В стране Букв и Звуков, или Фонетика, Графика, Орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Вениаминова Ольга Павловна

Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 7 классе, построенный по технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx88.19 КБ

Предварительный просмотр:

В стране Букв и Звуков, или…(дописать после ответов учеников)

Фонетика, Графика, Орфоэпия

Язык наш… создан для искусного чтения,
                                                     заключая все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого
               в одной и той же речи.

Н.Гоголь

Цели урока:

обучающие: повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка

развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

воспитательные: повышать интерес к предмету; развивать умение работать в группе.

Формирование

Предметных результатов:

Закрепление  навыков  характеристики звуков, повторение основных процессов, происходящих  в слове; формирование  умения применять полученные знания на практике;

Метапредметных:

  • Познавательных: логические действия, работа с информацией
  • Регулятивных: планирование, контроль, коррекция, оценка
  • Коммуникативных:  быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь

Личностных результатов : Нравственно-этическое оценивание, рефлексия

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в конце учебного года

Оборудование: карточки для групповой работы, презентация для фронтальной работы

Педагогическая технология: РКМЧП

Формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, фронтальные

Ход урока

1.Орг.момент.  Здравствуйте, ребята. Настроимся на урок, улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы было вместе весело и увлекательно идти по дороге знаний на этом уроке.

2. Вызов.

Готовясь к уроку, я нашла старую карту. Вот она. Карта страны Букв и звуков. Давайте вспомним, какими специальными лингвистическими терминами, которыми мы с вами пользуемся на уроках русского языка,  можно назвать  эту страну.

Поздравляю, вы определили тему нашего урока, запишем её.

Я предлагаю вам путешествие по этой стране. Как вы думаете, с какой целью? Прочитайте эпиграф к уроку, он должен вам помочь для определения целей нашего урока.

Что именно, путешествуя,  мы будем повторять, вы ответите, разгадав небольшой кроссворд.

  1. Раздел науки  о языке, изучающий звуки речи –фонетика
  2. Раздел науки о языке,   изучающий нормы  произношения - орфоэпия 
  3. Раздел науки о языке,   изучающий способы обозначения звуков языка на письме – графика

Вывод: цель урока – повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка, закрепить навык характеристики звуков, повторить основные процессы, происходящие в слове; формировать умения применять полученные знания на практике;

  1. Стадия осмысления. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Первый пункт  нашего путешествия Посёлок Фонема. Кто здесь живёт? – Звуки-. Какие же 2 группы звуков есть в нашей речи ?

Предлагаю вспомнить их, заглянув в ваши памятки, а также проверить знания друг у друга, задав вопросы  одноклассникам

 1,2,3 группа должны  задать по 1-2  вопроса о звуках другой группе.

4 группа составить общую схему-памятку «Звуки русского языка»

  1. группа –вопрос о гласных
  2.  – о согласных звонких и глухих
  3. о согласных мягких и твердых

Практическое задание.  В первой группе найдите слово, в котором только два согласных звука: глухой и звонкий.

Во второй группе найдите слово, в котором  один мягкий согласный, остальные согласные твердые.

В третьей группе найдите слово, в котором один глухой согласный, остальные согласные звонкие.

Какое предложение у вас получилось?

  1. дом, вёз, дай, лом, вели, мост, бил (Вёз)  
  2. широта, дорога, корабль, переезд, четыре, лимончик, человек, паровоз    (Корабль)
  3. кассеты, карамель, листы, дровишки, зверей, туристов (Туристов)

Двойной лес

Почему он так называется, кто здесь живёт? Буквы   е,ё,ю,я.

Практическое задание. 

Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук

(Театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук) – ответ на слайде!

Приближаемся к городу «Алфавит». Сюда можно войти, лишь ответив на вопросы:

-Что такое алфавит и почему он имеет такое название?

(Список всех букв, расположенных в принятом порядке. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом. )

- Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?

 (Слово «азбука» появилось из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука»)

- Кто создал славянскую азбуку?(Кирилл и Мефодий)

- Сколько букв в русском алфавите?(33)

- Какие две буквы не обозначают звуков?(ъ,ь)

- Почему и краткое? (Индивидуальное задание)

Выступление учащегося

Гора Орфоэпия, пик Ударение

Практическое задание.

Исправьте ошибки в ударении слов (ударные буквы выделены) и  в их произношении, если это необходимо:

наро[чн]о, красивее,  библиоте[чн]ый, свёкла,  экспр[р]есс, , они правы,  бу[т´э]рброд, звонит, сви[тэ]р, средства, муз[зэ]й, щавель, деви[шн]ик, понявший, сове[сл´]ивый.

Проверка  задания группами или вслух по очереди

наро[шн]о, красивее, библиоте[чн]ый, свёкла,  эксп[р']есс, они правы бу[тэ]рброд, звонит, сви[тэ]р,  средства, муз[з´э]й,  щавель, деви[шн]ик, понявший,  сове[сл´]ивый.

Весёлый привал

Ответьте на вопросы

Долина Графика

Перед вами фонетическая (звуковая) запись строчек стихотворения С.Маршака, запишите их буквами, соблюдая правила русского языка

1 группа[пус'т' каждый' д'эн'  икаждый' ч'ас]

2 группа  [вам новай'э  дабуд'ит'].

  1. Группа [пус'т'  добрым буд'ит ум увас],
  2. Группа [ас'эрцэ умным буд'ит].

Пусть каждый день и каждый час                                                                                Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

 А сердце добрым будет

- Почему произношение и написание различаются? (слабая и сильная позиция гласных и согласных)

- Что нужно знать, чтобы правильно записать слово?

Фонетический разбор

- Какой это разбор?

Разминка

Учащийся, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:

[эн]        - согласный, глухой, твердый;

[а] – гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый;

[ы] – гласный;

[пэ] – согласный, глухой, мягкий;

[о] – гласный;

[ч’] – согласный, мягкий, глухой;

[к] – согласный, глухой, твердый;

[и] – гласный.

Правильно ли учащийся разобрал слово? Докажите.

Разберите фонетически слова:

1-2 группа –  союз

3-4  - сиять

Фронтальная проверка разбора

  1. Рефлексия

Какое утверждение верно? Почему?

звук = буква

звук ≠ буква

 - Закончите фразу: Сегодня на уроке я…

  1. Д/з: 
  • Вопросы на с. 193(у.)  
  • Повторить по памятке тему «Текст. Стили речи»
  • Индивидуальное задание: написать мини-сочинение «Я вижу за окном…»
  1. Привал оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".

Аннотация         Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"

Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...

Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"

Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор.Тип  урока- Повторительно-обобщающий...