Подготовка девятиклассников к сочинению-рассуждению 15.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Соболева Марина Александровна

В данной статье содержатся рекомендации по работе с девятиклассниками над сочинением 15.3. Из каких структурных элементов должно состоять сочинение-рассуждение? С чего начать сочинение? Как сформулировать определение понятия и прокомментировать его? Какие подобрать аргументы? Как сделать вывод? Как связать все части сочинения в единое целое? На эти вопросы поможет ответить статья и презентация к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podgotovka_devyatiklassnikov_k_sochineniyu_15.3.zip1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей №5» г. Железногорска

Подготовка девятиклассников

к написанию сочинения-рассуждения (15.3)

В демоверсии ОГЭ по русскому языку 2015 года появился новый вариант сочинения – 15.3. Многим девятиклассникам этот вариант понравился больше, чем другие. Но написать сочинение 15.3 не так просто, как может показаться. Я считаю, что сочинение 15.3 приближено к сочинению одиннадцатиклассников. Разница в том, что выпускник 11 класса должен сам определить проблему, а выпускнику 9 класса она предлагается в готовом виде: «Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение». Выпускник 11 класса должен сам подобрать пример-аргумент из литературы, а девятиклассник должен найти его в прочитанном тексте. Есть и сходства: одиннадцатиклассник приводит второй пример-аргумент, опираясь на знания и жизненный опыт, и у девятиклассников формулировка похожая: «…из Вашего жизненного опыта». Сочинение выпускника 9 класса должно содержать определение нравственно-этического понятия (это будет тезис), комментарий к определению, 2 примера-аргумента, подтверждающих рассуждения: один пример-аргумент из прочитанного текста, второй – из жизненного опыта. Безусловно, завершаться сочинение должно выводом.

С чего начать работу над сочинением? Я советую ещё раз перечитать текст. Это поможет правильно сформулировать значение слова и прокомментировать данное определение. Затем продумываем оба аргумента. С первым затруднений не должно быть: он есть в тексте.  Но каким должен быть аргумент из жизненного опыта? Если сочинение о добре, сострадании, милосердии, уместно ли писать о том, какой добрый поступок совершил ты сам, как ты сам проявил сочувствие к попавшему в беду? Думаю, что нет. Во-первых, это будет звучать неубедительно: придумать можно что угодно. Во-вторых, о добром поступке должен говорить не тот, кто его совершил, а тот, ради кого он был совершен. Это вопрос этический, и об этом тоже нужно говорить с детьми.

Предлагаю такой выход из этой ситуации: вспомним факты из жизни известных людей (писателей, музыкантов, полководцев, спортсменов) и сопоставим их со своими жизненными планами и стремлениями; расскажем о своих впечатлениях от увиденной картины, кинофильма, телевизионной программы; приведём в качестве аргумента факты современной действительности, высказав своё отношение к ним.

Если сочинение о добре, в качестве второго аргумента можно вспомнить факты из жизни А.П. Чехова, о которых мы говорим на уроке литературы. Например, можно рассказать о том, что писатель всю жизнь продолжал лечить людей, в качестве земского врача один обслуживал двадцать пять деревень во время холеры. Он построил три школы в Подмосковье и одну школу в Крыму для крестьянских детей, основал библиотеку в родном городе Таганроге, подарил ценнейшие экземпляры книг с автографами авторов, а потом постоянно пополнял собрание томами зарубежной и отечественной классики. Собирал книги для сахалинских школ и отсылал их туда партиями. И всё это лишь с одной целью – «увеличить сумму счастья человеческого». Это ли не пример бескорыстного служения людям?

Если сочинение о природе, можно рассказать о том, как А.П. Чехов любил природу. К. Чуковский вспоминал, что Чехов не был пассивным созерцателем. Он не мог равнодушно смотреть на бесплодную почву и старался всё вокруг озеленить. В Таганроге он посадил виноградник, «под сенью которого любил отдыхать», в Мелихове – около тысячи вишнёвых деревьев, а ещё ели, клёны, вязы, дубы, сосны. Когда переехал в Крым, на выжженном участке посадил кипарисы, черешни, крыжовник. Он дарил семена и деревья соседям и родственникам, чтобы и у них был сад.

Если сочинение о воспитанности, культуре, вежливости, опять можно говорить об А.П. Чехове. Поведение по-настоящему воспитанного и культурного человека основано на уважении к окружающим. По воспоминаниям М. Горького, Чехов сам любил всё простое, искреннее и с людьми умел разговаривать так, что они «сбрасывали с себя пестрые наряды пышных фраз» и становились самими собой. Один учитель после разговора с писателем сказал: «Шел я к вам, будто к начальству, - с робостью и дрожью…, а ухожу вот – как от хорошего, близкого человека, который всё понимает…Уношу с собой хорошую, добрую мысль: крупные-то люди проще, и понятливее, и ближе душой к нашему брату…»[1]

В сочинении на тему «Каким должен быть настоящий учитель» можно рассказать о писателе Андрее Платонове, который всегда с благодарностью и теплотой вспоминал свою учительницу из приходской школы Апполинарию Николаевну. «Я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека…» – писал А. Платонов. Не случайно героиню рассказа «Ещё мама» – учительницу начальных классов – зовут Апполинария Николаевна.

Раскрывая понятие КРАСОТА, можно говорить о том, что люди по-разному её воспринимают. Для одного человека красота – это бескрайнее море и заснеженные горные вершины, а для другого прекрасна каждая травинка, меленький цветочек и лужица после дождя. Умеющий видеть и ценить красоту человек понимает, что красота всегда рядом.

Предлагаю детям вспомнить картины, с которыми мы знакомились на уроках, по которым писали сочинения. Может быть, что-то на картине удивило, на что-то открылись глаза.  

Когда-то на уроке русского языка мы писали сочинение по картине Аркадия Рылова «Полева Рябинка». Обыкновенный, на первый взгляд, пейзаж, каких много в России: маленькая речонка, небольшие деревца вдоль берега. Но самое главное в этом пейзаже – это солнечные шапки пижмы (рай-цветка, как говорят в народе). Много раз я видела в жизни эти скромные жёлтые цветочки и не догадывалась, что рядом со мною настоящая красота, простая, естественная и величественная одновременно. А ведь художник увидел в полевой рябинке красоту и неповторимость и поделился этим с нами!

Рассказываю ученикам о картинах Исаака Левитана, которого называли певцом русского ненастья. На картинах «Ранняя весна», «Пасмурный день», «К вечеру», «После дождя. Плёс», «Туман над водой» показана простая среднерусская природа, которая окружает и нас, и мы должны ценить эту неброскую красоту.

Девятиклассники и сами предлагают интересные аргументы. В сочинении по теме «САМОВОСПИТАНИЕ», один из учеников написал, что занимается дзюдо и очень много работает над собой, чтобы стать таким же известным спортсменом, как Николай Солоухин. Это наш земляк, который некоторое время жил в Железногорске, теперь живёт и работает в Курске. Он является одним из самым титулованных дзюдоистов нашей страны: чемпион Европы, двукратный чемпион Мира, пятикратный чемпион СССР, выиграл Олимпийские игры 1980 году. В Железногорске построен зал в его честь и ежегодно 22-24 марта проводятся соревнования. Победы Николая Солоухина – результат постоянной работы над собой. День спортсмена всегда начинался с пробежки в 4 часа утра, затем несколько часов тренировок. «Вот это сила воли! Для каждого спортсмена-дзюдоиста Николай Солодухин – пример для подражания».

В сочинениях о добре, сострадании, милосердии девятиклассники приводили примеры о телевизионной акции «ДОБРО», о работе Железногорского благотворительного фонда, который занимался и занимается помощью беженцам из Донецка и Луганска, о гуманитарных конвоях, отправленных Россией жителям этих городов.

Когда аргументы готовы, нужно собрать части сочинения в единое целое, продумать начало, способы связи между микротемами, вывод, чтобы текст получился логичным.

Начать сочинение можно разными способами: с вопроса, с определения понятия, с известного высказывания на заданную тему. В качестве примера рассмотрим сочинение о добре. Предлагаю использовать в нём высказывание Льва Толстого.

Что такое добро? Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его». Мне кажется, ключевое слово в этом высказывании – «делать». Добро – это не просто что-то положительное, хорошее, это поступки, цель которых – помочь кому-то или просто принести радость.

Начало готово. Следующий вопрос – как связать между собой части. В Интернете встречается разная информация о написании сочинения 15.3. Мне встретился такой шаблон сочинения:

В качестве первого аргумента приведу….

В качестве второго аргумента приведу…

Своим ученикам я не советую использовать такие штампы. Мне кажется, они прерывают размышление, звучат неестественно. Лучше найти связующую «ниточку» – такую мысль, которая будет повторяться в каждой микротеме и прозвучит в выводе. Для сочинения по теме «Добро» это будет мысль о том, что добро должно быть бескорыстным.

Добавляем эту мысль в первую микротему.

Что такое добро? Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его». Мне кажется, ключевое слово в этом высказывании – «делать». Добро – это не просто что-то положительное, хорошее, это поступки, цель которых – помочь кому-то или просто принести радость. Причём важно, чтобы эти поступки были бескорыстными, иначе добро перестанет быть добром.

Повторяем эту мысль в конце второй микротемы (пример-аргумент из прочитанного текста).

В тексте Ю. Яковлева рассказывается о мальчике, который заботится о собаке, оставшейся без хозяина. Он сделал ей дом из старой лодки (предложение 44), подкармливает её (предложение 45). Поступки этого подростка продиктованы искренним желанием помочь страдающему существу. Коста (так зовут этого мальчика) говорит: «Собакам нужно помогать».

Заканчиваем этой мыслью пример-аргумент из жизненного опыта.

В 2014 году на одном из центральных каналов телевидения была объявлена благотворительная акция «Добро». Отправив сообщение на указанный номер, любой телезритель мог пожертвовать небольшую сумму для проведения дорогостоящих операций больным детям. Десяткам малышей удалось помочь благодаря добрым людям, которые приняли участие в акции. Этим людям не нужно, чтобы знали их имена. Самая большая награда – понимать, что ты кому-то помог!

И ещё раз в выводе.

Добро должно быть искренним, оно должно идти от сердца, и тогда, совершая добрые поступки, мы сами станем счастливее!

Осталась последняя деталь – переход от первого аргумента ко второму. В примере из прочитанного текста говорится о том, как мальчик подросток помогал собакам, а во втором аргументе речь идет о помощи людям. Попробуем связать два аргумента так:

Конечно, нужно помогать собакам, и другим животным нужно помогать. Но ведь люди тоже могут нуждаться в помощи! А мы порой не замечаем, что рядом с нами кто-то попал в беду и сам не сможет справиться с нею. От нашего участия может зависеть судьба и даже жизнь человека. К счастью, добрые люди есть.

Перечитаем то, что получилось, устраним неоправданные повторы, проверим, нет ли ошибок. Сочинение готово.

Что такое добро? Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его». Мне кажется, ключевое слово в этом высказывании – «делать». Добро – это не просто что-то положительное, хорошее, это поступки, цель которых – помочь кому-то или просто принести радость. Причём важно, чтобы эти поступки были бескорыстными, иначе добро перестанет быть добром.

        В тексте Ю. Яковлева рассказывается о мальчике, который заботится о собаке, оставшейся без хозяина. Он сделал ей дом из старой лодки (предложение 44), подкармливает её (предложение 45). Поступки этого подростка продиктованы искренним желанием помочь страдающему существу. Коста (так зовут этого мальчика) говорит: «Собакам нужно помогать».

        Конечно, нужно помогать собакам, и другим животным нужно помогать. Но ведь люди тоже могут нуждаться в помощи! А мы порой не замечаем, что рядом с нами кто-то попал в беду и сам не сможет справиться с нею. От нашего участия может зависеть судьба и даже жизнь человека. К счастью, добрые люди есть. В 2014 году на одном из центральных каналов телевидения была объявлена благотворительная акция «Добро». Отправив сообщение на указанный номер, любой телезритель мог пожертвовать небольшую сумму для проведения дорогостоящих операций больным детям. Десяткам малышей удалось помочь благодаря добрым людям, которые приняли участие в акции. Этим людям не нужно, чтобы знали их имена. Самая большая награда – понимать, что ты кому-то помог!

        Добро должно быть искренним, оно должно идти от сердца, и тогда, совершая добрые поступки, мы сами станем счастливее!

Итак, при написании сочинения-рассуждения действуем по такому плану:

  • перечитываем текст, формулируем определение этического понятия, комментируем его;
  • продумываем аргументы;
  • определяемся с началом сочинения;
  • находим «связующую нить», то есть мысль, которая в разной форме будет повторяться в каждой микротеме;
  • формулируем «связку» между первым и вторым аргументом;
  • перечитываем текст, исправляем ошибки.


[1] Максим Горький. Книга о русских людях. /Литературные портреты. А.П. Чехов/ - М:Проза, 2014  - с.253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...