Душа слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Медведева Елена Валерьевна

Душа слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dusha_slova2014.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района Волгограда»

Открытый урок

в рамках проведения городского фестиваля

Дни русского языка

по теме: «Душа слова»

Урок провела: Е.В.Криулина,

учитель русского языка и литературы

                                                                                   Класс: 5 «В»

        Дата: 14.10.16г.

Волгоград, 2016 г.

Цель: развитие интереса к русскому языку, истории слова.

Задачи: знакомство с  биографией ученого-земляка О.Н.Трубачева, с результатами его научной деятельности,

понять лексическое значение слова «этимология»,

повторить изученные орфограммы.

Разведчик  древнейших корней славянской речи…

                                                                              Ю.М.Лощиц /предисловие к статье «Меняющийся мир и вечные слова»/

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Слайд 1-2

     Ничто не вечно в этом мире. Всё течёт, как вода сквозь пальцы, преображается ежеминутно, как рисунок неба с парящими на нём птицами, как прекрасный и каждый раз новый закат. Но есть нечто, что не оставляет человека, остаётся преданным ему долгие годы, живёт с ним вместе  века. Это – слова. Но не все, а такие, как «солнце», «свет», «день», «земля», «мир», «мама», «семья»…Вечные и прекрасные понятия, без которых жизнь человека станет пустой и бессмысленной.

И не случайно тема нашего урока «Этимология - душа слова». Что такое этимология? Где находится душа у слова? Почему так важно понимать значение слов? И в течение нашего урока мы постараемся ответить на эти вопросы.

  1. Знакомство с биографией О.Н.Трубачева.

В октябре  в нашем городе проводятся конкурсы по разным направлениям в рамках фестиваля «Дни русского языка», что стало доброй традицией в течение многих лет. Ребята читают стихи о русском языке, соревнуются в умении красиво писать слова и предложения, рисуют, пишут стихотворения и песни. Мы тоже принимаем активное участие в этом празднике. И посвящены они  известному  ученому-лингвисту.

Об Олеге Николаевиче Трубачёве расскажет нам Федичкина Анастасия.

  1. Выступление обучающейся /Из биографии учёного/. Слайды 3-5

 «Наш земляк и выдающийся ученый».

      Олег Николаевич Трубачёв родился 23 октября 1930 года в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г. ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944году  после освобождения Украины поселились  в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947г. поступил в университет.

Он рано обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более десятка языков.

       Продолжать образование  приехал в Москву в 1952, где вначале работал корреспондентом иностранного отдела “Комсомольской правды” и параллельно учился в аспирантуре Института славяноведения. Уже  год спустя он перешел  на очное обучение.

        В 1957 г. защитил  кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г.  по приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского языка, О.Н.Трубачёв создал и возглавил в этом институте сектор этимологии, которым руководил в течение 40 лет– до конца жизни.

        В 1974 году вышел первый том  “Этимологического словаря”, а сегодня на полках специалистов  стоят уже 30 выпусков словаря. Вплоть  до 13 тома всю составительскую работу вёл один Олег Николаевич, лишь позднее к нему присоединились уже набравшие опыт сотрудники его сектора.

-Что нового вы узнали о Трубачеве? 

  1. Анализ слова ОКО из «Этимологического словаря славянских языков» Трубачёва.
  2. Работа с текстом сочинения.

В прошлом учебном году наша ученица Калиновская Елизавета заняла первое место в районном конкурсе сочинений «Язык – это океан».

-Спишите последний абзац и объясните графически орфограммы.

+Сердце, этимология, словесного, простых, скрывается, русского.

Какое новое  слово вам встречается?

Объясните его значение.

  1. Работа над страницами этимологического словаря.

-Обратим внимание на новое слово «этимология». Что оно обозначает в различных словарях, в учебнике? Прочитайте. Слайд 6. Обратимся к страницам учебника.

-Прочитайте словарную статью и дайте определение слову этимология. Найдите  на страницах  словаря, который лежит перед вами. /Учение об истинном, исходном значении слова./Продолжите предложение. Слайд 7

Интер. доска- ученик.

 Этимологиясущ – учениесущ об истинном, исходном значении слова. /Выполните синтаксический разбор предложения/

-Почему ставится тире?

-Запишите однокоренные слова к новому понятию.

Этимология, этимологический, этимолог.

-Выделите корень. Какое слово является проверочным? Подчеркните.

  1. Анализ слов

-История образования слова МАМА?

-О каких родственниках вы также можете узнать на страницах этимологического словаря? Прочитайте.

+Дядя, папа.

  1.  Из истории слов. Слайд 8

-Объясните разницу в написании. Историю какого слова вы можете узнать с помощью этимологического словаря?  

Составьте предложения  с данными словами.

+Солнце – это звезда. Сегодня ярко светит солнце.

Земля – это наша планета. На земле лежат жёлтые листья.

-Подчеркните грамматическую основу.

  1. Рефлексия.

-Какая наука изучает происхождение  слова?

-Почему так важно знать историю слова, его происхождение?

-Сделайте вывод: что значит  «этимология –  душа слова?

Что больше всего запомнилось из урока? Что нового узнали?

         Закончить урок хочется словами О.Н.Трубачева из статьи «Меняющийся мир и вечные слова»: «Хочется верить, что душа слов не погибнет в обыденной, повседневной жизни. Как бы ни менялся мир – над людьми всегда будет светить Солнце, они всегда будут с Надеждой ждать нового Дня, радоваться Свету и ходить по такой родной и милой Земле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К изучению поэмы "Мертвые души". Слово в защиту госпожи Маниловой.

Так ли просты и понятны герои книг? Иногда малозначительная деталь может изменить представление о персонаже....

Душа слова. (Этимология, 5 класс)

Душа слова. (Этимология) Открытый урок в 5 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»Сопровождается презентацией....

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"

Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....

Душа слова (урок русского языка в 5 классе)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Урок в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" им. О.Н. Трубачева, дается первоначальное представление об этимологии. Учитываетс...