Урок открытия нового знания: Степени сравнения наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лукина Марина Владимировна
Тема урока:Степени сравнения наречий Тип урока:урок открытия нового знания Цель урока: формирование умения образовывать степени сравнения наречий и умения отличать степень сравнения наречия от степени сравнения прилагательного Технология(-и) урока:проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного состава, Опорные понятия: сравнение, грамматические омонимы Новые понятия: степени сравнения наречий Межпредметные связи: литература (текстовый материал из «Юности честное зерцало» Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, Загоровская О.В.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степени сравнения наречий

Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжаем говорить о такой интересной и выразительной части речи как ?

Наречие . Правильно. Запишите в тетрадях число. Оставьте место для того, чтобы позже записать тему урока, которую мы сформулируем в ближайшее время.

Итак, обратите внимание на следующие предложения

Детям должно говорить с людьми благочинно, учтиво, вежливо.

Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое достойно предъявить. 

Как вы думаете, с какой целью создавался данный текст?

Можно ли по тексту догадаться, что он был создан не сегодня, не в 21 веке? Почему? Аргументируйте. (Какие слова, формы слов говорят о том, что он был создан в прошлом ?)

О тексте:

Отрывок взят из книги «Юности честное зерцало или указания к житейскому обхождению» сборник был создан по указу Петра Первого в 1717 году. Цель: воспитать новое поколение дворян. Сборник должен был заменить другую книгу, содержащую подробные предписания о том, как вести себя в разных ситуациях. Какую книгу? Кто догадался? Домострой -

Запишем первое предложение. Есть ли в предложении приглаголие (наречие) ?

Докажите, что эти слова являются наречиями образа действия.

Итак, вы прочли совет, данный в книге, по которым наставники воспитывали юношество. Представьте себе ситуацию, когда воспитанник, невзирая на предписания, нагрубил в разговоре. Наставник не доволен речью воспитанника.  Какую фразу мог бы произнести воспитатель, обращаясь к воспитаннику, желая показать, что следует быть более вежливым? Как могли бы звучать эти наречия, как бы изменилась форма наречий?

 Вам должно было говорить учтивее, вежливее.

Какой частью речи являются выделенные слова? Какие есть версии? Какую часть речи напоминают эти слова? Степень сравнения прилагательного. А в этом предложении это прилагательное или наречие? Наречие. Какой можем сделать вывод какой? Наречие тоже может иметь формы сравнительной степени.

Я думаю,  вы готовы  сформулировать тему урока.

Степени сравнения наречий.

Подумайте, какие задачи мы с вами должны будем решить во время урока:

1.Узнать, как образуются степени сравнения наречий

 2. Как отличить степень сравнения наречия от степени сравнения прилагательного?

 3.Научиться образовывать степени сравнения  наречия в речи

Давайте, посмотрим на первую задачу, которую мы должны решить:

 узнать, как образуются степени сравнения наречий.

Вы сами сказали, что степени сравнения наречий очень похожи на степени сравнения прилагательных.

 Можем ли мы предположить,  что образование степеней сравнения наречий могут быть похожи на образование степеней сравнения прилагательных?

Д а. Почему? Потому что наречия образованы от прилагательных.

Какие степени сравнения есть у прилагательных?

Сравнительная- признак проявляется в большей/ меньшей степени;

 Превосходная –признак проявляется в наибольшей/наименьшей степени

Давайте посмотрим, как происходит процесс образования степеней сравнения у наречий.

Что нам может в этом помочь? Учебник .Ваша задача конкретизировать схему. Проверить и узнать: какую морфему надо добавлять, какие слова?

Пожалуйста, заполните схему.

- Как вы думаете, от любого наречия может быть образованы степени сравнения?

Гипотеза: степени сравнения можно образовать не от всех наречий, также как нельзя образовать степени сравнения от всех прилагательных. Как мы можем проверить нашу гипотезу?

Как можем эту гипотезу проверить? Методом наблюдения. Работа в парах.

Образуйте от данных наречий степени сравнения. Графически обозначьте морфемы и слова, которые образуют разные формы степеней сравнения.

Сравнительная

превосходная

простая

составная

Простая

Составная

Быстро

Далеко

Сгоряча

Вчера

Поздно

Слева

Узко

От всех ли наречий вы смогли образовать степени сравнения? Почему?

Вывод:

Объявление результатов. Какие выводы можно сделать?

Вывод:

степени сравнения наречий можно образовать от наречий, оканчивающихся на о, образованных от качественных прилагательных.

От наречий можно образовать как простую, так и составную сравнительную и превосходную степень

Простая превосходная степень образуется крайне редко, слова образованные таким способом приобретают книжный оттенок.

При образовании сравнительной степени можно наблюдать чередование в корне, некоторые формы  образуются от другого корня, от некоторых наречий можно образовать две формы

Все ли задачи урока мы выполнили? Не все. Необходимо научиться отличать сравнительные формы наречий от прилагательных . Сейчас мы перейдем к этому этапу урока.

Но мне бы хотелось узнать, как вы запомнили способы приемы образования степеней сравнения.

Контроль:

1.Запишите только те  суффиксы, которые участвуют в образовании простой сравнительной степени наречий:

1) -енн-, -онн-; 2) -ее(-ей);    3) –е     4) -ше.

2. Запишите только те слова, которые участвуют в образовании сравнительной степени наречий.

1) самый, самая;2) наиболее, наименее;3) всех, всего;3) более, менее.

3. Запишите слово, которое  не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;2) проще;3) жесточайше;4) дальше.

.Запишите предложение (я) содержит наречие в сравнительной степени? Как отличить?

1) На улице весело смеются дети.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

Как отличить сравнительную степень прилагательного от наречия? записать

Определить какой частью речи является слово от которого задаем вопрос .От слова какой части речи  на какой вопрос отвечает чего? Сейчас, внимание заключительное задание, работаем в парах. Составьте предложения в которых слова :

Выше, быстрее, лучше

будут в одном случае сравнительной степенью прилагательного, а в другом случае будут сравнительной степенью наречия. Такие слова являются грамматическими омонимами.

Рефлексия

3 задачи

+ могу, +- затрудняюсь, - пока не могу

Узнаю степень сравнения наречия

Умею образовывать степени сравнения

Могу отличить степени сравнения

Домашнее задание: упр. 209 или  211



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Лукина М.В.

ОУ: ГБОУ гимназия №271

Тема урока:Степени сравнения наречий

Тип урока:урок открытия нового знания

Цель урока: формирование умения образовывать степени сравнения наречий и умения отличать степень сравнения наречия от степени сравнения прилагательного

Технология(-и) урока:проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного  состава,

Опорные понятия: сравнение, грамматические омонимы

Новые понятия: степени сравнения наречий

Межпредметные связи: литература (текстовый материал из «Юности честное зерцало»

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, Загоровская О.В.»

Задачи:

  • познакомить учащихся со способами образования степеней сравнения наречий
  • формировать умение образовывать сравнительную и превосходную степень наречия
  • формировать умение отличать формы сравнительной степени наречий от форм сравнительной степени прилагательных
  • развивать умение самоконтроля в процессе образования форм сравнительной степени

Результаты:

предметные

  • понимать, что такое степени сравнения наречий
  • знать правила образования форм степени сравнения наречий
  • графически обозначать способы образования степени сравнения
  • составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией

метапредметные

регулятивные

  • осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
  • осуществлять взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

  • осуществлять целеполагание;
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм..

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Актуализация. Учитель предлагает текст для анализа

Итак, обратите внимание на следующие предложения

Детям должно говорить с людьми благочинно, учтиво, вежливо.

Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое достойно предъявить. 

Грамматический анализ предложения.

Запишем первое предложение. Есть ли в предложении приглаголие (наречие) ?

Читают и анализируют текст, аргументируют ответ на вопросы:

Какова цель создания текста? Стиль текста, идея текста?

Время создания текста.

 

Записи в тетради

- Находят наречие, аргументируют свое решение.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Предлагает ученикам смоделировать ситуацию и придумать речевое оформление высказывания в соответствии с целью

Вам должно было говорить учтивее, вежливее.

Обращает внимание учащихся на то, с помощью какой грамматической формы была достигнута цель высказывания.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока и учебные задачи.

Учащиеся в соответствии с речевой задачей строят предложение со сравнительной формой наречия.

Доказывают, что в предложении - наречие

Фиксирование затруднений

Прилагательное или наречие?

Формулируют тему  и задачи урока:

1.Узнать, как образуются степени сравнения наречий

 2. Как отличить степень сравнения наречия от степени сравнения прилагательного?

 3.Научиться образовывать степени сравнения  наречия в речи

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Открытие нового знания(Изучение нового материала)

Построение проекта выхода из затруднения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Графическое представление информации представленной в учебнике

Предлагает составить схему «Способы образования степеней сравнения наречий»

Далее этап  - прогнозирование

Проектирование

- Как вы думаете, от любого наречия может быть образованы степени сравнения?

Гипотеза: степени сравнения можно образовать не от всех наречий, также как нельзя образовать степени сравнения от всех прилагательных. Как мы можем проверить нашу гипотезу?

Как можем эту гипотезу проверить? Методом наблюдения. Работа в парах.

Предлагает для анализа слова

Графический комментарий,

Выделение суффиксов

Используя содержание текста учебника, составляют схему образования сравнительной степени, проверяют друг друга

дополняют записи:

Высказывают предположения, что степени сравнения образуются только от наречий, которые образованы от прилагательных

Если есть верное, акцентируем на том, что мы должны убедиться в этом опытным путем (наблюдение, сопоставление, выводы)

Работают в парах.

Объявляют результаты наблюдений 

- Делают вывод

Формулируют правило

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:выдвижение гипотез и их обоснование;моделирование;

логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Все ли задачи мы выполнили? Сейчас перейдем к этой задаче, а для начала проверим как вы усвоили основную информацию по теме

Но мне бы хотелось узнать, как вы запомнили способы приемы образования степеней сравнения.

Контроль:

Давайте составим алгоритм

Как отличить степень сравнения наречии от степени сравнения прилагательных?

Работа по принципу «Четвертый лишний»  Выбирают ответ и комментируют выбор.

Составляют алгоритм:

Определить какой частью речи является слово от которого задаем вопрос .

Если от глагола, то наречие, от существительного - прилагательное

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа с самопроверкой

Этап продуктивного использования полученных знаний

Сейчас, внимание заключительное задание, работаем в парах. Составьте предложения в которых слова :

Выше, быстрее, лучше

будут в одном случае сравнительной степенью прилагательного, а в другом случае будут сравнительной степенью наречия. Такие слова являются грамматическими омонимами.

Самостоятельная / групповая работа.

- Записывают предложение в тетради

- Выполняют грамматические задания

- Предлагают для работы одноклассникам

Записывают в тетради, графически объясняют, затем предлагают одноклассникам для решения

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию:

1.Оцените личный результат своей деятельности на уроке

+ научился

+- затрудняюсь

- не получается

Узнаю степень сравнения наречия

Умею образовывать степени сравнения

Могу отличить степени сравнения

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

Упр. 209 или 211

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные:самоопределение

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные:умение осознанно  строить речевое высказывание  в письменной форме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детям должно говорить с людьми благочинно, учтиво, вежливо. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое достойно предъявить. Вам должно было говорить учтивее, вежливее.

Слайд 3

Степени сравнения наречий 1.Узнать, как образуются степени сравнения наречий 2.Научиться образовывать степени сравнения наречия в речи 3.Понять как отличить степень сравнения наречия от степени сравнения прилагательного?

Слайд 4

Степени сравнения наречий Сравнительная Превосходная Простая Суффиксы: -ее, е, ше тяжел о – тяжел ее громк о - громч е Составная Н.Ф. + более, менее Более тяжел о Менее громк о Простая Суффиксы -айше, - ейше Глубочайше сожалею (Крайне редко!) Составная Срав.степень + всех, всего Наиболее Наименее + Н.Ф. Ярч е всех Наиболее ярко

Слайд 6

сравнительная превосходная простая составная простая составная Быстро быстрее более быстро менее быстро - быстрее всех, быстрее всего наиболее быстро, наименее быстро Далеко далее дальше более далеко менее далеко далее всех , далее всего наиболее далеко , наименее далеко Сгоряча Вчера Поздно позднее более поздно менее поздно позднее всех, позднее всего наиболее поздно , наименее поздно Слева Узко уже более узко менее узко уже всех , уже всего наиболее узко , наименее узко

Слайд 7

1. Запишите только те суффиксы, которые участвуют в образовании простой сравнительной степени наречий: 1) -енн-, -онн-; 2) -ее(-ей); 3) –е 4) -ше . 2) -ее(-ей); 3) –е 4) -ше .

Слайд 8

2. Запишите только те слова, которые участвуют в образовании сравнительной степени наречий. 1) самый, самая; 2) наиболее, наименее; 3) всех, всего; 4) более, менее . 3) более, менее .

Слайд 9

3. Запишите слово, которое не является наречием в сравнительной степени? 1) вернее; 2) проще; 3) жесточайше; 4) дальше. жесточайше

Слайд 10

Запишите предложение (я) содержит наречие в сравнительной степени? Как отличить? 1) На улице весело смеются дети. 3) На снимке лицо Бориса веселее. 3) Сегодня ансамбль пел веселее и громче . 3) Сегодня ансамбль пел веселее и громче .

Слайд 11

Выше, быстрее, лучше Составьте предложения с данными словами таким образом, чтобы в одном случае слово являлось сравнительной степенью прилагательного, а в другом случае - сравнительной степенью наречия

Слайд 12

Рефлексия + могу, +- затрудняюсь, - пока не могу 1.Узнаю степень сравнения наречия 2.Умею образовывать степени сравнения 3.Могу отличить степени сравнения

Слайд 13

Домашнее задание: Упр.209 или Упр.211