Виды сокращений текста (тезисы). 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Тыщук Анна Олеговна

Конспект урока "Виды сокращений текста (тезисы"). 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vidy_sokrashcheniya_teksta_tezisy.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Урок русского языка разработала: 

Тыщук Анна Олеговна

преподаватель русского языка и литературы

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

Тема: Виды сокращений текста (тезисы). 11 класс

Цели урока: Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической и письменной речи учащихся.

Оборудование: учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват.учреждений: базовый уровень. М., 2012; карточки с раздаточным материалом.

Тип урока: урок формирования новых умений и навыков прочтения текста.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся выделять тезисы из текста

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Тетради с сочинением на тему «Профессия моей мечты » сдаются на проверку.

II. Объявление темы и целей

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тезис, чем он отличается от плана, научитесь составлять тезисы, выскажите свои мнения.

III. Знакомство с видами сокращения текста

Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое план, тезисы?).

IV. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Прочитайте материал учебника (стр. 98, 99) и выпишите определение понятий план, тезисы.

Вам  даны притчи (подготовленные учителем заранее карточки), вы должны прочитать и составить тезисы к концу урока.

        V. Подведение итогов (тезисы зачитываются и обсуждаются).

        VI. Выставление оценок.

        VII. Домашнее задание.

Составьте план и тезисы по упр. 132.

Образец выполнения упр. 132 на стр.101-102.


1 притча «Богатство» Надия

«Как– то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?»

Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими».

«Открой нам этот день, отче!» - вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей я забыл его, - улыбнулся в усы старец, - потому лучше вам ни дня оставаться без работы».

Так и в духовной жизни, постоянно делай добрые дела, чтобы дьявол всегда находил тебя занятым».

Задание: Выделите тезис.

2 притча   «Истинная ценность знаний» Ханслу

«Однажды человек обвинил мудреца в том, что его речи непонятны и не приносят пользы. Мудрец достал из шкатулки драгоценный камень и сказал:

- Отнеси его мелким торговцам и посмотри, сможешь ли ты получить за него сотню фунтов.

Никто из них не дал человеку больше сотни серебряных монет.

- А теперь подойди к настоящему ювелиру и посмотри, что он даст тебе за этот камень.

Человек был несказанно удивлен, когда ювелир предложил ему 10 тысяч золотых монет. Мудрец заметил:

- Ты пытался понять природу моих знаний, как мелкие торговцы пытались оценить этот камень. Если хочешь оценить истинную ценность, стань ювелиром».

Задание: Выделите тезис



3 притча «Нищий» Егор

« Я проходил по улице…меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку…Он стонал, мычал о помощи. Я стал шарить у себя в карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка…Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

- Не взыщи, брат, нет у меня ничего брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние от моего брата».

Задание: Выделите тезис.

4 притча «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? 

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

— Всё в твоих руках.

Задание: Выделите тезис

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сокращение текста (некоторые приемы)

В презентации рассматриваются некоторые приемы сокращения текста при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА (сжатое изложение)...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Виды преобразования текста"

Материал содержит теоретические сведения по теме...

«Виды сокращения текста. Обучение тезированию и конспектированию на примере статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

«Виды сокращения текста. Обучение тезированию иконспектированию на примере статьи Н. А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»Тема: Драма А. Н.Островского «Гроза» в оценкеН. А. Добролюбова...

Виды плана. (Сокращение текста)

Данный материал знакомит учащихся со способами сокращения текста с помощью создания различных видов плана текста....

Способы сокращения текста. Конспект

Презентация к уроку русского языка в 10 классе. "Способы сокращения текста. Конспект"...

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Презентация "Способы сжатия текста (тезисы,конспект)

Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе...