Разработка урока по лексике 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе к учебнику Т.А.Ладыженской и др. « Русский язык. 5 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_k_uchebniku_t.doc34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово и его лексическое значение.

Цели:1) Образовательная - познакомить с содержанием тем по лексике и понятием лексическое значение слова.Сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

2) Развивающая - развитие устной и письменной речи, умение пользоваться толковым словарём, умение отвечать на поставленные вопросы давать полные ответы и аргументировать свои выводы.

3)Воспитывающая – учить доброте, дружбе, взаимопомощи.


Оборудование: учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», толковый словарь Даля, сборник стихотворений И.Токмаковой.


Ход урока

1. Организационный момент.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В.Солоухин.

2.Орфографический диктант.

Укр..щать (зверя), сокр..щать(время), ум..лять (о помощи), сл..зинка, в..лчонок, к..росиновый, зацв..сти, ст..льной (прут), в..шнёвое варенье, оч..щать, сож..ление.

Объяснить услвия выбора гласной в корне.

3.Объяснение темы и цели урока. 

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием лексическое значение слова, научимся пользоваться толковым словарём.

(Чтение и осмысление текста из упр.319)

« Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звёзд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звёзд на небе не так уж много, около трёх тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше»

Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Сколько же всё-таки слов в нашем языке? В «словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.


Запомнить! Все слова в языке образуют словарный запас, или лексику.

Прослушивание и осмысление стихотворения И.Токмаковой.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,

У кошки - семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Сиешное слово - плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

И ничего не значит

Плим, плим, плим…

Удалось ли автору « придумать» новое слово? Почему?

Ответы учеников.

Слово учителя: Каждое слово что-то обозначает. Т.е. имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Без смысла, без лексического значения слова нет и быть не может.

Чтение и осмысление лингвистического текста на стр. 126

Беседа: как можно узнать лексическое значение слова?

Упр. 320 – работа с толковым словарём.

4.Тренировочные упражнения.

Работа с толковым словарём и упр.321

Что ещё можно узнать о слове из словарной статьи? (Ударение, грамматические признаки, употребление слова в речи).

Упр.322.

Как кроме толкового словаря можно объяснить лексическое значение слова искриться? Поищите ответ в тексте упражнения ( с помощью синонимов6 блестит, сверкает; или подбирая однокоренные слова: искры разлетаются).

Итак, сколько же существует способов объяснения лексического значения слова?

Упр.323 – чтение и осмысление совета А.С.Пушкина.

Упр.325.

Прочитайте слова (записаны на доске).

Цветастый, цветной (платок, телевизор).

Сытый, сытный (человек, обед).

Благодатный, благодарный (край, взгляд).

Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.

Запомните! Лексическое значение слова наиболее ярко проявляется в тексте, а не в словаре.

Прочитайте словосочетания:

Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле, играть в солнечных лучах.

Определите разными способами лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях.

Обратите внимание! В русском языке есть такие слова, лексическое значение которых можно не проверять по словарю, а достаточно лишь вслушаться в звуки слова: подсолнух, рыжик, боровик.

Упр.327

Прочитайте текст, постарайтесь представить изображённую картину. Подумайте, почему автор выбрал именно подчеркнутые слова ( сравните с вариантами, данными в скобках). Уточните по словарю лексическое значение выделенных слов. Что измениться, если вместо них употребить другие близкие по смыслу слова.

Снова бежали (летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни.

(С.Алексеев)


5. Устная работа со словарными статьями.

1. Ель, и , ж. Хвойное вечно зелёное дерево с кроной конусообразной формы.
2. Жалость, ж.р. Сострадание, соболезнование. Сделать что-то из жалости.

Что пропущено в данных словарных статьях?

6. Подведение итогов урока по вопросам, записанным на доску.

- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как можно определить лексическое значение слова?
- В каком словаре даётся. толкование значения слова?

Назвать слова по их лексическому значению

Тот, кто работает в шахте - (шахтёр)
Тот, кто учит детей- (учитель)
Тот, кто учится на отлично- (отличник)
Здание, где учатся школьники- (школа)

Каким способом дано толкование значения слова?

Дать толкование лексического значения слова и определить способ.

Мужественный, лесоруб, огромный, вратарь, космонавт, пылесос, луноход.

7. Домашнее задание.

Найти и выписать лексическое значение двух слов: коллега и корреспондент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Методическая разработка урока «Эмотивная лексика в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Приведенная нами система факультативных занятий предполагает следующую организационную урока:1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности2.Актуализация и пробное учебное действие3.Выявление ме...