Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Цурикова Елена Викторовна

Систематическая работа с данным материалом поможет старшеклассникам успешно сдать ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_urovnya_s_-_sochinenie-rassuzhdenie.docx18.28 КБ
Microsoft Office document icon orfoericheskiy_minimum.doc61.5 КБ
Файл metodika_a1-a6.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Как писать сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)

1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2.Проблема, поднятая в тексте

3.Комментарий

4.Авторская позиция 

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или   противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов,  опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Речевые образцы

Как начать сочинение

Можно начать:

 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в…

 или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

     Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист … (Ф.И.)… в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...

3)  с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной  мысли  текста (в  вопросах уместно  использовать слова-антонимы).

Например:

    Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… (Ф.И. писателя)

4)  со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

     Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о ..., но и о ... Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ....

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ....

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...

 Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Одобрение

Нейтральная позиция

(констатация фактов)

Порицание, осуждение

Автор восхищается ...;

поражается ..., удивляется ...;

словно приглашает вместе с ним полюбоваться ...;

с интересом наблюдает за тем ...;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о ...;

словно приглашает читателя к диалогу ...;

делится своими мыслями, наблюдениями ...;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование ...;

автор не может мириться с тем ...;

с горькой иронией пишет о том ...;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

 Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном (позиция ученика)

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

•  Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

•  Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

•   На уроках ...я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

•   О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

•   Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких     известных ..., как ...

•   Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что

•   Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...

•  Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

•  Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)

•  Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой. Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.



Предварительный просмотр:

Абориген
(коренной абориген - ошибка)
абрис
авгиевы конюшни
айв
овый
алког
оль
алфав
ит
альт
овый
ан
атом
ан
онс
(
предварительный анонс - ошибка)
анф
ас (в анфас - ошибка)
апок
алипсис
ап
окриф
апостр
оф
аранж
ированный
аранж
ировать
ар
ахис
ар
ахисовый
аристокр
атия
асимметр
ия
атлас (альбом)
атл
ас (ткань)
ас
фальт (но не асвальт)
аф
ера (но не афёра)
аэроз
оль (м. р.)
аэроп
орты

Бадминтон
бал
ованный
балов
ать
б
аловень
баловн
ик
б
ант, банта и т. п.
беспре
цедентный
(но не беспрецендентный)
безвр
еменье
без
удержный
без
умолчный
бензопров
од
бер
ёста
бе
фстроганов
би
дон (но не битон)
бл
аговест
благодар
я вам мы узнали много нового (благодаря вас…- ошибка)
благодар
я ее вниманию
блудн
ица
бл
юдо, блюда и т. п.
бр
оня (но не бронь)
брон
я (защитное покрытие)
бр
ызги, много брызг (но не брызгов)
бряц
ать оружием
б
унгало и бунгало
бухг
алтеры (но не бухгалтера)
бюллет
ень (м. р.), нет бюллетеня
Валом валить
вероиспов
едание
ветерин
ария
в
ечеря
взр
ывчатое вещество
включ
ить,включишь, включит, включим, включите, включат
водопров
од
вое
начальник (но не военоначальник)
в
озрасты (но не возраста)
вороже
я
восприн
ять, воспринял, восприняла,
воспринят
а
время
препровождение
(но не времяпровождение)
вс
енощная
втр
идорога
в
ыздоровею, выздоровеет (но не выздоровлю, выздоровит)

Газопровод
гаймор
ит
гастрон
омия
г
енезис
г
ерб, герба и т. п.
г
ербовая бумага
г
етра (ж. р.)
г
ольф (м. р.), пара гольфов
госпит
альный
гражд
анство
грейпфр
ут (но не грейпфрукт)
гренад
ер (но не гренадёр)
гр
ушевый
гул
яш, гуляша и т. п.
гусл
яр, гусляра и т. п.
г
усь, гуся и т. п., но гусей

 Дверь, двери и т. п.
двухвед
ёрный
деб
ют (нельзя: первый дебют)
дермат
ин (но не дермантин)
деф
ис
дж
инсовый и джинсовый
дж
инсы, пара джинсов
дивид
енды (но не дивиденты)
дик
образ (но не дикообраз)
д
иксиленд
диоптр
ия и диоптрия
д
искант
диспанс
ер
догов
ор
догов
орный (договорной - разг.)
дозвон
иться, дозвонишься
(но не дозв
онишься) и т. п.
докум
ент
дом
овая кухня
доп
итый
дос
уг, досуга и т. п.
дрем
ота
дуршлаг (но не друшлаг)


Евангелие
ездит, езжу (но не ездиит, ездию)
единовр
еменно
ерет
ик,еретика и т. п.

 
Жалюзи
жизнеобесп
ечение
ж
ёлоб (но не: желоб)
жити
е (но не житиё)

Завидно
завсегд
атай
з
аговор
зад
олженность (но не задолжность)
за
ём (но не займ)
зак
упорить
зак
упоренный
зан
ять, занял, заняла, заняли
занят
ой человек
з
анятый чем-либо
заплат
ите за проезд,
но оплат
ите проезд
запломбиров
ать
запломбир
ованный
засн
еженный
звон
ить, звонишь, звонит (но не звонит) и т. п.
зн
амение
зн
ахарский
зн
ахарство
зн
ахарь
зн
ачимость
зубч
атый

Игрище
иер
оглиф
изб
а, вин. избу и избу
избал
ованный
избалов
ать
избранный
издавна
издр
евле
изобрет
ение
из
ыск
изъяв
ить желание
им
еть значение (но не играть значение)
игр
ать роль
иконопись
инструм
ент
инжен
еры (но не инженера)
иноплем
енный (но не иноплемённый)
инс
ульт
интриг
ан (но не интригант)
инцид
ент (но не инциндент)
ирис (растение, нитки)
ир
ис (сорт конфет)
искра (проф. искра)
искристый и искристый
искривл
ённый
исподволь
исподн
изу
испок
он веку
исс
ушенный
ист
екший год
ист
ёкший кровью
их (но не ихний, ихняя)

Каз
ак, (мн. ч.) казаки
каллиграфия
камбала
катал
ог
катал
ожный
к
атарсис
кауч
ук
к
ашлянуть
кварт
ал
кедр
овый
кинематогр
афия
килом
етр
к
ирзовый
к
ирка (устар. кирха) (лютеранская церковь), (мн. ч.) кирки, кирок и т. п.
кирк
а (орудие труда), (мн. ч.) кирки, кирок и т. п.
кишка, кишки, кишкам и т. п.
кладов
ая
класть, кл
ала (но не клала)
кл
изма (но не клизьма)
кокл
юш
колг
отки
к
олледж (в Англии)
колл
едж (в США)
колл
еж (во Франции)
компет
ентный (но не компентентный, компетэнтный)
комплим
ент
компост
ировать (но не компосировать)
компромет
ировать (но не компроментировать)
констат
ировать (но не константировать)
контейнеры (но не контейнера)
конф
орка
кор
ысть
к
офе (м. р.) (но не кофэ)
кр
ан, краны, кранов и т. п.
крас
ивее (но не красивее)
кр
ашение и крашенье
кр
едо (ср. р., нескл.) (но не крэдо)
крем
ень
кр
естный ход
кр
ёстный отец
крюк, крюк
и, крюков и т. п.
кс
ёндз, ксендза
кунстк
амера
кураг
а
к
ухонный

Лаборатория (но не лаболатория)
л
авровишневый
л
авровый (масло, роща)
л
авровый (лист, венок)
л
едник (погреб)
л
едник (масса льда)
л
екторы (но не лектора)
л
енящийся
л
епящий
л
иловеть
л
ить, (прош. вр.) лила, лило, лили
ло
вящий
л
оза, (р. п.) лозы, (мн. ч.) лозы, лозам, о лозах
лом
ота
лос
ось (м. р.)
л
оскут (собирательное)
л
оскут (обрезки ткани)
л
убочный
ляг, лягте (но не ля
жьте)

Макулатура (но не мукулатура)
м
аркетинг, (разг.) маркетинг
маркиров
ать, (спец.) маркировать
мастерск
и, (разг.) мастерски
мах
ать, машу, машешь и т. п., (разг.)
мах
аю, махаешь и т. п.
м
ельком
м
есяцы (но не месяца)
меньш
инства (о нациях)
мет
ать (прошивать, бросать), метаю, метаешь и т. п.
мет
ать (производить потомство, разбрасывать), мечу, мечешь и т. п.
метеорол
огия
м
изерный, мизерный (устарев.)
митинг
овый

млекопитающее (но не
млекопитающее
ся)
многовеков
ой (но не многовековый)
мозг, (предл. п.) о м
озге, в мозгу, на мозге, (мн. ч.) мозги
моз
оль (ж. р.)
монпансь
е
м
орщить (лоб)
морщ
ить (о ткани)
мост, м
оста, мосту, мостом, о мосте, но на мосту, (разг.) моста, мосту, мостом, (мн. ч.) мосты
м
ускулистый
м
усоропровод
мыт
арство
мышл
ение

Набело
нав
ек
нав
ерх
н
авзничь
навл
ёкший
нагов
ор
н
аголо (остричь)
нагол
о (шашки)
на
ём, (р. п.) найма
нал
оженный (платеж)
налож
ить, (прош.) наложил, наложила, наложило, наложили
нам
ерение
нан
ять, нанял, наняла, наняло, наняли
н
анятый, (кр.ф.) нанят, нанята, нанято, наняты
нар
ост
насторож
ённость
нач
ать
недв
ижимость
недоум
ённый
недрем
анное (око)
нед
уг
незл
обивый
не кто ин
ой, как...
не чт
о иное, как...
неоцен
енный (дар, друг)
неоцен
ённый (товар)
неум
олчный
неуставн
ые (отношения)
н
ефтедобыча
н
ефтепровод
н
изкие (но не дешевые) цены
никт
о иной
ничт
о иное
никч
ёмный (разг.)
новорожд
ённый
нос
ок, пара носков (но не носок)
нормир
ованный
нормиров
ать
ню
анс (но не ньюанс)

Памятник
(мемориальный памятник - ошибка)
п
амятник Гоголю
(памятник Гогол
я - ошибка)
п
амятуя
парт
ер
пашт
ет (но не паштэт)
пельм
ени (но не пелемени)
пемокс
оль (ж. р.)
п
иковый
пить, пил
а (но не пила), пило, пили
пир
ожное (но не пироженое)
пиццер
ия
плацк
арта (ж. р.)
план
ёр
плат
о
пл
есневеть
плеснев
ой
пломбиров
ать
пломбир
ованный
повар
ёшечка (но не поварежечка)
пов
идло (ср. р., склон.)
пирожок с пов
идлом
повтор
ить, повторишь, повторит, повторим, повторите, повторят
пог
он (м. р.)
пог
оны (мн. ч.), погон (р. п.) (но не погонов)
подзагол
овок
поезж
ай (езжай - просторечное)
(но не едь, ехай)
позвон
ить, позвонишь, позвоним, позвонит, позвоните, позвонят
поим
ённый
п
олис (страховой), полисы (мн. ч.)
(но не полис
а)
полтор
а землекопа, полутора землекопов (землекопами и т. п.)
полтор
ы ставки, полутора ставок (ставками и т. п.)
п
олымя
полож
ить (но не положить)
пон
ять, понял, поняла, поняли
попол
ам (но не напополам)
портмон
е [э] (ср. р.)
поскользн
уться (но не подскользнуться)
п
ослушник
п
остриг
почт
амт (но не почтампт)
прав, прав
а, правы
предост
авить слово
(представить слово - ошибка)
прейскур
ант (прейскурант цен - ошибка)
премир
ованный
премиров
ать
пресмык
ающееся (но не пресмыкающее)
прецед
ент (но не прецендент)
пригов
ор
пр
игоршня
приг
убить
пр
икус
прин
удить
прин
ять, принял, приняла, приняли, приняло
приобрет
ение
провед
ённый
пр
ойма
простын
я, (мн. ч.) простыни, (р. п.) простынь и простыней, простыням, простынями, о простынях
проц
ент
пр
отивень
псевдон
им
пул
овер
п
урпур
путепров
од

Разлучиться, разлучишься, разлучится, разлучимся, разлучитесь, разлучатся
развит
ой (развитая наука)
р
азвитый (развитый ум)
разв
итый (от глаг. вить, раскрученный)
рак
ушка
разж
ёгший
разувер
ение
р
апорт
раскл
ёшенный

ревень
резон
ёр
рекр
утский
рефл
ексия
рж
аветь (разг. ржаветь)
рожк
и, рожков (о макаронных
изделиях)
р
ожки, рожек (о маленьких рогах)
р
ыща (разг. рыская)

Салями (ж. р.)
санд
алия, сандалии (но не сандаль, сандали)
сантим
етр
светопреставл
ение
(но не светопре
дставление)
св
ёкла
с
ервис (сервисное обслуживание - ошибка)
сирот
а, (мн. ч.) сироты, сирот, сиротам, сиротами, о сиротах
ск
атерть, (мн. ч.) скатерти, скатертей, скатертям, скатертями, о скатертях
сквор
ечник [шн]
скл
ад, (мн. ч.) склады, складов, складам, складами, на складах
ск
олько, скольких, скольким, сколькими, о скольких
скрепя сердце (скрипя сердцем - ошибка)
скрупул
езный (но не скурпулезный)
скучать по вас (по вам (разг.))
(но не за вами)
слеп
ень
сл
ивовый
слож
ённый (хорошо сложённый) сложенный вдвое
см
ётка
согласно договор
у, расписанию
(согласно договор
а, расписания - ошибка)
соедин
ить
(соединить воедино - ошибка)
соз
ыв
сосредот
очение
ср
едство, (мн. ч.) средства, средствам, средствами, о средствах
станк
овая живопись
стол
яр
ступн
я, (мн. ч.) ступни, ступней, ступням, ступнями, о ступнях
сувен
ир (памятный сувенир, сувенир на память - ошибка)
суть (главная суть - ошибка)

 Табу
там
ожня
танц
овщик, танцовщица
торг
и, на торгах
торт, т
орта, торту, тортом, о торте;
(мн. ч.) т
орты, тортов, тортам, тортами, о тортах

 тошнота
трамв
ай (но не транвай)
тролл
ейбус (но не троллебус)
т
юль (м. р.)
т
уфля (ж. р.), туфель, туфлям, туфли, туфлями, о туфлях, пара туфель

Убирать( убираться - ошибка), убрал, убрала, убрало, убрали
убир
аться, убрался, убралась, убралось, убрались
ув
едомить
ув
едомленный
угледобыча
углуб
ить, углубишь, углубит, углубим, углубите, углубят
углубл
ённый
угн
ать, угнал, угнала, угнало, угнали
удил
а (сущ.), удил, удилам, удилами, об удилах
уд
ить, ужу, удишь, удит, удите, удят; (прош.) удил, удила, удило, удили
уженный (от удить)
узак
онение
указ
ать (на кого, что )
(указать о том - ошибка)
укра
инец
укра
инский
ум
ерший
умест
ить, умещу, уместишь, уместит
умолить, умол
ю, умолишь, умолит, умолим, умолите, умолят
умолк (сущ.), без умолку
ум
олк (гл.)
ун
ёсший
уперш
ись
упл
ачено (уплочено - ошибка)
уполном
очивать (на что)
упр
очивать
упр
очение
ур
оненный
ус
овестить
уст
авный (от устав)
усугуб
ить
усугубл
ённый
учред
ить (учередить - ошибка)

Цемент
ценов
ой (ценовая политика)
цеп
очка
цыг
ан

Черпать
ч
ерченный
чин
ить(исправлять, заострять), чиню, чинишь, чинит, чиним, чините, чинят
чин
ить (препятствия), чиню, чинишь, чинит, чиним, чините, чинят

чинный, (кр. ф.) чинен, чинна и чинна, чинно, чинны
чрезвыч
айный (черезвычайный - ошибка)
чрезм
ерный (черезмерный - ошибка)
чулк
и, (мн. ч., р. п.) чулок, но (в перен.знач.) синих чулков

Шабаш (субботний отдых, предписываемый еврейской религией; в поверьях: ночное сборище ведьм)
шаб
аш (в знач. сказ., прост. кончено, довольно)
ш
арф, шарфа, шарфу, шарфом, о шарфе; (мн. ч.) шарфы
шасс
и
шевелить, шевелю, шевелишь, шевелит, шевелят
ш
ёрстка
шоф
ёр, (мн. ч.) шофёры
шпр
иц, шприца, шприцу, шприцем, о шприце; (мн. ч.) шприцы, шприцев, шприцам, о шприцах
шрифт, шр
ифта, шрифту, шрифтом, о шрифте, ; (мн. ч.) шрифты и шрифты
штабель, штабеля и (реже) штабели
ш
улер, (мн. ч.) шулера
Щавель
щав
елевый
щегольск
ой
щек
олда
щеп
оть и щепоть
щ
иколотка

Экипирование
экипир
ованный
экипиров
ать
эксл
ибрис
эксп
ерт
эксп
ертный
экстрас
енс
эл
ектропривод, (проф.) электропривод
эл
ектропровод
электрифик
ация (электрофикация - ошибка)
эмпир
ей (витать в эмпиреях)
эпил
епсия
эскал
атор (экскалатор - ошибка)

 Юрисконсульт (юристконсульт - ошибка)
  юр
одивый

Ягодица
языков
ой (барьер, институт, школа)
язык
овый (паштет, колбаса)
ясли-сад, яслей-сада, в яслях-саду, (мн. ч.) ясли-сады, яслей-садов (ясель, яслей - ошибка)



Предварительный просмотр:

Методика работы с заданиями А1-А6

Цикл данных статей предназначен как учителю, так и учащемуся 10-11 классов и призван помочь с успехом преодолеть все препятствия и подводные камни на пути подготовки к Единому Государственному Экзамену.

Прежде всего, необходимо посвятить учеников 10-11 классов в структуру экзамена, который им предстоит сдавать через 1-2 года. (Когда начинать целенаправленно готовить своих учеников к ЕГЭ, решает, конечно, учитель. Мы полагаем целесообразным начинать это делать уже в 10 классе).

ЕГЭ по русскому языку состоит из 3х частей:

  1. Задания группы А с выбором ответа (всего 30 заданий, по 1 баллу за правильно выполненное задание);
  2. Задания группы В с кратким ответом (всего 8 заданий; В1-В7 – по 1 баллу за задание, В8 – 4 балла);
  3. Задание части С – сочинение-эссе по данному тексту.

На выполнение экзамена учащемуся дается 3 часа. За это время он должен «прорешать» задания группы А и В, внести свои ответы в бланк, написать на черновик, проверить и переписать в бланк сочинение-эссе.

        Очень важно дать ученику тот объем информации, который не отпугнет его и не заставит опустить руки. Конечно, объем этот для каждого ученика будет разным, поэтому при подготовке к ЕГЭ лучше заниматься не с классом, а с группой. Если в вашей школе есть профильное обучение, лучше разделить детей на группы в соответствии с уровнем знания предмета и уровнем учебной мотивации.

        ЗАДАНИЕ А1

  1. Сначала играем с детьми в игру (даже большие дети очень любят играть):

даем им список слов, в которых не проставлено ударение и предлагаем почитать. Незаметно считаем ошибки, после прочтения оглашаем результат. После того, как бОльшая часть класса поняла, что есть чему учиться, начинаем работу над заданием А1.

  1. Одним из самых важных факторов успешной сдачи ЕГЭ является внимательное чтение задания. Поэтому, читая задание, подчеркиваем ключевое слово/слова:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. Даем список слов, на которые нужно обратить внимание прежде всего:
  1. тОрты, бАнты, шАрфы, пОрты
  2. красИвее
  3. в кратких причастиях и прилагательных женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода ударение обычно переносится на окончание: нАчат – начатА, пОнял – понялА. 
  4. Исключения – клАла, крАла 
  5. глаголы звонИть, включИть, вручИть, облегчИть, чЕрпать сохраняют ударение в формах. 
  1. Даем список слов, в которых надо запомнить ударный звук. Список не должен быть слишком большим, но должен учитывать слова, которые часто встречаются в ЕГЭ. У меня в нем оказалось 83 слова. Я разделила их на 4 группы и задавала детям учить по 20-21 слову к каждому уроку. В начале урока спрашивала 5-6 человек (давала им листочек со словами, в которых ударение не было проставлено). На листах, которые я раздала каждому ребенку, была обозначена система оценок. Таким образом, каждый знал, что за значительно небольшой объем работы он может получить хорошую оценку. Желающих каждый урок было очень много. Таким образом мы незаметно выучили все слова, а каждый урок получил «хорошую» оценку в свой «арсенал» по русскому языку.

Список слов А1:

  1. Августовский
  2. анАлог
  3. апострОф
  4. балoвАть, балОванный, балoвАтьcя
  5. бАрмен
  6. бензопровОд
  7. валовОй
  8. вЕрование
  9. вероисповЕдание
  10. включИшь,
  11. вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный, 
  12. гЕнезис,
  13. гналА
  14. граждАнство
  15. дЕньги, деньгАм, деньгАми, o деньгАх 
  16. дефИс
  17. диспансЕр
  18. договОр, договОры, договОрный 
  19. дОсыта
  20. дремОта
  21. доцЕнт
  22. жАворонок
  23. жалюзИ
  24. жизнеобеспЕчение
  25. завИдно
  26. завсегдАтай
  27. зАгнутый
  28. задОлго
  1. закУпорить
  2. зАнял
  3. звонИшь
  4. знАмение
  5. Издавна
  6. издрЕвле
  7. Искра
  8. исчЕрпать
  9. каталОг
  10. каучУк
  11. квартАл
  12. кедрОвый
  13. клАла
  14. крАла
  15. красИвее
  16. корЫсть
  17. кремЕнь
  18. крoвoтoчИть 
  19. кУхонный
  20. мастерскИ
  21. мусоропровОд
  22. нАбело
  23. намЕрение
  24. новорождЁнный
  25. обеспЕчение
  26. облегчИть
  27. одноврЕменно

  1. oтдАть, Отдал, отдалА, Отдали 
  2. оптОвый
  3. Отраслей
  4. пАмятуя
  5. по средАм 
  6. пЕрчить
  7. пОлог
  8. предвосхИтить
  9. премировАть
  10. принУдить
  11. сирОты
  12. слИвовый
  13. сосредотОчение
  14. срЕдства
  15. столЯр
  16. тУфля
  17. углубИть
  18. украИнский
  19. упорЯдочение
  20. упрОчение
  21. фенОмен
  22. ходАтайство
  23. христианИн
  24. чЕрпать
  25. щавЕль
  26. эпИграф
  27. эпилОг
  28. языковОй (по отношению к средству общения)
    языкОвый (по отношению к органу во рту) 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ (20-21 слово):

«5» - 0-1 ошибки

«4» - 2-4 ошибки

«3» - 5-8 ошибок

«2» - 9 и более ошибок.

После того, как выучены все группы слов, даем их вразбивку, оценивая по-прежнему блок из 20-21 слова.

ЗАДАНИЕ А2

  1. знакомим детей с типом задания. Вспоминаем, что такое ПАРОНИМЫ.

Пароними́я  — частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Паронимы — это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию,  разные по значению: адресант — адресат, абонент — абонемент, генеральный — генеральский, грозный — грозовой, поступок — проступок

Также термином «паронимия» принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова «адресат» вместо «адресанта»; «боцман» вместо «лоцман»; «кремень» вместо «кремний» является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паро́нимами.

Можно дать детям список паронимов и попросить посмотреть дома их лексические значения:

  • горячий — горячительный;
  • дефектный — дефективный;
  • жестокий — жёсткий;
  • неприкосновенный — неприкасаемый
  • скрытый— скрытный
  • эффектный — эффективный
  • языковый — языковой
  • жёстко — жестоко;
  • сыто — сытно;
  • безответно — безответственно.
  1. Далее объясняем наиболее часто встречающиеся сложные случаи паронимии.
  1. Прилагательные на …-СК- ИЙ часто образованы от слов, имеющих значение лица, и толкуются через эти слова (в отличие от прилагательных на НЫЙ):

зрительский — относящийся к зрителям (ср. зрительный),

исполнительский — относящийся к исполнителям (ср. исполнительный),

воинский — относящийся к воинам (ср. военный),

горский — относящийся к горцам (ср. горный).

  1. Прилагательные на …ЧЕСКИЙ обозначают прямую отнесенность к какой-либо области деятельности, предмету, а однокоренные прилагательные на …ЧНЫЙ имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками».

Экономический — экономичный;

гигиенический — гигиеничный;

артистический — артистичный;

технологический — технологичный;

дипломатический — дипломатичный;

демократический — демократичный.

  1.  ОДЕТЬ кого-то (здесь в винительном падеже стоит одушевленное существительное).НАДЕТЬ что-либо (здесь в винительном падеже стоит неодушевленное существительное).
  2. Прилагательные на …ЯН/ЕНН ый обозначают «сделанный из какого-либо материала», а прилагательные на …ИСТый имеют общее значение «содержащий какой-либо материал (частично)»

Глиняный – глинистый

Каменный - каменистый

  1. Внимательно читаем задание и подчеркиваем ключевое слово:                                 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
  2. Вспоминаем пароним к каждому выделенному слову, вспоминаем оттенки значения и сферу употребления.

ЗАДАНИЕ А3

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Записываем ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Таблицы необходимо распечатать и раздать каждому ученику, предварительно оговорив, что при решении первых тестов ими можно будет пользоваться, и посоветовав не учить таблицы, а читать их перед каждым пробным тестом.

  1. Окончания существительных во множественном числе:

С окончанием -а (-я)

С окончанием -ы (-и)

адреса

борта

векселя

директора

доктора

егеря

желоба

жернова

катера

колокола

купола

кучера

острова

отпуска

паспорта

перепела

повара

погреба

профессора

сорта

стога

сторожа

терема

фельдшера

якоря

авторы

аптекари

бухгалтеры

выборы

договоры

инженеры

лекторы

лидеры

конструкторы

конюхи

ораторы

офицеры

приговоры

ревизоры

снайперы

стажёры

шофёры

  1. Окончание существительных в родительном падеже множественного числа

с нулевым окончанием

с окончанием -ов (-ев)

англичан

армян

болгар

грузин

румын

татар

туркмен

цыган

турок;

партизан

солдат

гусар

драгун;

валенок

сапог

чулок

ботинок

погон;

ампер

ватт

вольт;

колен

плеч

чисел

кресел

кухонь

басен

песен

барышень

деревень

полотенец

вафель

туфель

свадеб

усадеб;

брызг

брюк

бус

каникул

макарон

носилок.

киргизов

казахов

узбеков

монголов

таджиков

якутов;

платьев

носков;

метров

граммов

килограммов

гектаров

рельсов;

апельсинов

мандаринов

помидоров

томатов

баклажанов

лимонов.

  1. Склонение числительных

Умение склонять числительные сопоставимо с балетом: оно либо дано человеку, либо нет. Многие сильно мотивированные ученики честно учили многочисленные таблицы со склонением числительных в средней школе. Но многие ли из них УМЕЮТ правильно склонять несчастные числительные? Мне регулярно приходится слышать из уст дикторов Центрального телевидения ужасные для слуха словесника фразы, типа «на митинг собралось более пятиста человек»…

Чтобы не отпугнуть детей, советую дать им всего 2 небольших совета:

  1. Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.
  2. Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

  1. Склонение числительного «ТЫСЯЧА»: числительное «тысяча» имеет в косвенных падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверать правильность написания, подставьте вместо «тысяча» слово «земля» (сущ.1 скл. с ударным окончанием).

При склонении числительных 1976, 2359 и т.д. склоняется каждое слово.

  1. Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро и т.д.

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

можно

нельзя

с сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин

с сущ., обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое женщин

две подруги, три женщины

с сущ., обозначающими детенышей животных: пятеро щенков

с сущ., обозначающими взрослых животных: пятеро собак

пять собак

с сущ., имеющими только форму множественного числа: двое брюк

с сущ. ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА

  1. Простая и составная форма сравнительной степени прилагательных

Простая форма

Нельзя совмещать две формы!

Составная форма

Сравнительная степень

выше

красивее

более выше

менее красивее

более высокий

менее красивый

Превосходная степень

высочайший

красивейший

самый высочайший

наиболее красивейший

самый высокий

наиболее красивый

ЗАДАНИЕ А4

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Объясняем задание:

Задание на правильное употребление деепричастного оборота.

  1. Вспоминаем, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Оба эти действия должно совершать одно лицо, выраженное подлежащим.
  2. Подчеркиваем грамматическую основу.
  3. «Примеряем» подлежащее к деепричастию: в 1) подлежащее – «дискуссия»; задаем себе вопрос : «Дискуссия говорит о богатстве языка?» если ответ «нет», вычеркиваем цифру 1) – этот ответ нам не подходит.
  4. Проделываем аналогичную процедуру со всеми вариантами ответа и находим правильный: 4) мы имели в виду… и мы говорили о богатстве языка.

ЗАДАНИЕ А5

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

Вспоминаем, что синтаксис регламентирует построение словосочетания и предложения. Обращаем внимание детей на то, что в этом задании НЕТ ошибок пунктуационных (дети почему-то часто считают, что там неправильно стоят запятые).

При решении этого задания необходимо «чувство» языка, но есть некоторые подсказки, которые могут помочь даже тем, для кого русский язык не является родным:

  1. Если в предложении есть кавычки, проверяем форму названия чего-либо, которое находится в кавычках. Здесь есть 2 варианта:
  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.   Например,  роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
  • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
  1. Если в предложении есть причастие, проверяем его форму (окончание). Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес».
  2. Если в предложении есть производные предлоги «согласно», «благодаря», «вопреки», проверяем форму (окончание) существительного, стоящего после этого предлога. Данные предлоги сочетаются с существительными в Дат.п. (кому? чему?).
  3. Если в предложении есть конструкции «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
  • Все,            кто        смотрел         на него, не могли не заметить…

мн.ч           ед.ч               ед.ч.                                      мн.ч.

  1. Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
  2. Если нарушена однородность понятий, т.е. в качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»;
  3. Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
  4. Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. !!! Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
  5. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ». Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
  6. Предлоги «в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие» сочетаются с Род.падежом (кого? чего?).
  7. Предлоги «подобно, наперекор» сочетаются с Дат.падежом (кому? чему?).

                 

ЗАДАНИЕ А6*(А26**)

* номер задания в ЕГЭ 2012 года

**номер задания в ЕГЭ до 2011 включительно

Знакомим учащихся с типом задания:

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения

нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным

оборотом?

Задание часто отпугивает детей сложностью формулировки, однако оно очень просто решается при помощи подсказок.

  1. Подчеркиваем к каждом предложении слово «который».
  2. Определяем падеж: Им.п. который, которая, которое, которые. Не забываем о том, что Им.п. этого слова совпадает с Вин.п. (кого? что?)
  3. Если слово «который» стоит в косвенном падеже, скорее всего, мы нашли искомый ответ. Если при слове «который» есть предлог, это точно наш ответ.
  4. В любом случае проверяем форму сказуемого в придаточном предложении (после слова «который»). Нельзя образовать причастие в следующих случаях:
  • Если глагол стоит в будущем времени: «который придет…»;
  • Если глагол стоит в условном наклонении: «который пришел бы…»;
  • Если сказуемое выражает долженствование: «который должен был прийти…»;
  • Если в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.): «я не увидела на его лице ТОГО удивления, которое ожидала увидеть».

Список слов А1

  1. Августовский
  2. анАлог
  3. апострОф
  4. балoвАть, балОванный, балoвАтьcя
  5. бАрмен
  6. бензопровОд
  7. валовОй
  8. вЕрование
  9. вероисповЕдание
  10. включИшь,
  11. вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный, 
  12. гЕнезис,
  13. гналА
  14. граждАнство
  15. дЕньги, деньгАм, деньгАми, o деньгАх 
  16. дефИс
  17. диспансЕр
  18. договОр, договОры, договОрный 
  19. дОсыта
  20. дремОта
  21. доцЕнт
  22. жАворонок
  23. жалюзИ
  24. жизнеобеспЕчение
  25. завИдно
  26. завсегдАтай
  27. зАгнутый
  28. задОлго
  1. закУпорить
  2. зАнял
  3. звонИшь
  4. знАмение
  5. Издавна
  6. издрЕвле
  7. Искра
  8. исчЕрпать
  9. каталОг
  10. каучУк
  11. квартАл
  12. кедрОвый
  13. клАла
  14. крАла
  15. красИвее
  16. корЫсть
  17. кремЕнь
  18. крoвoтoчИть 
  19. кУхонный
  20. мастерскИ
  21. мусоропровОд
  22. нАбело
  23. намЕрение
  24. новорождЁнный
  25. обеспЕчение
  26. облегчИть
  27. одноврЕменно

  1. oтдАть, Отдал, отдалА, Отдали 
  2. оптОвый
  3. Отраслей
  4. пАмятуя
  5. по средАм 
  6. пЕрчить
  7. пОлог
  8. предвосхИтить
  9. премировАть
  10. принУдить
  11. сирОты
  12. слИвовый
  13. сосредотОчение
  14. срЕдства
  15. столЯр
  16. тУфля
  17. углубИть
  18. украИнский
  19. упорЯдочение
  20. упрОчение
  21. фенОмен
  22. ходАтайство
  23. христианИн
  24. чЕрпать
  25. щавЕль
  26. эпИграф
  27. эпилОг
  28. языковОй (по отношению к средству общения)
    языкОвый (по отношению к органу во рту) 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ (20-21 слово):

«5» - 0-1 ошибки

«4» - 2-4 ошибки

«3» - 5-8 ошибок

«2» - 9 и более ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...