Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Бархатова Людмила Павловна

Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме  «НЕ с именами существительными».

Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан на семинаре заместителей руководителей по УВР и получил высокую оценку

Методическое обоснование с элементами самоанализа

     На уроках русского языка наиболее трудоемкой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике, поэтому

задачи:

лингвистический подход к обучению по теме: «Не с именами существительными;

закрепить навык нахождения в слове орфограмм;

добиваться осознанного применения правил орфограмм, применяя их на практике.

Содержательный аспект.

Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Имя существительное». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как  лексические, так и  грамматические особенности имени существительного. На этом уроке ведется ненавязчивая, практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока:  добывание новых знаний.

Приемы: рассказ учащихся о происхождении имен; работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений; воспроизведение и коррекция опорных знаний; воспроизведение знаний на новом уровне.

Оборудование: презентация, выставка книг, словарей, учебники, текстовые задания.

Методы: поисковый, проблемный, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

Деятельность учащихся:  у доски, в парах, активная.

Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.

Морально-психический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я -ученик» к уровню «я – исследователь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме  «НЕ с именами существительными».

Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан на семинаре заместителей руководителей по УВР и получил высокую оценку

Методическое обоснование с элементами самоанализа

     На уроках русского языка наиболее трудоемкой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике, поэтому

задачи:

лингвистический подход к обучению по теме: «Не с именами существительными;

закрепить навык нахождения в слове орфограмм;

добиваться осознанного применения правил орфограмм, применяя их на практике.

Содержательный аспект.

Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Имя существительное». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как  лексические, так и  грамматические особенности имени существительного. На этом уроке ведется ненавязчивая, практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока:  добывание новых знаний.

Приемы: рассказ учащихся о происхождении имен; работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений; воспроизведение и коррекция опорных знаний; воспроизведение знаний на новом уровне.

Оборудование: презентация, выставка книг, словарей, учебники, текстовые задания.

Методы: поисковый, проблемный, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

Деятельность учащихся:  у доски, в парах, активная.

Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.

Морально-психический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я -ученик» к уровню «я – исследователь».

Класс:

6

Предмет:

Русский язык

Тема:

«Не с  именами существительными»

Цели урока:

учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания с  реальностью (с текстами), понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей;

 развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное

Ход урока:

Общеучебные УУД:

а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации;

в) структурирование знаний.

2. Личностные УУД:

а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

3. Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Регулятивные УУД:

целеполагание

Регулятивные УУД:

- планирование

- контроль

- коррекция

- оценка

     - волевая саморегуляция

     Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действий;

- осмысленное использование полученных знаний.

   Логические УУД:

- анализ полученной информации;

- построение алгоритма рассуждения.

- практическая значимость

Знаково-символические УУД:

- преобразование учебного материала;

-выделение существенного;

- отзыв о конкретных ситуативных значений;

- формирование обобщенных знаний

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Выступление учащихся с самостоятельно подобранным материалом о происхождении имен.

Слово учителя: «Теперь вы еще больше узнали друг о друге по имени, которое вы носите. Постарайтесь принять те особенности, которое несет имя каждого и никогда не произносить имя человека в грубой, невежественной форме. Ведь имя это код человека, а если исказить имя, т.е. нарушить код, что же тогда получится?»

3.Запись в тетрадях числа, темы урока «Не с именами существительными»            

4.Постановка цели урока самими учащимися.

5.Стадия вызова

Работа с текстом:

     Ненастье длилось трое суток. После непогоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.

      Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это не береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!

— Что перед нами? (текст)

— Назовите стиль речи (художественный)

— Тип речи (повествование, описание)

— Какие тропы  используются в этом тексте? (эпитеты: ласковое солнышко; олицетворение: метель сотворила; метафора: снежное одеяло; сравнения: словно снежные бабы, берёза-снегурочка.)

На какой вопрос в тексте нет ответа?

— Как выглядели сосны и ели?

— Сколько дней длилось ненастье?

— Чем вызвано преображение природы?

— Где росла береза? (нет ответа)

— Как пишется не с существительными в этом тексте?

— Попробуйте сформулировать правило.

6. Самопроверка. Сверьте свои предположения с текстом учебника.

— Все ли у вас было так, как в учебнике?

— Чем является не в словах, не употребляющихся без не. (частью корня)

     в словах, пишущихся с не слитно?(приставкой)

     со словами, пишущимися с не раздельно? (частицей)

Не с существительными - это скорее правило, или исключение?(правило, т.к не с именами существительными в основном пишется слитно).

— Тогда не-раздельно-это …(исключение)

7. Стадия рефлексии.

Переосмыслите новую информацию и составьте на данную тему: эссе-резюме, таблицу, схему. (Примеры работ учащихся)

8. Физминутка.

9. Вторая стадия рефлексии. Составьте тексты разных стилей речи, используя в них максимальное количество слов- существительных, употребляющихся с не как слитно, так и раздельно.

10. Озвучивание. Самооценка. Прогнозирование результативности работы.

11. Работа с текстом. С.М  Бондаренко « Страна без частицы не»

— Прочитайте стихотворную шутку и выпишите(правильно!) слова, в которых не хватает не.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цветы забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И,виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И на встречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

Один ученик работает у доски. Остальные, сверяясь с доской, проводят самопроверку и самооценку. (Недоумение, нелепое, неразбериха, незабудки, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, неряхой, несуразные, недотепа, невежа, недоучки, Несмеяна).

— Слова каких частей речи, кроме существительных, встретились в этом тексте? (наречие, прилагательные)

— Чем будет не в этих словах?(Часть корня) — Почему вы их без труда написали верно? (потому что все они без не не употребляются)

— Во всех словах?(нет: недоучки, незабудки, Несмеяна)

12. Подведение итогов.

13. Домашнее задание.§4, упражнение 240, найти из разных источников пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречается правописание не с именами существительными.

14. Выставление оценок.

 

                      Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Разработка урока "Падежи имен существительных"

Разработка урока "Падежи имен существительных"...

Разработка урока "Род имен существительных"

Урок по теме "Род имен существительных "проводился в 5 классе коррекционной школы...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Методическая разработка (Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.)

Имена собственные в художественном тексте играют важнейшую роль при рассмотрении идиостиля. Сам интерес рассмотрения этой темы обусловлен рядом причин. Онимы оценивается как идея, а имя в художественн...