Портрет слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Фейгельсон Юлия Давидовна

Данная работа проводилась мною в 5 классе как обобщающий урок по теме "Лексика". Это своеобразный урок-квест. Ученики получают маршрутный лист, выполняют задания, делают выводы. Работа каждого ученика самостоятельна и индивидуальна. При этом совершенствуются навыки работы со словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лексика. Словари.32 КБ

Предварительный просмотр:

Фейгельсон Ю.Д.

Урок-исследование «Портрет слова» 5 класс

Данный урок я проводила в 5 классе в качестве обобщающего урока по теме «Лексика». Методом жеребьевки каждый ученик получил какое-либо слово. Это могло быть существительное (смелость, конец, кот и т.п), прилагательное (медвежий, красный,  низкий и т.п.), глагол (свистеть, гореть и т.п.). Затем, пользуясь различными словарями, каждый ребенок составлял портрет («паспорт») своего слова, занося данные в бланк:

Работа ученика 5 « __ » класса____________________________________

Портрет слова ___________________________________

 1. Лексическое значение (с пометами) Автор словаря:________________________________________  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Происхождение слова, исторические родственники (по этимологическому словарю)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фразеологизмы со словом (дать толкование выражений)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Однокоренные слова (по словообразовательному словарю)

_______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пословицы и поговорки, образные народные выражения (по словарю В.И.Даля)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отзыв о проделанной работе (что нового я узнал(а) о слове) _________________________________  _______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Во время работы учащиеся свободно перемещались по классу (библиотеке), договаривались друг с другом об очередности пользования той или иной книгой, учились читать словарную статью, узнавали новые слова, фразеологизмы, изучали разновидности словарей. Урок получился очень живым и интересным, по своей структуре напоминал модный сейчас интеллектуальный квест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТРЕТ СЛОВА

Шаблон для практикума (или контроля) по развитию речи  "Портрет слова". Идея заимствована, но шаблон продуман и сделан мною как оптимальный вариант подобной работы. Много лет использую в своей пр...

Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».Метод проекта получи...

Урок "Фонетический портрет слова"

"Портрет может нарисовать художник кистью, поэт или писатель - словом. А можно ли нарисовать портрет самого слова? Можно! Если человек любит вглядываться в слова, вслушиваться в их звучание, наблюдать...

Лингвистический портрет слова

Вашему вниманию предлагается  разработка исследовательского проекта по русскому языку «Лингвистический портрет слова». Актуальность исследования, к сожалению, определена снижением инте...

проект "Портрет: словом и кистью"

Цель проекта: Показать богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти, научиться работать с информацией.оект подготовлен...

"Что скрывает в себе слово "глаз".( лингвистический портрет слова "глаз") Исследовательская работа ученицы.

Каждое слово уникально и требует к себе самого внимательного отношения. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимае...

Урок-проект "Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова"

Урок стал победителем регионального конкурса методических разработок. Был представлен на районном семинаре для директоров школ на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа"...