Разработка урока "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Неживенко Наталья Викторовна

Урок по теме "Род имен существительных "проводился в 5 классе коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imen_sushchestvitelnyh.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род имён существительных»

Цели: 1 .Закрепление понятия о роде имён существительных; обучение правильному употреблению тех существительных, при определении рода которых нередко нарушаются нормы литературного языка.

2.        Коррекция дисграфии на синтаксическом уровне.
Коррекция логического мышления на основе упражнений в различении.  коррекция зрительного восприятия.

3.        Воспитание мотивации к обучению.


Активизация          мыслительной деятельности        

Коррекция      

зрительного    

восприятия, коррекция дисграфии

I.       Оргмомент.

1. Психологический настрой

2. Запись в тетрадь числа и темы урока. СЛАЙД 1

3. Тему урока вы определите, выполнив два задания

Задание 1 Игра «Добавь словечко»

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть числительные ОДНО, ОДНА, ОДИН, а вы добавьте существительные, обозначающие   предметы из окружающего мира.

Например: один ученик, одна дверь, одно окно...

- По какой грамматической категории мы согласовываем слова? (по роду).

Задание 2

Восстановите запись на слайде по фрагментам букв.

(на доске сделана запись из фрагментов букв)  СЛАЙД 2

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

4. Запись темы в тетрадь

Отработка орфоэпических навыков

II.    Орфоэпическая минутка   СЛАЙД 3

Часто в знакомых нам словах можно услышать неправильную постановку ударения. Произношение таких слов нужно запоминать, а в случае затруднения  обращаться к словарю.

Прочитайте правильно слова, запишите их и поставьте ударение  

Свекла, крапива, договор, щавель, жалюзи, каталог

Введение в тему. Проблемная постановка вопроса

Воспитание познавательного интереса

IV.Слово учителя

 - Практически все  существительные (за небольшим исключением) можно разделить на три группы.

Как вы думаете, на какие? Правильно!  

 Имена существительные  бывают мужского, женского или среднего рода.

 А какие слова-подсказки помогут определить род? (он мой, она моя, оно мое)

СЛАЙД  4У поэтессы Галины Александровой есть детское стихотворение, которое служит подсказкой при определении рода имени существительного

Учитель читает его.

Женский род запомню я и скажу: «Она моя».

И запомню род мужской, и опять скажу: «Он мой».
Средний род – «оно мое»! Это правило - твое!
                                                  Г. Александрова 

Вывешивается опора

Работа по опоре 

- Так какие слова-подсказки помогут вам определить род существительных? (если можем подставить к слову она - моя = ж.р и т. д.)

Сообщение цели урока

V. Сообщение цели урока

- Сегодня на уроке мы будем определять род имён существительных, учиться согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Воспитание мотивации к учению

Работа по преодолению аграмматизмов

Работа над грам. строем речи

Коррекция логического мышления на основе упражнения определении рода сущ.

Коррекция акустической дисграфии

VI. Закрепление материала

Задание 1. Работа с интерактивной доской.

ЭОР «Наглядный русский язык», 5 класс, модуль № 13, задание №3: указать соответствие при определении рода существительных.

Задание 2. Творческое задание «Шифрограмма»  СЛАЙД 5

Перед вами лента слов.

Определите, границы слов,  прочитайте получившиеся слова .

перецкрапиващавельяблококофекартошка

Определите род существительных и составьте словосочетания, используя прилагательные из слов для справок. Каждое прилагательное можно использовать два раза.

Слова для справок: жгуч…, кисл…, вкусн… .

Образец первого словосочетания записывается на доске:

                           ср.р                               ж.р

Жгуч              перец,  жгуч              крапива

Далее работа выполняется самостоятельно

Проверка на слайде  СЛАЙД 6

Задание 3. Работа с учебником   СЛАЙД 7

Согласование существительных с глаголами прошедшего времени

Упражнение 503 – по вариантам

I  вариант  - 1-3 предложение

II вариант - 4-6 предложение

Взаимопроверка

Задание 4. Работа с текстом.   СЛАЙД 8

Прочитайте текст, заменив картинки существительными.  Какими буквами отличаются эти слова? Впишите эти слова в текст, подчеркните парные согласные,  определите род  всех существительных.

На реке

Летним утром мы с братом отправились на рыбалку. Сели на берегу реки. У брата  в руках  была http://www.clipartkid.com/images/518/back-gallery-for-fishing-reel-clipart-Bjkai7-clipart.jpg _________. В камышах крякалаhttp://tshop.r10s.com/67b/17d/9e87/7a30/80a1/946d/6123/1187e59dc2005056991433.jpg______. Мимо нас проплыл http://previews.123rf.com/images/jiripravda/jiripravda1209/jiripravda120900020/15239136-Wooden-raft-with-sail-Stock-Photo.jpg __________с рыбаками. Я достала из корзины сладкий http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2012-09/1347628999_pears-2.png _________  и съела его.

Проверка

На реке

Летним утром мы с братом (м.р.) отправились на рыбалку (м.р.) . Сели на берегу (м.р.)  реки (ж.р.). У брата (м.р.)   в руках  была удочка (ж.р.) . В камышах крякала уточка (ж.р.). Мимо нас проплыл  плот (м.р.)  с рыбаками. Я достала из корзины (ж.р.) сладкий плод (м.р.) и съела его.

VII. Дополнительное задание  СЛАЙД 9

ЭОР «Учимся играя», игра 4, задание 6(найти слова, объединенные  темой «Овощи», определить род)

IX. Итог урока

-Как определить род имен существительных?

VIII. Аргументированное выставление оценок  

На доске трафареты:

Отлично! У меня все получилось! – «5»

Хорошо! Я доволен собой! – «4»

Я старался – «3»

Прикрепите карточку со своим именем к той оценке, какую вы, по вашему мнению, заработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....