Методическая разработка урока по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Методическая разработка урока по теме "Имя существительное" для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка для 5 класса

Урок – путешествие «Четыре корабля».

Цель: 

обобщение сведений об имени существительном;

Задачи:
-повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.

Оборудование: проектор, ноутбуки, рисунки с кораблями, сигнальные флажки, тесты, жетоны.

Условия игры:

класс делится на 4 команды, в которых выбран капитан. За правильные ответы команды получают жетоны. Если команда готова отвечать, то поднимают сигнальные флажки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока. 

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далёкое и трудное плавание по  морю знаний. Мы отправляемся в путешествие на 4 кораблях.  Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. За правильные ответы команды получают жетоны. Если команда готова отвечать, то поднимают сигнальные флажки.

      Правила работы в группах

1.Вежливо обращайтесь друг с другом.

2.Выслушивайте мнение каждого.

3.Не перебивайте говорящего.

4.Доказывайте свои версии.

5.В группе ответы дает каждый.

6.Умеешь сам - научи другого.

Слайд

- Сейчас мы узнаем названия наших кораблей.

Представление названия команд.        

3. Ход игры.

- Итак, караван отправляется в путь.

  1. Словарная работа.

- Определите лексическое значение слова караван.

КАРАВАН, –а, м.

1. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). К. верблюдов.

2. Группа следующих друг за другом транспортных судов.

3. Штабель торфа, кирпича (спец.). Самовозгорание торфа в караванах.

- Команда, правильно назвавшая лексическое значение, получает жетон-флажок.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Чтобы узнать, чей корабль первым отойдёт от причала и какова тема нашего урока, выполним  задание.

Слайд .

- На партах у вас лежат листочки со стихотворением А. Фета. Подчеркните, слова, которые называют предметы.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.Фет

- Если команда готова отвечать, то поднимает сигнальные флажки.

Слайд .        

- Проверяем.

-Получает жетон команда, верно назвавшая все слова.

- Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

= Имя существительное. Команда получает жетон.

- Правильно. Значит тема нашего урока – имя существительное.     

Слайд .      _                          

-   Цель нашего урока:      

- обобщение сведений об имени  существительном как части речи;

Задачи:
-повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.                                

Слайд .                                

- Ребята, по каким признакам различаются все части речи?

=По грамматическим, морфологическим и синтаксическим.

- Команда получает жетон.

- Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто расскажет о грамматических, морфологических и синтаксических признаках?

1. Обозначает предмет  кто?           что?            

 

2. Может быть         нарицательным      или     собственным

                                   одушевлённым      или       нарицательным

                                         1 скл.       или            2 скл.      или       3 скл.

                                  мужского  или   женского  или  среднего рода 

3. Изменяется по падежам:                                      по числам:

И.П.(кто? что?)                 еж, ночь                един.:               река

Р.П. (кого? чего?)            ежа, ночи                множ.:               реки

Д.П. (кому? чему?)           ежу, ночи

В.П. (кого? что?)              ежа, ночь

Т.П. (кем? чем?)          ежом, ночью

П.П. (о ком? о чем?) об еже, о ночи

4. Может быть любым членом предложения.

 Слайд 6.  

- Каждая команда принимает участие в рассказе по признакам имени существительного.

1 команда. Доказать, что имя существительное – самостоятельная часть речи, перечислить грамматические признаки. Привести примеры.

2 команда. Рассказать про постоянные морфологические признаки. Привести примеры.

3 команда. Рассказать про непостоянные морфологические признаки. Привести примеры.

4 команда. Рассказать про синтаксические признаки. Привести примеры.

- Все команды получают жетоны, потому что успешно прошли первый риф.

Слайд .

- Интерактивная игра. Ребята, с кораблей упали мешки с продуктами. Неожиданно в море появились акулы.

Чтобы спасти провизию, нужно разнести по мешкам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Выходят по одному человеку из команды и переносят слова.

- За каждое правильно перенесённое слово команды получают жетоны.

- В двух кораблях появились пробоины. Чтобы их устранить, нужно выполнить следующие задания.

- Укажи ряд, где все слова существительные

Шалаш_,  товарищ_,  сторож _,  этаж_,  

ключ_, врач_,  вещ_,  ноч_,  плащ_,  лещ_,  

много туч_, дрож_,  помощ_,  еж_,  реч_,  

из-за туч_, рож_, доч_,  много  задач_,  лож_,

дич_,  полноч_, богач_, чертеж_,  малыш_,

кирпич_,  мощ_,  луч_,  глуш_.                                                                

- Укажите ряд, где правильно произведен морфологический разбор слова «работа»

Слайд _        

- Все команды получают жетоны. Корабли отремонтированы. Можно дальше отправляться в путь.

- Наступило время отдыха. Чтобы провести его с пользой, вспомним, когда у имён существительных пишется Ь.

- Следующее задание для команд – распределительный диктант. Выполняем на листочках. Чья команда меньше допустит ошибок, та и получит жетон.

Слайд .

- Проверяем. Слайд . 

Конкурс капитанов.

- Капитаны выполняют задания на тренажере.

Матросы - тесты на листочках.        

Итог. Подсчёт жетонов. Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «Имя существительное»

Слайд 2

Правила работы в группах 1.Вежливо обращайтесь друг с другом. 2.Выслушивайте мнение каждого. 3.Не перебивайте говорящего. 4.Доказывайте свое утверждение. 5.В группе ответы дает каждый. 6.Умеешь сам - научи другого.

Слайд 3

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. А.А.Фет

Слайд 4

Шепот , робкое дыханье , Трели соловья , Серебро и колыханье Сонного ручья . Свет ночной, ночные тени , Тени без конца , Ряд волшебных изменений Милого лица . А.А.Фет

Слайд 5

Имя существительное

Слайд 6

Цель урока: - обобщение сведений о существительном как части речи Задачи: -повторить морфологические признаки имени существительного; - уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении; - закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.

Слайд 7

Имя существительное – самостоятельная часть речи. 1 . Обозначает предмет кто? что? 2. Может быть нарицательным или собственным одушевлённым или нарицательным 1 скл. или 2 скл. или 3 скл. мужского или женского или среднего рода 3. Изменяется по падежам : по числам: И.П.(кто? что?) еж, ночь един.: река Р.П. (кого? чего?) ежа, ночи множ.: реки Д.П. (кому? чему?) ежу, ночи В.П. (кого? что?) ежа, ночь Т.П. (кем? чем?) ежом, ночью П.П. (о ком? о чем?) о б е же, о н очи 4 . Может быть любым членом предложения.

Слайд 8

Игра

Слайд 9

Умный, мясник, сарай, ночь, завтрак Сестра, программа, страна, люди, около Мама, работать, учеба, урок, ножницы Компьютер, учебник, тетрадь, школа, класс 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., ж.р., 1 скл. , неодуш. 4.Непост.: ед. ч., И.п. 5. Подлежащее Укажи ряд, где все слова существительные Укажите ряд, где правильно произведен морфологический разбор слова « работа» 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., ж.р. 1 скл. неодуш. 4.Непост.: ед. ч., В.п. 5. Дополнение 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3 скл 4.Непост.: ед.ч., Р.п. 5. Дополнение 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: собств., ж.р. неодуш., 1 скл. 4.Непост.: мн.ч., И.п. 5. Подлежащее Молодец! Молодец!

Слайд 10

Распределительный диктант Шалаш_, товарищ_, сторож _, этаж_, ключ_, врач_, вещ_, ноч_, плащ_, лещ_, много туч_, дрож_, помощ_, еж_, реч_, из-за туч_, рож_, доч_, много задач_, лож_, дич_, полноч_, богач_, чертеж_, малыш_, кирпич_, мощ_, луч_, глуш_. Задание: Выписать в два столбика: есть Ь и нет Ь. Проверка

Слайд 11

Проверка 3 скл. Вещь, ночь, дрожь, помощь, речь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь, мощь. 1,2 скл. Шалаш, товарищ, сторож, этаж, лещ, ключ, врач, плащ,лещ, много туч, из-за туч, богач, много задач, чертеж, малыш, кирпич, луч, еж.

Слайд 12

Обобщение Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это? По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные , одушевленные и неодушевленные . Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Имена существительные по родам не изменяются. Имена существительные изменяются по падежам и по числам. Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Слайд 13

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных. географические названия астрономические названия названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др. Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований. Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер - французский ученый, ампер - единица силы электрического тока Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений. Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы).

Слайд 14

Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д. Число имен существительных. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"

Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме  «НЕ с именами существительными».Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....