Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе
проект по русскому языку на тему

Городилова (Фокина) Ольга Борисовна

В настоящее время неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность обучающихся. Данная работа представляет собой отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе". В работе представлены особенности технологии метода проектов, примеры проектных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_2014-15.proektnaya_deyatelnost_2.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени А.П.Румянцева

                    Тема по самообразованию

  «Проектная деятельность обучающихся

         по русскому языку и литературе»

                                                                                                                                   Учитель первой

                                                                                                                  квалификационной категории

                                                                                                                                   Городилова О.Б.

                                                                Учебный год 2014-2015

                                           Отчёт по работе над темой самообразования

               «Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе»

                                                         Обоснование выбора темы

   Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Задача школы сегодня заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность или метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

                                   Цели, задачи работы над темой самообразования, сроки

   Цели:

  • Повышение своего профессионального уровня
  • Построение учебного процесса с использованием инновационной технологии проектного обучения
  • Включение школьников в проектную деятельность

Задачи:

  • Совершенствование теоретических знаний (изучить современную литературу по теме самообразования)
  • Овладение методом проектной деятельности
  • Ознакомление обучающихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов

   Работа над данной темой самообразования осуществлялась в течение 3-х лет (2012-2013 учебный год, 2013-2014 учеб. год, 2014-2015 учеб. год).

                                                      Источники самообразования  

   В процессе работы над темой «Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе» была подобрана и изучена следующая литература:

  • Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М., 2013.
  • Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб, 2014.
  • Кулакова Е.Ю. Проектная деятельность на уроках русского языка/  Е.Ю.Кулакова// Русский язык. – 2011. - № 11. – С. 7 – 10.
  • Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2008.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М., 2011.
  • Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2011.
  • Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2009.

                                                        Предполагаемые результаты

  • Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • Развитие творческих способностей обучающихся
  • Разработка учебных проектов
  • Повышение успеваемости и качества знаний у обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы

                             

                                      Деятельность по реализации темы самообразования

Этапы работы, сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

Результаты деятельности

1. Диагностический,

   2012 – 2013 учеб. год

1. Определение темы самообразования.

2. Планирование работы по теме.

3. Изучение литературы по теме, имеющегося опыта.

1. Курсы повышения квалификации.

2. Изучение учебно-методической литературы.

1. Курсы повышения квалификации «Обновление содержания образования в школе в условиях внедрения ФГОС» (ЛГУ имени А.С.Пушкина)

2. Изучение литературы по теме.

2. Прогностический,

   2012 – 2013 учеб. год

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Прогнозирование результатов.

1. Цели и задачи определены.

2. Намечены предполагаемые результаты.

3. Практический,

2012 – 2013 учеб. год,

2013 – 2014 учеб. год

1. Продолжение изучения литературы по теме.

2. Разработка проектов.

1. Курсы повышения квалификации.

2. Реализация проектов.

1. Курсы повышения квалификации «Теория, методика и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС. 5-11 классы» (ЛОИРО)

2. Методические разработки проектов.

3. Выступление на семинаре ЛОИРО по теме «Проектная деятельность на уроках литературы в 7 классе».

4. Обобщающий,

   2014 – 2015 учеб. год

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

1. Оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся.

2. Оформление результатов в виде отчёта.

3. Выступление на НМК с обобщением опыта работы по теме (презентация).

Подготовлен отчёт и презентация по теме самообразования.

5. Внедренческий,

в ходе дальнейшей педагогической работы

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

                                 

                                        Особенности технологии проектной деятельности

                                                       

                                                                        Из истории

   Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

   В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века.

   Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: обучающиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность обучающихся – индивидуальная, парная или групповая.

                                                                 Что такое проект?

   Само понятие «проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.

   Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.

   Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную деятельность обучающихся на уроке ( в системе уроков) и во внеурочной деятельности.

   Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

   Требования к учебному проекту:

  • Постановка проблемы
  • Планирование действий
  • Поиск и обработка информации
  • Продукт
  • Презентация продукта
  • портфолио

   Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. желательно не предлагать обучающимся готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикам можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий:

  • знакомство класса с общей темой (разделом учебника).
  • Выбор подтем (областей знаний).
  • Сбор информации.
  • Выбор темы проекта.
  • Выбор проектного продукта.

   Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками.

   К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:

  • Название должно выражать главную идею.
  • Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание.
  • В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна.
  • Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

                                                            Классификация проектов

По содержанию

  • Монопроект
  • Межпредметный проект

В рамках одной области знаний

Проект, объединяющий несколько предметных областей

По организационной форме

  • Индивидуальный проект
  • Парный проект
  • Групповой проект

Проект, выполняемый одним учеником

Выполняется двумя учениками

Проект, выполняемый группой учеников

По времени выполнения

  • Мини-проект
  • Кратковременный
  • Долговременный

На один урок

4-6 уроков

От недели до года

По характеру контактов

  • Внутриклассный
  • Внутришкольный
  • Городской
  • Региональный
  • Международный

Участники первичного коллектива

Участники образовательного учреждения

Участники образовательных учреждений

По виду деятельности

Исследовательские проекты

Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Практико-ориентированные проекты

Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п).

Творческие проекты

Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов, театрализации и т.п.

Игровые (ролевые) проекты

Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.). Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

 

                                                                Проектный продукт

   Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт:

  • Мультимедийная презентация
  • Видеоклип
  • Видеофильм
  • Гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
  • Компьютерная графика
  • Веб-сайт

Научные или учебные материалы:

  • Научный доклад
  • Научная статья
  • Сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.
  • Отчёт об исследовательской экспедиции
  • Анализ данных социологического опроса
  • Словарь
  • Тесты
  • Атлас, карта
  • Учебное пособие

Публицистические материалы:

  • Стенгазета
  • Школьная тиражная газета
  • Журнал
  • Заметка, интервью, обзор и др.

Нормативные документы:

  • Инструкция
  • Законопроект
  • Система школьного самоуправления

Творческий продукт:

  • Сборник стихотворений
  • Сборник сочинений
  • Литературный альманах
  • Альбом с иллюстрациями
  • Картина
  • Театральная постановка

Мероприятия:

  • Экскурсия
  • Праздник
  • Соревнование
  • Деловая игра
  • Викторина (КВН, «Что? Где? Когда? и т.п.)
  • Выставка
  • Пресс-конференция
  • Литературное кафе

                                                    Этапы проектной деятельности

                      Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи.

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

2. Планирование работы

Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»), при организации групповой работы – распределение обязанностей, определить источники информации, ознакомиться с критериями оценки результатов.

Осуществляют: планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации.

3. Реализация проекта

Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, консультирует по презентации результатов.

Осуществляют поиск, сбор необходимой информации, её обработку, консультируются по необходимости, оформляют документацию проекта.

4. Презентация (представление) проекта

Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения.

Представляют результаты проекта, отвечают на вопросы, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

5. Осмысление и оценка проекта

Учитель (или жюри) оценивает результаты.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

 

   После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить неиспользованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.

   Направляя обсуждение, учитель может предложить участникам проекта следующие вопросы:

  • Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
  • Что нуждается в доработке?
  • Чего вы до сих пор не понимаете?
  • В чём вы стали более уверенны?
  • Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

                                Возможные варианты критериев оценки проектных работ

                                                                         Вариант 1

                                                                    Оценочный лист

Название проекта

Самооценка творческой группы

Оценка педагога

Оценка жюри

Средний балл

Достигнутый результат

Оформление

Защита:                   представление

                                ответы на вопросы

Процесс проектирования: интеллектуальная      

                                               активность

                                             творчество

                                практическая деятельность

                                умение работать в команде

Средняя итоговая оценка:

                                                                           Вариант 2

                                                    Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта _________________________________________________
  2. 2. Авторы проекта (ф.и.о.,класс)_____________________________________
  3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию – 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

                                         Первая часть. Экспертиза текста проекта

                                Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

                             Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

                                   Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

                                        Третья часть. Экспертиза защиты проекта

                                     Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                            Портфолио проекта

   Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

   Портфолио включает:

  • Паспорт проекта
  • Планы и графики выполнения этапов проекта
  • Отчёты рабочих групп
  • Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта
  • Материалы к презентации
  • Результаты экспертизы

Целесообразно выбирать ответственного за наполнение портфолио.

                                                        Паспорт проекта

   Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих элементов:

  • Название проекта
  • Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные  с ним дисциплины.
  • Тип проекта
  • Цели проекта
  • Задачи проекта
  • Руководитель и консультанты проекта
  • Возраст участников проекта
  • Состав группы (имена и фамилии участников)
  • Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)
  • Предполагаемые продукты проекта
  • Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)
  • Необходимое оборудование и ресурсы

   Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя. В старших классах учитель может только утверждать паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

                                           Примеры проектных работ

                                                                                 1.

                                                                     Паспорт проекта

Название проекта

«Имя числительное в речи»

Учебный предмет

Русский язык

Тип проекта

Практико-ориентированный, групповой, кратковременный

Цель проекта

Составить иллюстрированное пособие по теме «Имя числительное»

Задачи проекта

1. Определить частотность употребления числительных в речи (собрать пословицы)

2. Проанализировать тексты разных стилей (научный, художественный, официально-деловой).

3. Совершенствовать умение употреблять числительные в речи.

Руководитель проекта

Городилова О.Б.

Возраст участников проекта

6 класс

Аннотация проекта

Данный проект осуществлялся в ходе изучения темы «Имя числительное». Итоговый продукт был представлен на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Имя числительное»

Предполагаемый продукт проекта

Газета-карта «Город Числительнск», лингвистическая сказка «Жители города Числительнска»

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта и конечного продукта.

2. Планирование работы

- формирование группы

- распределение обязанностей

- определение источников информации

- ознакомление с критериями оценки результатов

- составление плана работы

3. Реализация проекта

- сбор и анализ информации

-решение возникающих вопросов

- оформление итогового продукта

- подготовка презентации

4. Презентация (представление продукта)

Представление результатов проекта

5. Осмысление и оценка работы

- подведение итогов

- самоанализ работы

Необходимое оборудование и ресурсы

Сборники пословиц и поговорок, тексты разных стилей, ватман, бумага для рисования, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, бумага для печати, компьютер, принтер.

                                           

                                                                              2.

                                     Проект «Лексическое богатство русского языка»

   Проект «Лексическое богатство русского языка» по типу практико-ориентированный, групповой, кратковременный. Обучающиеся 6 класса работали над проектом в группах по четырём направлениям: художественная литература, мифология, иностранный язык, Интернет-ресурсы. Каждая группа исследовала разные источники (повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», «Легенды и мифы Древней Греции» И.Куна, статьи из газет и журналов на тему «Спорт» и «Музыка»). В итоге были составлены словники (списки из 8-10 слов) устаревшей лексики из художественного текста, мифологических фразеологизмов, иностранных слов в современной печати, компьютерных неологизмов. Продуктом проекта стал Словарь, который был представлен в виде презентации. Данный продукт использовался на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», также он может быть использован и во внеклассной деятельности.

                                                                               

                                                                                3.

                                       Проект «Тексты официально-делового стиля»

   Данный кратковременный проект реализовался на уроках русского языка по теме «Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля». Участники проекта (6-классники) составляли свой собственный «портрет» - автобиографию в официально-деловом и художественном стилях. Автобиографию в художественном стиле сопровождали презентации с фотографиями, грамотами, дипломами и т.п. Продуктом проекта стал сборник автобиографий «Наш класс».

                                                                                4.

                               Проект «Литературный праздник «Эпос народов мира»»

   По типу данный проект практико-ориентированный, групповой, долговременный. Проект по литературе осуществлялся в ходе изучения в 7 классе раздела «Устное народное творчество». В проекте участвовали обучающиеся 4 и 7 классов. В ходе работы над проектом было проведено исследование среди обучающихся школы с целью узнать, что они знают об устном народном творчестве; организован просмотр мульти- и кинофильмов о былинных богатырях; чтение были и эпоса «Калевала». Были созданы три группы: информационная (осуществляла поиск материалов о Карелии, об истории карелов ,их занятиях, национальных костюмах, эпических героях, творческая (составляла сценарий праздника, готовила выступление и инсценировку фрагмента их эпоса «Калевала», оформляла декорации и элементы костюмов героев), техническая ( отвечала за фотографии, презентацию к празднику). Продуктом проекта стал сценарий литературного праздника «Эпос народов мира», который был реализован в городской библиотеке.

                                                                         

                           Другие проекты, выполненные на уроках и во внеурочной деятельности.

   

Название проекта

Учебный предмет

Возраст участников

Продукт проекта

«Зима пришла»

Русский язык

            6 класс

Сборник рассказов о зиме «Зима пришла» с фотографиями.

«Знатоки фразеологии»

Русский язык

            6 класс

Мультимедийная презентация.

«Причастие»

Русский язык

            7 класс

Учебное пособие «Коварное причастие»

«Частицы в русском языке»

Русский язык

            7 класс

Карта «Страна частиц»

«Знаешь ли ты мифы?»

Литература

            6 класс

Составление сценария и проведение викторины «Знатоки мифов»

«Пословицы и поговорки русского народа»

Литература

            6 класс

Сборник сочинений «Пословицы и поговорки русского народа»)

«Читаем Пушкина»

Литература

            7 класс

Сборник кроссвордов по произведениям А.С.Пушкина

«Русские поэты о Родине, родной природе»

Литература

            7 класс

Литературный праздник

«Поэзия подвига»

Литература

            8 класс

Инсценирование главы из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского, сборник стихотворений о Великой Отечественной войне»

                                           В чём преимущество проектной деятельности?

   Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

   Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры

Доклад на тему:  Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...