качествах, которые необходимо развивать. Иметь представление о . механизме стресса, способах его преодоления и использования. Знать       речевую этику                   в риторическом понимании

Знать принципы подготовки к публичной речи, уметь их использовать при подготовке собственной речи.

5

Законы   эффективного   речевого   общения:   от Аристотеля к современной неориторике.  

Построение речи «по законам адресата».

Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

Знать законы современной общей риторики, риторические средства и принципы их выполнения.

Уметь        строить речь «по законам адресата».  Владеть приемами            и способами самоубеждения, самоанализа.

6

Структура публичного выступления.

Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция)

Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму.

Знать общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму

7

Использование техники «общих мест».

«Общее место»(топ) как смысловая модель. Топ «род и вид». Топ «определение», его структура и место в речи.

Топ «целое – части». Смысловая модель «свойства».

Смысловая модель «сопоставление». Смысловая модель «причина и следствие». Смысловая модель «обстоятельства».

Смысловая модель «пример» и «свидетельства». Смысловая модель «имя».

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Составить смысловую схему текста

Анализ текста

Анализ текста с под-тверждением выска-занных наблюдений и мнений цитатами

Использование в речи принципа бинарных архетипических оппозиций ( на примере  литературных произведений)

8

Смысловая схема речи.

Смысловая схема речи

Уметь составлять смысловую схему речи, изобретать импровизированную речь на предложенную тему.

Составить смысловую схему речи.

Выступление (5 минут), используя составленную схему.

9

Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Риторические традиции расположения содержания в описании. Принципы расположения содержания в описании.

Основные стратегии повествования.

Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

Знать риторические традиции расположения содержания в описании. Освоить принципы риторического анализа расположения идей в речи .Уметь располагать изобретенное содержание соответственно требованиям риторики.

Научиться выбирать ту модель диспозиции, которая отвечает речевому намерению и другим элементам речевой ситуации.

Уметь видеть модель в готовом тексте и строить свою речь на основании этой модели.

Описание предмета, архитектурного сооружения, человека.

Повествование о событии с использованием той или иной повествовательной стратегии и самых распространенных приемов «начала».

Анализ текста –рассуждения.

Сочинение-рассуждение

10

Риторический канон: словесное выражение (элокуция)

Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства  речевой   выразитель-ности:  «цветы   красноречия».  Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Структура   и    риторические    функции    метафоры, сравнения,  антитезы. Амплификация.   «Ссылка на авторитеты»,    цитирование,    пословица,    афоризм;

Средства  речевой   выразительности:    риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

Уметь слышать и видеть чужую речь как систему риторических средств воздействия.  Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической  и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.

Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической  и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.

Анализ текстов разной стилистической  и жанровой принадлежности

Анализ текстов разной стилистической  и жанровой принадлежности

11

Риторические функции речевой нормы

 Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи.

Анализ текстов разной стилистической  и жанровой принадлежности

12

Контрольная работа

Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.

Краткое выступление (5мин) на   выбранную тему