Презентация "Способы сжатия текста (тезисы,конспект)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Лифарева Светлана Алексеевна

Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_szhatiya_teziskonspekt.pptx416.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы сжатия (сокращения) текста (тезисы, конспект). Урок в 9 классе

Слайд 2

Цель : научить слушать содержание текста, уметь выделять в нем микротемы , определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Подготовиться к сжатому изложению.

Слайд 3

Работа с новым материалом Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада, лекции и т. д . Конспект – краткое изложение, запись какого – либо доклада, сочинения, статьи.

Слайд 4

Три способа компрессии текста исключение подробностей, деталей (удаление): Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — меди­циной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. — Чем бы современный школьник ни занимал­ся в будущем, он может и должен представить себя за ком­пьютером

Слайд 5

Три способа компрессии текста обобщение конкретных, единичных явлений (объединение): Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II ,шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за доч­кой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. — Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету

Слайд 6

Три способа компрессии текста сочетание исключения и обобщения (замена): В Гельсингфорсе , Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением ново­го искусства. — Иностранные газеты назвали выступления русских откровением ново­го искусства.

Слайд 7

Приемы сжатия материала сокращение отдельных членов предложения, некоторых одно­родных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смеж­ных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существен­ной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Слайд 8

Т ребования к сжатому изложению наличие предложений, выражающих мысль, общую для каж­дой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отлич­ных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слайд 9

Вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации: Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию. Какие предложения, перестроив, можно соединить? Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микро­тему каждого из них. Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Упростите выражение, заменив его синонимом. Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали. Определите и запишите основную проблему текста. Сравните два текста (один — подробный, второй — сжатый вари­ант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

Слайд 10

Упражнение 1. Подчеркните (выделите) главную информацию текста. Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замеча­тельная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, род­никовой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и чело­веческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожале­нию, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал »...

Слайд 11

Проверь себя. Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дере­во — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — прехо­дяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязатель­но молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

Слайд 12

Превратите выделенную информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение. Вся настоящая литература о жизни человеческой, поэтому писа­тель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща . Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь, в которой много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? К сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

Слайд 13

Упражнение 2. Прочитайте текст Софии Цветовой. Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, света, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.

Слайд 14

Домашнее задание: Работа над текстом С. Цветовой: Озаглавить микротемы . Сжать текст.

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...