Главные вкладки

    Разработка урока Подготовка к ОГЭ: Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. (разработка урока в 8 классе)
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Подготовка к ОГЭ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская

    Бюджетное  общеобразовательное учреждение

    муниципального образования  Динской район

    «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза

    Броварца Владимира Тимофеевича»

     Открытый конкурс методических, дидактических,  в том числе, цифровых дидактических материалов по вопросам изучения русского языка  (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях в условиях многонационального состава населения и меняющейся миграционной ситуации приграничного региона

    Направление: Методические разработки для учителей русского языка;

    Тема: Подготовка к ОГЭ: Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

    (разработка урока в 8 классе)

     

    Авторы и организаторы проекта:

    Плотникова Наталья Васильевна

    учитель русского языка и литературы

    БОУ СОШ № 29 ст. Новотитаровской

    353210 Краснодарский край

    Динской  район, ст. Новотитаровская

    ул. Луначарского, 169

    Домашний адрес: 353210 Краснодарский край

    Динской район ст. Новотитаровская

    ул.Интернациональная д. 26

    Телефон 89183977801

    Электронная почта: natplotnik10.71@mail.ru

    ст. Новотитаровская

    2018 год

    План-конспект открытого урока  русского языка в 8 классе

    Тема урока: «Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Вид урока: урок-исследование.

    Цели урока:

    Познавательные:

    Знакомство с синтаксическими конструкциями, которыми  могут быть выражены   обращения, правилами выделения обращения на письме (выделительные знаки препинания).

    Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

    Развивающие:

    Развитие устной речи обучающихся.

    Развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

    Воспитательные:

    Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

    Воспитывать любовь к  Родине, родному языку, родному краю, культуре.

    Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы.

    Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

    Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные: умение различать способ выражения обращения посредством определения его функции; умение находить в предложении обращение; умение употреблять обращение с учетом речевой ситуации.

    Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

    Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

    Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

    РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

    Учебник: (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.

    Ход урока

    1. Организационный этап

    2. Актуализация знаний

    (Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару)

    - Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?

    - Кому обращены слова автора песни?

    - Прочитайте предложения выразительно. – Слайд  2

    - Что вы выделили голосом?

    - Что такое обращение?

    3. Целеполагание

    - Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами.

    Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?)

    Фрагменты правила «Обращение - это…»

    Звательная интонация

    Оценочная роль

    Не является членом предложения

    Выделяется запятыми, восклицательным знаком

    Распространенное и нераспространенное обращение

    - Что мы еще не знаем об обращении и должны изучить, чтобы правильно писать предложения с обращением?

    (Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению синтаксиса и пунктуации, а так как в предложении кроме второстепенных членов  встретилось обращение, то темой, возможно, будет изучение «Обращения».Значит,  наши цели: повторить сведения об обращении, изученные в 5-7 классах, узнать что-то новое, формировать умение находить обращения в предложениях, определять правильную расстановку знаков препинания при обращении).

    - Да, ребята, сегодня нам предстоит работа по систематизации знаний об обращении. Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении. Обращение распространенное и нераспространенное”.

    - Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.

     Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.)

    - Где вы сможете применить полученные знания?

    Запишите тему урока. – Слайд 3

    4. Изучение нового материала (исследовательская работа)– Слайд4

    - Сейчас мы приступаем к работе в группах. Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5

    Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

    Ответа вами заносятся  в кластер,  в котором  должна быть отражена основная мысль вашего исследования – Слайд6

    Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе!

    5. Защита исследовательской работы

    - По ходу ответа вами заполняется кластер, в котором  должна быть отражена основная мысль выступающего.

    Представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные  слайды с текстами стихов.

    – Слайд 7-9

    1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения. Доклад учащегося на тему: « Чем может быть выражено обращение?» (Задание на опережение)

    2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.

    3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

    Составление или проверка  кластера. – Слайд 10-11

    6. Закрепление

    Расставьте  знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно  распространенное или нераспространенное.– Слайд 12

    Оод…ночествокак твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

    Тебе  Москва  пережитое за полст…летьяо…даю. (П.Антокольский)

    Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

    О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

    Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов)

    Мать-земля моя родная

            Сторона моя лесная

            Край недавних детских лет

            Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский)

    Прощ…й  (не) мытая Россия

            Страна рабов  страна господ

            И вы мундиры голубые

            И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

    Характеристика обращений.

    - Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное. Итак, что такое распространенные обращения?

    7.  Решение проблемной ситуации.Слайд 13

    Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........

    Да, слова Родина, Отчизна, Отечество пишутся с прописной буквы в особомстилистическом употреблении (в тех контекстах, где этим словамприписывается особый высокий смысл). В таких сочетаниях, как малая родина, родина первого космонавта и т. п., правильно, конечно, со строчной.

    Конечно, наша с вами малая родина – это наш край, в которой мы живем.

    Давайте вернемся к песне, которая звучала в начале урока. Предлагаю всем встать, передохнуть и вместе ее спеть. Если вы забыли слова, то они есть у вас на столе.

    8. Физкультминутка 

    9.Самостоятельная работа – Слайд 14-15

    Взаимопроверка.  Оценки.

    10. Задание ОГЭ № 10  ОБРАЩЕНИЕ  - Слайд 16

     В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

    1.  – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

        – Конём,(2) баба?

        – Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

    Ответ:_________________________________(2)

    2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

    – Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

    Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

    Ответ:__________________________________(12)

    3.  – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

    Ответ:___________________________________(12)

    4.  – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

    – Ты,(3) значит,(4) их украл?

    Ответ:___________________________________(12)

    5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

    – Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

    Ответ:__________________________________(67)

    6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

    Ответ:__________________________________(23)

    10. Рефлексия

    Оценка знаний

    11. Подведение итогов

    Продолжите фразу “Знал” - “Узнал….” Слайд 17

    Ребята, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.

    •        Достигли ли мы поставленных целей?

    •        Что понравилось на уроке?

    •        За что ты можешь себя похвалить

    •         За что ты можешь похвалить одноклассников?

    •          Чему вы научились на занятии?

    •         Какие задания вам понравились больше всего?

    ИЛИ

    Верно ли это утверждение?

    1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью (да)

    2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией (да)

    3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения (нет)

    4. Обращение имеет форму именительного падежа(да)

    5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными(да)

    6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными (нет)

    7. Обращение может находиться в любой части предложения(да)

    8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком (да)

    12. Домашнее задание:Слайд  18-20
    1. Исследовательская работа: проведите наблюдение за речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи?  Каким образом через речь  персонажей  Гоголь раскрывает их характеры?

    выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями

    1-вариант из 1,2 действий,

    2-вариант из 3,4,5 действий;

    2. . Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Какую

    роль играет обращение в письменной и устной речи»

      3. Доп. задание. Сочинить  небольшое стихотворение, используя обращения,  на тему «Моя родина»

    13. Заключение

    Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – Слайды 21-22

    “Друзья мои, прекрасен наш союз!” Спасибо за работу!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении». Урок русского языка в 8 классе Плотникова Н.В., учитель русского языка и литературы БОУ СОШ № 29 ст. Н овотитаровской

    Слайд 2

    Прочитайте выразительно предложения: Над тобою солнце светит, Родина моя! Ты прекрасней всех на свете, Родина моя! Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы.

    Слайд 3

    Тема урока: Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении Цель урока : научиться находить обращения в предложении, правильно расставлять знаки препинания при обращении

    Слайд 4

    Внимание! Идет исследовательская работа в группах!

    Слайд 5

    Задания по группам 1 группа – - Выясните, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения. 2 группа – Расскажите о знаках препинания при обращении. 3 группа – Понаблюдайте, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

    Слайд 6

    О б р а щ е н и е

    Слайд 7

    Какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения Родина! Пусть тебя не коснется любая невзгодина. Родина! Пусть звучит горделиво священный язык. Да хранит тебя , Родина, в радости Бог! С.Венцимеров О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса ! Незвучный голос мой В стихах задумчивых вас пел в стране чужой, Вы мне повеете спокойствием и счастьем. Е.Баратынский

    Слайд 8

    Знаки препинания при обращении Люблю тебя , моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. С.Васильев Земля отцов! Т ебя зовут великая, святая. Но ты святей и больше всяких слов. В.Булин Как не гордиться мне тобой, О родина моя ! Когда над Волгою родной Стою недвижим я. С.Дрожжин

    Слайд 9

    Обращение и междометная частица О О Русь! В тоске изнемогая, Тебе слагаю гимны я. Милее нет на свете края, О родина моя ! Ф.Сологуб О родина ! Все дни твои прекрасны! Где б ни был я, но все с тобой душой . В.Жуковский

    Слайд 11

    О б р а щ е н и е Отделяется запятыми в любой части предложения Нераспространенное (выражено одним словом) Распространенное (выражено несколькими словами) Иногда восклицательный знак в начале предложения В конце предложения ставится нужный знак препинания Частица О не отделяется запятой о т обращения

    Слайд 12

    4 . Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно распространенное или нераспространенное. О од… ночество как твой характер крут! ( Б.Ахмадулина ) Тебе Москва пережитое за полст … летья о…даю. ( П.Антокольский ) Что ты осень наделала с нами? ( Н.Заболоцкий ) О мысль тебе удел цв … тка ! ( Е.Баратынский ) Прощай дом! Прощай старая жизнь! ( А.Чехов ) Мать-земля моя родная Сторона моя лесная Край недавних детских лет Отчий край ты есть иль нет? ( А.Твардовский ) Прощ …й (не) мытая Россия Страна рабов страна господ И вы мундиры голубые И ты им преда ( нн , н) ый народ. ( М.Лермонтов )

    Слайд 13

    Решение проблемной ситуации. Почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........ Физкультминутка

    Слайд 14

    Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены); 1 вариант 1-5 предложения; 2-вариант 6-10 предложения 1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2 . Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8 . Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

    Слайд 15

    1-вариант 2 . Я вернусь к тебе, Россия. 4 . Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2-вариант 9 . Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 10 . Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! Правильные ответы

    Слайд 16

    ОГЭ Задание 10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением : – Ступайте,(6) дети. Я очень устала. Ответ: __________________________. ЕГЭ Задание 17. Расставьте все недостающие знаки препинания : укажите цифру(-ы ),на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Милые берёзовые (1) чащи! Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски . ( С.А. Есенин) Ответ : ___________________________ Готовимся к экзаменам

    Слайд 17

    ЗНАЛ УЗНАЛ

    Слайд 18

    Домашнее задание: 1. Исследовательская работа: проведите наблюдение за речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи? Каким образом через речь персонажей Гоголь раскрывает их характеры? Выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями: 1-вариант - из 1,2 действий, 2-вариант - из 3,4,5 действий . 2. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Какую роль играет обращение в устной и письменной речи» 3. Доп. з адание. Сочинить небольшое стихотворение, используя обращения, на тему «Моя родина»

    Слайд 19

    Домашнее задание Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему Тезис 1 П о ч е м у ? потому что Обоснование: 2 Аргументы Примеры Ч т о и з э т о г о с л е д у е т ? Вывод 3

    Слайд 20

    А лгоритм 1. Смотрю, как сформулирована тема. Тема-вопрос отвечаю на вопрос формулирую тезис 2. Записываю тезис с красной строки. Я считаю, Я думаю, 3. Ищу 2-3 примера в предлагаемом тексте, определяю функции лингвистического термина. 4. Записываю аргументы с красной строки. 5. Делаю вывод, записываю его с красной строки. 1 абзац 4 абзац 2 абзац 3 абзац Во-первых, Во-вторых, Итак, Таким образом,

    Слайд 21

    …………. , прекрасен наш союз! А.С.Пушкин «19 октября»

    Слайд 22

    Друзья мои , прекрасен наш союз!



    Предварительный просмотр:

    Двадцатое мартаhttp://apple-jk3.at.ua/_fr/3/0704650.gif

    Классная работа

    _________________________________________________

    ___________________________________________________________

    1. Рабочий лист

    Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?)

    Фрагменты правила «Обращение - это…»

    Звательная интонация

    Оценочная роль

    Не является членом предложения

    Выделяется запятыми, восклицательным знаком

    Распространенное и нераспространенное обращение

    2.  Исследовательская работа. Расскажите о знаках препинания при обращении.  Пользуйся параграфом 57.

    1) Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются ___________________:

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей,

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий, как ручей.

                               С.Васильев

    2)  Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится ___________________________ , а следующее за обращением слово пишется с ______________________ буквы:

    Земля отцов! Тебя зовут великая, святая,

    Но ты святей и больше всяких слов.

    Скорбим, когда кругом разор и нежить,

    Но по весне такое ведь всегда.

                                                В.Булин

    3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится ______________, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:

    Как не гордиться мне тобой,

    О родина моя!

    Когда над Волгою родной

    Стою недвижим я…

                            С.Дрожжин

    Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

                                                        М.Волошин

    3. Кластер        

    4. Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно  распространенное или нераспространенное.

    О од…ночество  как твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

    Тебе  Москва  пережитое за полст…летья  о…даю. (П.Антокольский)

    Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

    О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

    Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов)

    Мать-земля моя родная

            Сторона моя лесная

            Край недавних детских лет

            Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский)

    Прощ…й  (не) мытая Россия  

            Страна рабов  страна господ

            И вы  мундиры голубые

            И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

    5. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания  не расставлены);  

    1 вариант 1-5 предложения; 2-вариант 6-10 предложения

         1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

         2. Я вернусь к тебе Россия.

         3. С чего начинается Родина?

         4. Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

         5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

         6. Любимый город может спать спокойно.

         7. Утоли мою жажду каплей росы.

         8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

         9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

        10. Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

    6. Задание ОГЭ № 10  ОБРАЩЕНИЕ

     В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

    1.  – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

        – Конём,(2) баба?

        – Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

    Ответ:_________________________________

    2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

    – Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

    Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

    Ответ:__________________________________

    3.  – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

    Ответ:___________________________________

    4.  – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

    – Ты,(3) значит,(4) их украл?

    Ответ:___________________________________

    5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

    – Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

    Ответ:__________________________________

    6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

    Ответ:_________________________________



    Предварительный просмотр:

    Двадцатое мартаhttp://apple-jk3.at.ua/_fr/3/0704650.gif

    Классная работа

    _________________________________________________

    ___________________________________________________________

    1. Рабочий лист

    Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?)

    Фрагменты правила «Обращение - это…»

    Звательная интонация

    Оценочная роль

    Не является членом предложения

    Выделяется запятыми, восклицательным знаком

    Распространенное и нераспространенное обращение

    2.  Исследовательская работа. Выясните, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения. Пользуйся параграфом 56.

    В поэтической речи обращение  может быть  выражено  одним  словом такое обращение называется  ____________________________

    Родина!

    Пусть тебя не коснется любая невзгодина.

    Родина!

    Пусть звучит горделиво священный язык.

    Да хранит тебя, Родина, в радости Бог!

                                                           С.Венцимеров

    Обращения с зависимыми словами - ___________________________________.

    Распространителями его могут быть  _____________________________ частей речи:

     

    О дом отеческий! О край, всегда любимый!

    Родные небеса! Незвучный голос мой

    В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,

    Вы мне повеете спокойствием и счастьем.

                                                Е.Баратынский

    Детство наше золотое,

    Всё светлей ты с каждым днём!

    Под счастливою звездою

    Мы живём в краю родном!

                                  Е.Пришелец

    Где ты, кроткая, православная,

    Наша матушка Русь широкая,

    Меж сестер славян сестра главная,

    Светлокудрая, синеокая?

                                         С.Бехтеев

    Нет у деревьев чувств нетерпеливых,

    В срок поднимают свой зеленый флаг.

    Земля моя, березовое диво,

    Еще чуть-чуть - и расточится враг!

                                            Ю.Ключников

    3. Кластер


    4. Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно  распространенное или нераспространенное.

    О од…ночество  как твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

    Тебе  Москва  пережитое за полст…летья  о…даю. (П.Антокольский)

    Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

    О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

    Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов)

    Мать-земля моя родная

            Сторона моя лесная

            Край недавних детских лет

            Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский)

    Прощ…й  (не) мытая Россия  

            Страна рабов  страна господ

            И вы  мундиры голубые

            И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

    5. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены);  1 вариант 1-5 предложения; 2-вариант 6-10 предложения

         1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

         2. Я вернусь к тебе Россия.

         3. С чего начинается Родина?

         4.Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

         5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

         6. Любимый город может спать спокойно.

         7. Утоли мою жажду каплей росы.

         8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

         9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

        10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

    6. Задание ОГЭ № 10  ОБРАЩЕНИЕ

     В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

    1.  – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

        – Конём,(2) баба?

        – Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

    Ответ:_________________________________

    2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

    – Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

    Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

    Ответ:__________________________________

    3.  – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

    Ответ:___________________________________

    4.  – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

    – Ты,(3) значит,(4) их украл?

    Ответ:___________________________________

    5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

    – Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

    Ответ:__________________________________

    6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

    Ответ:__________________________________



    Предварительный просмотр:

    Двадцатое мартаhttp://apple-jk3.at.ua/_fr/3/0704650.gif

    Классная работа

    _________________________________________________

    ___________________________________________________________

    1. Рабочий лист

    Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?)

    Фрагменты правила «Обращение - это…»

    Звательная интонация

    Оценочная роль

    Не является членом предложения

    Выделяется запятыми, восклицательным знаком

    Распространенное и нераспространенное обращение

    2.  Исследовательская работа. Понаблюдайте, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О. Пользуйся параграфом 57.

    Частица О в поэтических и ____________________ текстах применяется  для поэтизации образа, для возвышенности, торжественности:

    "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,  ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..»                         

      И.С.Тургенев                                                                                                                                                                    

    О Русь! В тоске изнемогая,

    Тебе слагаю гимны я.

    Милее нет на свете края,

    О родина моя!

                                              Ф.Сологуб

    Исследовав предложенные тексты, мы сделали вывод: частица о, стоящая перед обращением, от него  не_______________________________________:

    О родина! Все дни твои прекрасны!

    Где б ни был я, но все с тобой

    Душой.

                                           В.Жуковский

    Они глумятся над тобою,

    Они, о родина, корят

    Тебя твоею простотою,

    Убогим видом черных хат...

                                             И.Бунин

    3. Кластер        

    4. Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно  распространенное или нераспространенное.

    О од…ночество  как твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

    Тебе  Москва  пережитое за полст…летья  о…даю. (П.Антокольский)

    Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

    О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

    Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов)

    Мать-земля моя родная

            Сторона моя лесная

            Край недавних детских лет

            Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский)

    Прощ…й  (не) мытая Россия  

            Страна рабов  страна господ

            И вы  мундиры голубые

            И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

    5. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены);  1 вариант 1-5 предложения; 2-вариант 6-10 предложения

         1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

         2. Я вернусь к тебе Россия.

         3. С чего начинается Родина?

         4.Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

         5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

         6. Любимый город может спать спокойно.

         7. Утоли мою жажду каплей росы.

         8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

         9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

        10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

    6. Задание ОГЭ № 10  ОБРАЩЕНИЕ

     В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

    1.  – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

        – Конём,(2) баба?

        – Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

    Ответ:_________________________________

    2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

    – Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

    Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

    Ответ:__________________________________

    3.  – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

    Ответ:___________________________________

    4.  – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

    – Ты,(3) значит,(4) их украл?

    Ответ:___________________________________

    5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

    – Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

    Ответ:______________________________

    6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

    Ответ:______________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

    На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

    Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

    Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

    урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

    Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

    Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

    Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

    конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

    интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...