Урок русского языка в 5 классе. Правописание з-с на конце приставок.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Галкина Нина Юрьевна

Урок составлен по ФГОС с использованием групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка. 5 класс. «Буквы З-С на конце приставок»

Составитель:  Галкина Н.Ю., учитель русского языка ГБОУ  СОШ № 982

Урок  составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий.

Цель: организовать действия детей по формированию умений определять условия выбора букв З и С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ текста.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать правило написания букв З и С, правило единообразного написания приставки с-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь правильно писать слова с непроверяемыми буквами.

Метапредметные: находить, преобразовывать и передавать информацию.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

На уроке используется презентация.

Учащиеся получают карточки с заданиями №1 и №2

Карточка:

Задание №1

Инструкция

  1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на з-, с-
  2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

А) слова с приставками, оканчивающимися на - з;

Б) слова с приставками, оканчивающимися на – с

     3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные з, с

     4. Постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть  выбор согласных З, С в приставках. Для этого обратите внимание на букву, с которой начинается корень.

     5. Графически обозначить орфограмму.

     

      Текст.

                                                       Водопад

                Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится  грохот низвергающейся с обрыва воды.  Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

                Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

        Задание № 2 (выполняется по выбору)

  1. Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на  - з, - с. Распределите словосочетания в два столбика: без-,  бес- .

Человек без забот,  небо без звёзд,  жидкость без цвета,  дорога без конца,  плач без звука,  движение без шума,  еда без вкуса,  вход без платы,  котёнок без помощи,  океан без предела, облако без формы.

  1. Используя некоторые из предложенных слов, составьте продолжение текста «Водопад». Вставьте в слова пропущенные буквы.

     Во…вышаются,  во…ходит,  бе…шумно,  в…дрогнуть,  ра…щелина, ра…глядеть,  в…карабкаться,  во…клицания,  в…помнить,  ра…сказывать

Организационная структура урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы продолжаем наше путешествие по океану Знаний.  Проплываем его часть, которая называется Морфемикой. До какого острова мы добрались вчера? Какова была цель пребывания на этом острове? \

(СЛАЙД 1)

Что мы узнали и что ещё необходимо узнать?

(СЛАЙДЫ  3 – 5)

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Итак, что нам предстоит сегодня узнать?  Запись темы урока. (СЛАЙД 6).

  1. Изучение нового материала. Работа в парах. Для решения этой проблемы нужно стать на некоторое время исследователями. Работа с карточкой № 1.  (СЛАЙД 8)

  1. Отчёт учащихся о проделанной работе. Формулировка правила.  Что ещё необходимо знать, чтобы не делать ошибок при написании слов с приставками на – З, - С?  (Уметь различать глухие и звонкие согласные). Запись фразы, в которую включены все глухие согласные:

- Стёпка, хочешь щец? – Фи!

Знакомство с правилом-помощником. (СЛАЙДЫ  9 – 10).

Работа с учебником. Чтение и анализ правила.

  1. Закрепление материала. Устный диктант. Учащиеся поднимают карточки с буквами  З, С:

Беззаботный

Расследование

Исключить

Расцвёл

Раздался

Исследовать

Разговорчивый

Разжечь

  1. Словарная работа (СЛАЙД  11)

Сбить

Здесь

Рассчитать

Сдавать

Здание

Расчёт

Сжигать

Здоровье

Расчётливый

  1. Цифровой диктант (СЛАЙДЫ 13, 14) и проверка выполнения задания.

испытать

избежать

безводный

низвергаться

испугать

безвестный

распределить

раскрыть

развязать

  1. Самостоятельная творческая работа по карточке № 2. Учащиеся выполняют по выбору одно из двух предложенных заданий.

Проверка выполненных заданий.

  1. Домашнее задание на СЛАЙДЕ 16.
  2. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...