Фонетика. Звуки и буквы.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Вихрова Наталья Михайловна

Открытый урок в 5 классе. Фонетика. Звуки и буквы. Презентация https://yadi.sk/d/3WEY4F9vsLRDA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika._zvuki_i_bukvy._glasnye_zvuki.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

1.        Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование ценностных ориентиров: саморегуляция, самооценка; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

2.        Метапредметные: самостоятельное выделение и формулировка познавательных задач; обучение построению монологического речевого высказывания; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

3.        Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции, знать о смыслоразличительной роли звуков.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Задачи: обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке. Воспроизведение звуков окружающего мира с помощью техники.

II.        Актуализация знаний, выявление затруднений в деятельности.

Вопросы учителя:

- Звуки кого или чего вы услышали?

Давайте  попробуем передать шум ветра, раскаты грома, шум моря.звуков в окружающем нас миреочень много, они разные. На урока русского языкамы будем говорить о звуках речи.

- Ребята, тема нашего урока «Фонетика.  Звуки речи и буквы. Гласные звуки».  

Давайте сформулируем цели урока:

Используйте следующие слова маячки: узнать, сравнить, вспомнить, повторить.

  1. Повторить изученное о звуках речи.
  1. Сравнить гласные звуки и согласные звуки.
  2. Узнать,  какую роль играют звуки речи.
  3. Вспомнить чем отличаются звуки от букв.)

Молодцы! А для того, чтобы цели были достигнуты, что нам необходимо? (хорошая дисциплина, внимательность, сообразительность).

(слайд 5)

- Как называется раздел науки, который изучает звуки речи? (фонетика)

- Какие вы знаете слова с таким же корнем, -фон-?      

(- Телефон, магнитофон, микрофон, диктофон, фонограмма ...       )                                             - Что общего в значении этих слов?                                                                                             (Эти предметы предназначены для передачи звуков).  

- итак, ребята, запомним, что наука изучающая звуки речи, называется… (все вместе) фонетика. Молодцы!

На какие две группы делятся все звуки?

Ребята, ученый В.А. Богородицкий дал звукам  такие названия: ртораскрыватели и ртосмыкатели.

Какие звуки он так назвал? (гласные и согласные)  Почему?    

                                                                 

Эксперимент. – Какие звуки произносить легче? Почему?

 (- При образовании гласных воздух свободно проходит через полость рта - рот открыт; при образовании согласных воздух встречает во рту какую-нибудь преграду - рот почти закрыт).                                                                                                                                              

- Ответьте, пожалуйста, а что будет, если в слове заменить один звук на другой (например, дом-том, кот-кит). (получится новое слово)

- вы совершенно правы. Если мы меняем хоть один звук, то получаем другое слово. И каждый звук помогает различать слова по смыслу.

. Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).(слайд8)

Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).(слайд9)

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

- Эти звуки – смыслоразличители.

Давйте отдохнём и проведём физминутку.

- Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, зато слышно. (звук)

А каким же образом мы можем увидеть звук? (написать его буквами)

Почему?(Звуков больше, потому что одна и та же  буква может обозначать разный звук – мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, некоторые гласные обозначают два звука)

- Давайте сделаем вывод, чем отличаются буквы от звуков?

(буквы мы пишем, звуки – слышим и произносим)

- Сравните две записи одного и того же слова, чем они отличаются? Как называется запись звукового состава слова? (Транскрипция) Скажите, а где мы ещё встречаемся с транскрипцией? (на уроках иностранного языка.)

Коньки – [кан’к’и]

Всегда ли написание слова совпадает его звуковым обликом?

Выпишите в первый столбик слова, которые пишутся по произношению, а во второй столбик, которые пишутся не так, как произносятся.

(Работа в парах)

1 вариант. Варежки, игра, книга, метель, мир, снежки

2 вариант Роса, спор, город, успех,  известный, вокзал

Обменяйтесь работами и проверьте по образцу.

Запишите транскрипцию слова роса и город (два человека у доски)

- Прочитайте словосочетания. Что между ними общего? В чем разница?

                  Запись на доске: Что между ними общего? В чем разница?

  1. сп..ши стихи – сп..ши в школу                                                                                                                                                                                  2. зап..вать песню – зап..вать лекарство

3. прим..рять костюм – прим..рять друзей

(- В этих словосочетаниях глаголы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.)                              - Вставим пропущенные буквы, подобрав проверочные слова

 (Учащиеся вставляет цветным мелом на доске попущенные буквы)

- Всегда ли значение слова можно определить по тому, как оно слышится? Что для этого нужно сделать?                                                                                                                                (- Подобрать подходящее по смыслу проверочное слово.  )                                                                                                                                                                                                                                                                        - Какую орфограмму мы повторили?                                                                                           - (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. )

Ребята, пожалуйста,  назовите гласные звуки?

- Скажите, а какой характеристикой обладают гласный звуки (ударные и безударные).  (слайд 15)    

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова к четверостишиям-загадкам.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфетку.

Ответ: и5рис — ири5с.

Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответ: а5тлас — атла5с.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Тренировочное упражнение.

Составьте словосочетания, из смысла которых было бы ясно, как

произносится слово, запишите их.

Образец: полки. Книжные по5лки. Армейские полки5.

Вариант 1. мука,  орган

Вариант 2. хлопок, жаркое.

Для слабеньких: расставьте ударение в словах: велосипед, гимнастика, маршрут, новинка, Итоги

  1. Каждый ряд получает вопросы по теории фонетики. Представитель от ряда озвучивает ответы. Я надеюсь на вашу взаимопомощь и сотрудничество.
    «Заморочки из бочки»
  1. Что изучает фонетика?
  2. На какие две группы делятся звуки?

  1. Какими бывают гласные?
  2. В чем отличие ударных гласных от безударных?

  1. Чем отличается буква от звука?
  2. Как называется запись слов в полном соответствии с их звучанием?

Хорошо, молодцы! Теперь вспомним цели, которые мы ставили и подведём итог.

Рефлексия деятельности (итог урока):

1.Я узнал…

3.Я запомнил…

4.У меня возникли трудности

Кто был самым активным на уроке?

А кто самым грамотным?

Ребята поднимите руку, кто работал хорошо и даже отлично.

Спасибо ребята за работу, мне очень понравилось с вами работать. Все были молодцы, особенно хочу выделить…….

Д.З. параграф 50-51, упр. 265.  

Конспект урока русского языка

Фонетика. Звуки и биквы»

5 класс

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №3»

 Вихрова Наталья Михайловна

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Презентация для занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к овладению грамотой дошкольников 4-5 лет с ОНР "Звук и буква И".

Презентацию можно использовать как элемент занятия по формированию ФФП и подготовке к овладению грамотой дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Фонетика. Звуки речи и буквы"

Вступительный урок по "Фонетике" в пятом классе с элементами проблемного обучения, ИКТ (знакомство учащихся со смыслоразличительной функцией звуков речи, развитие речевого слуха, активизирование позна...

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор.Тип  урока- Повторительно-обобщающий...

Занятие "Фонетика и графика. Звук и буква"

Цели: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи», создать условия для актуализации знаний, умений нах...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»

Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года...