Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор.

Тип  урока- Повторительно-обобщающий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

по русскому языку на тему:

«Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор».

Автор: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

                                                             2018г.

Аннотация.

             Урок «Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор»  отражает учебный план и соответствует  программе по русскому языку под редакцией

 Гольцовой Н.Г. и Шамшина И.В. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости, а также на подготовку учащихся к ЕГЭ. Разработка урока прошла апробацию.

 

Введение.

                          Изучение данной темы  всегда вызывает у учащихся определённые проблемы при сдачи ЕГЭ. Поэтому  считаю необходимым использовать разнообразные формы и методы работы на уроке.

Форма  урока: урок-практикум.

Ведущая  компетенция:  культуроведческая (знание  обучающимися  орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий  принцип: доступности, научности.

Подход: личностно – ориентированный.

    Для данного урока мною были разработан дидактический материал, слайдовая презентация.

        Урок характеризуется доступностью, наглядностью.

Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Содержание урока полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Работа в парах опирается на индивидуальные особенности учащихся. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

          Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.

          На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.

         На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически выдержан. Очень гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока.  На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность.

      Урок имеет большое воспитательное значение. Урок  интересный, эффективный и плодотворный.

Предмет: русский язык.

Тема: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор

Цель: проверка  и  оценка  уровня  языковедческой  компетенции  учащихся  в  рамках  темы  «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

 Задачи  урока:

1)     образовательные - проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 

2)     развивающие - способствовать развитию  логического  мышления ( умению

    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3)  воспитательные - воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока:  стандартный 

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями; материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Время проведения: раздел «Фонетика. Графика»

Класс, возрастная группа: 10класс.

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература        

                                                                      Ход  урока.

1.Организационная  часть.

II.  Формулирование темы и цели урока.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’  ч’илав’экам  ф  ч’илав’эч’искам  опщ’иств’э вофс’и  н’и т’ашкай’а   аб’азанаст’ /  а   прастой’э разв’ит’ий’э   внутр’эн’эй’    патр’эбнаст’и /      н’икто н’и   гавар’ит /     што    на  пч’ил’э    л’эжыт св’ищ’эный’     долк     д’элат’      м’от /    ана  й'эво  дэлайэт  \  патаму  што     ана      пч’ила //]   (А. И. Герцен).

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Что такое транскрипция?

- О чём мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте цель урока?

- Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ поданной теме?

III. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

        1) Фронтальный опрос

          - Что изучает фонетика?    (Звуки речи.)

           -  Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

     - Чем различаются буква и звук?   (Букву видим и  пишем, звук произносим и слышим.)

     -  На какие две  большие  группы  делятся  звуки  речи?  (гласные и согласные)

     -  В чём состоит  принципиальное  различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно,  при образовании согласных  встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие  согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».

      - Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.) 

         2)  Проверим  свои  знания  на  примерах

            - Поставьте ударение в словах. Выпишите  слова с ударением на втором слоге.                       Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т,  ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.)

              - По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите  в  два  столбика,  объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.)

 В словах  льёт,  поем, июнь, яркий,  шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет,  песня,  люди  - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

 - Какие  фонетические  процессы  вам   известны? (оглушение,  озвончение)

  Эти  процессы  влияют  на  русскую  орфографию.

        - Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение  согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

    Также,  вам  знакомы  такие  фонетические  процессы  как  ослабление  произношения  гласного  звука  в  безударном  положении,  этот  процесс  называется  - редукцией,  запишите.

  3) Вспомним  фонетический  разбор  слова  

 Фонетический  разбор  слова

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

    [а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

-  Сделаем  фонетический  разбор  слов  по  вариантам.

Скамья - [cкам’й’а] -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

а-[а]-гласный, безударный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

ь-[- ]

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

   [а]-гласный, ударный;

 6 букв, 6 звуков.

Съезд - [cй’эст] – 1 слог

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

ъ-[-]

   [ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

е

    [э]-гласный, безударный;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый;

 5 букв, 5 звуков.

– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

     4) Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную              

(А. Прокофьев)

-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса.

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч],  [ш]  

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.»                                            (К. Бальмонт)

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей.  

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

 Также  прослушайте  отрывок  и  скажите  какой  приём  использует  А.С. Пушкин

                Шипенье  пенистых  бокалов  и  

                 пунша  пламень  голубой.....

Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».

IV.Закрепление .

- А  теперь  свои знания по  разделам  фонетика и  орфоэпия  примените  на  заданиях  ЕГЭ.

1.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

               1)включИт      2) квАртал   3) дОнизу   4)  послАла

2.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

                 1)навЕрх      2) баловАть   3) красИвее   4)  тортЫ.

Ответы:А14-3; 4.  А1- 2; 4.

Взаимопроверка.

V.Итог урока.

- Выполнили цель урока и задачи?

VI.  Рефлексия

- -Составьте синквейн по теме урока

VII. Д\з:   тесты

Список используемых источников:

  1.  Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1988. — 704 с. — ISBN 5-200-00315-6
  2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972
  3. Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.
  4. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.
  5. Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).
  6. Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.
  7. Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.
  8. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. М., 1993.

Приложение

Карточки с заданиями

  1. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’  ч’илав’экам  ф  ч’илав’эч’искам  опщ’иств’э вофс’и  н’и т’ашкай’а   аб’азанаст’ /  а   прастой’э разв’ит’ий’э   внутр’эн’эй’    патр’эбнаст’и /      н’икто н’и   гавар’ит /     што    на  пч’ил’э    л’эжыт св’ищ’эный’     долк     д’элат’      м’от /    ана  й'эво  дэлайэт  \  патаму  што     ана      пч’ила //]   (А. И. Герцен).

  1. Поставьте ударение в словах. Выпишите  слова с ударением на втором слоге.                       Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
  2. По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите  в  два  столбика,  объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.)

  1. Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение  согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

  1. Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

 

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

  1. Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч],  [ш]  

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)

  1. Тест

1.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

               1)включИт      2) квАртал   3) дОнизу   4)  послАла

2.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

                 1)навЕрх      2) баловАть   3) красИвее   4)  тортЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".

Аннотация         Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

В стране Букв и Звуков, или Фонетика, Графика, Орфоэпия

Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 7 классе, построенный по технологии РКМЧП...

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.

На уроке используются технология критического мышления и методика развития читательской грамотности....