Лингвистический портрет слова
презентация к уроку (10 класс) по теме

 

Вашему вниманию предлагается  разработка исследовательского проекта по русскому языку «Лингвистический портрет слова».

 

Актуальность исследования, к сожалению, определена снижением интереса к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.

Объект – совокупность ценностно-смысловых значений слова

Предмет – слово как основная единица языка и речи.

 Цели исследования:

  1. Образовательная:

Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова.

Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам.

  1. Развивающая:

Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас.

Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.

  1. Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1.      Раскрыть понятие слова не только с точки зрения его графического изображения и произношения, но и его смысла, лексического значения.

2.      Раскрыть секреты слова «время», сделать его системный анализ. Рисуя «портрет слова», осознать его красоту, многочисленные функции и духовную энергию.

 

Практическая значимость работы состоит в том, что её положения, реализуясь в учебном процессе преподавания русского языка, могут быть реализованы в процессе преподавания других самостоятельных дисциплин.

 

Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.

 

Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Фонетика изучает звуковой состав слова, морфемика – его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц.

 

В величайшем памятнике древнерусской литературы “Слове о полку Игореве” есть замечательная фраза: “...великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное”. Как уместно здесь торжественное слово изронил (а не произнёс, не сказал). Как выразительны определения в сочетании золотое слово, со слезами смешанное.

 

На основании определения лексических значений многозначного слова «время», фонетического разбора, морфологического разбора, составления словообразовательного гнезда, подбора однокоренных слов к существительному, фразеологических оборотов, крылатых слов и выражений, синонимов, в состав которых входит слово «время», определения связи между словами «вода» и «время», мы пришли к следующему выводу:

Слово – значимая единица языка. Формой его является одновременно звуковое выражение и грамматическая структура, содержанием – лексическое значение. Кроме того, у слова есть смысл, т.е. внутреннее значение, которое имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Посредством слова человек обретает связь с миром и с самим собой. Обосновать слово позволяют знания культуры. Создавая портрет слова время, мы раскрыли новые грани в нем, так как в слове «бьется ритмический пульс жизни».

Методика « Лингвистический портрет слова» необходима при изучении словарных слов, так как  позволяет как можно лучше запомнить их правописание. Кроме того, знакомясь с лексическим значением слова в толковом словаре, одновременно можно узнать об орфоэпических нормах и грамматических формах данного слова, об употреблении в речи.

 

Работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов, со сборниками пословиц, поговорок обогащает словарный запас учащихся, формирует навыки  точного и правильного употребления слова в той или иной ситуации, позволяет избегать речевых ошибок,   делает речь эмоциональной, выразительной. Такая работа формирует лингвистическую, культуроведческую компетенцию, развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingvisticheskiy_portret_slova.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила ученица 11 класса МБОУ «Вутабосинская СОШ» Малова Елена Сергеевна Лингвистический портрет слова

Слайд 2

Определена снижением интереса к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Объект – совокупность ценностно-смысловых значений слова Предмет – слово как основная единица языка и речи. Актуальность исследования

Слайд 3

Цели исследования: 1. Образовательная: Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам. 2. Развивающая: Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас. Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке . 3. Воспитательная: Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.

Слайд 4

Задачи исследования: Раскрыть понятие слова не только с точки зрения его графического изображения и произношения, но и его смысла, лексического значения. Раскрыть секреты слова «время», сделать его системный анализ. Рисуя «портрет слова», осознать его красоту, многочисленные функции и духовную энергию.

Слайд 5

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена её явлений и состояний. 2. Продолжительность, длительность чего-н., изменяемая секундами, минутами, часами. 3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смене часов, дней, лет. 4. Определённый момент, в который происходит что-н. 5. Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п. 6. Пора дня, года. 7. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. 8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-л. 9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего.) 10. В период, во время существования кого-чего-н. (о ком-чём-н. в бывшем отдалённом прошлом)

Слайд 6

Фонетический разбор слова «время» Время –[в р , э м , а] в – [в] – согласный, звонкий, твердый. р – [р , ] – согласный, звонкий, мягкий. е – [э] – гласный, ударный. м – [м , ] – согласный, звонкий, мягкий. я – [а] – гласный, безударный. ______________ 5 букв, 5 звуков.

Слайд 7

Морфологический разбор существительного «время» Время быстротечно 1. Время – имя существительное, т.к. имеет общее значение предмета и отвечает на вопрос что? 2. Начальная форма – время. 3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, конкретное, среднего рода, разносклоняемое; непостоянные признаки: стоит в форме именительного падежа, единственного числа. 4. Синтаксическая роль (подлежащее).

Слайд 8

Словообразовательное гнездо Время Врем-ечк-о Врем-янк-а Врем-ен-а Времен-ами (нареч.) Врем/ен-н-ой Вроем/ен-н-ый времен-о временн-ость Без-врем/ен-н-ый безвременн-о безвременн-ость Вне-врем/ен-н-ый во-время Соврем/ен-н-ый современн-о не-современно современн-ость не-современность не-современный современн-ик современн-иц-а Врем-я-исчисление Врем-я-препровождение Един-о-временный единовременн-о единовременн-ость Кратк-о-временный кратковременн-о кратковременн-ость Одн-о-временный одновременн-о одновременн-ость Сво-е-временный своевременн-о своевременн-ость

Слайд 9

Крылатые слова и выражения Времён Очаковских и покоренья Крыма Так говорят, если кто-либо ссылается на давно устаревшие, забытые авторитеты. Слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними Крылатое латинское изречение, прекрасно отражающее сущность бытия: Tempora mutantur , et nos mutamur in illis (тэмпора мутантур, эт нос мутамур ин иллис) Время – деньги Выражение означает, что не следует растрачивать время впустую, поскольку оно необходимо для созидания материальных и духовных ценностей. Афоризм принадлежит перу американского просветителя, государственного деятеля и учёного Бенджамина Франклина, сформулировавшего трудовую теорию стоимости. Время работает на нас В 1866 г. В Англии, в палате общин, под влиянием роста рабочего движения либеральный кабинет лорда Рассела выдвинул проект билля о реформе избирательного права. Во время прений будущий премьер В.Гладстон, отстаивая политические права рабочих, воскликнул, обращаясь к консерваторам: «Вы не можете сражаться против будущего! Время на нашей стороне!» Время разбрасывать камни Всему свой срок, для каждого нашего действия и для каждого события есть свой наиболее подходящий момент. В Библии говорится: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий»

Слайд 10

Фразеологизмы со словом «время» В кои-то времена – шутл. Хоть иногда; когда представилась возможность. Во времена оны – устар. Когда-то, очень давно. Последние времена приходят – устар. Конец мира, конец света. Со времен царя Гороха – шутл. Издавна, с давних пор. Время возьмет свое - Со временем станет известно, как поступать, действовать, кто прав, кто виноват и т.п. Время не ждет – разг. Необходимо срочно, без промедления действовать. Время терпит - Нет необходимости спешить, можно подождать. Золотое время – экспресс. Пора детства, юности, молодости. Аппетит приходит во время еды - Стоит начать какое-либо дело, потом появляется интерес и энтузиазм. Время – деньги - Нет смысла заниматься пустопорожними разговорами, когда надо работать, извлекая выгоду. Время лечит - Со временем боль утраты ослабевает. Время работает на нас - Можно ничего не предпринимать, нужно лишь подождать: у противника времени для решительных действий все меньше и меньше. Герой нашего времени - Человек, являющийся символом какой-либо эпохи, характерным представителем какого-либо общества. Делу время, потехе час - Всему свое время. Да, были люди в наше время - Нынешнее поколение по всем статьям уступает предыдущему. Доброе старое время - Образная характеристика прошлого, чего-либо безвозвратно ушедшего.

Слайд 11

C инонимы В первое время (первоначально, вначале), на первое время (на ближайшее будущее), в последнее время (незадолго до настоящего), в свое время (своевременно, когда будет необходимо; когда-то в прошлом), в то же время (вместе с тем, одновременно ), в скором времени (скоро, в ближайшем будущем), до поры до времени ( до определенного момента, до известного случая), ко времени (вовремя, в срок), на время (временно, на какой-либо срок), со временем (впоследствии, в будущем), все время (постоянно, не переставая), одно время (в течение некоторого времени), тем временем (одновременно с этим, в то же самое время), время от времени (иногда), раньше времени (прежде времени).

Слайд 12

Как «связаны» между собой «вода» и «время» Одним из самых древних приборов для измерения времени в Древней Греции были водяные часы, где вода медленно и равномерно вытекала из одного сосуда в другой. В судебных заседаниях обвинителю и обвиняемому предоставлялось одинаковое время, и, прежде чем они начинали говорить, им отмеривали равное количество воды. Оратор имел право говорить, пока вода текла. Когда же она истекала, он должен был замолчать. Отсюда и произошло выражение «ваше время истекло».

Слайд 13

Единицы времени Что появилось раньше? Раньше: «год» и «час» (общеславянские слова) Позже: «минута» и «секунда» (заимствованные в XVIII веке из французского и немецкого языков). Мгновение, секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц, квартал, год, столетие, тысячелетие, период, эпоха, эра, век

Слайд 14

Вывод: Слово – значимая единица языка. Формой его является одновременно звуковое выражение и грамматическая структура, содержанием – лексическое значение. Кроме того, у слова есть смысл, т.е. внутреннее значение, которое имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Посредством слова человек обретает связь с миром и с самим собой. Обосновать слово позволяют знания культуры. Создавая портрет слова время , вы раскрыли новые грани в нем, так как в слове «бьется ритмический пульс жизни».

Слайд 15

Мы бы хотели, чтобы человек, соприкоснувшись с Его Величеством СЛОВОМ, относился бы к нему как к ценности, не забывал о его силе и могуществе, пользовался им осторожно и бережно. Помните слова Владимира Солоухина: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая... А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава». Пусть СЛОВО будет Вашим верным помощником, а Ваша речь достойна великой истории нашего могучего и красивого языка. Памятка

Слайд 16

Список использованной литературы: 1. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.; Азбуковник, 1999. – 944 стр. 2. Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. М,: «ЮНВЕС». – 2007. – 768 с. 3. Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение/М.С. Галынский. – М,: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТРЕТ СЛОВА

Шаблон для практикума (или контроля) по развитию речи  "Портрет слова". Идея заимствована, но шаблон продуман и сделан мною как оптимальный вариант подобной работы. Много лет использую в своей пр...

Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».Метод проекта получи...

Урок "Фонетический портрет слова"

"Портрет может нарисовать художник кистью, поэт или писатель - словом. А можно ли нарисовать портрет самого слова? Можно! Если человек любит вглядываться в слова, вслушиваться в их звучание, наблюдать...

проект "Портрет: словом и кистью"

Цель проекта: Показать богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти, научиться работать с информацией.оект подготовлен...

"Что скрывает в себе слово "глаз".( лингвистический портрет слова "глаз") Исследовательская работа ученицы.

Каждое слово уникально и требует к себе самого внимательного отношения. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимае...

Урок-проект "Почтительное отношение к слову. Лексика, или Создаём портрет слова"

Урок стал победителем регионального конкурса методических разработок. Был представлен на районном семинаре для директоров школ на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....