Литературная игра "Орфографическая шкатулка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Бережницкая Ольга Вячеславовна

Внеклассное мероприятие «Орфографическая шкатулка» посвящено повторению учащимися 5 класса основных орфограмм в корне. Внеклассное мероприятие проводится в форме лингвистической игры. Открывается мероприятие стихотворением Я.Пишумова «Ошибка». Ведущий задает вопрос детям: для чего необходимо правильно писать слова? Пройдя все туры игры («Загадки», «Пословицы», «Мудрые мысли мудрых людей», «Шарады»), на последнем этапе игры дети должны найти орфограммы корня в стихотворении С.Маршака «Словарь».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хмелевская основная общеобразовательная школа»

 Корочанского района Белгородской области

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «Орфографическая шкатулка»

Подготовила

учитель русского языка

 и литературы

Бережницкая Ольга Вячеславовна

2016 год

Внеклассное мероприятие в 5 классе

Лингвистическая игра

«Орфографическая шкатулка»

Цель: развитие интереса учащихся к русскому языку как к учебному предмету.

 Задачи:

  1.  расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
  2. сформировать творческую активность учащихся;
  3.   воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая.

Форма работы: лингвистическая игра.

Ход мероприятия

Ученик.

Стихотворение «Ошибка»

- Да, нелегкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетрадке Королева

Появилась вдруг «карова».

Заглянул в тетрадку Миша:

- Все понятно, так напишем.

И тогда проворный Павел

Букву «о» на «а» исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы ради,

Буква «а» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лева,

Быстро Пете передал.

И пошла гулять «карова»

По колонкам, по рядам.

                      Я. Пишумов

Ведущий.

- Ребята, какую ошибку допустили ученики из стихотворения?

Дети: Нужно писать «корова».

Ведущий.

- Для чего необходимо правильно писать слова?

Дети рассказывают о необходимости правильного написания слов. Приводят примеры из жизни.

Ведущий.

Действительно, для того чтобы быть культурным человеком, необходимо соблюдать правила орфографии. А для этого нужно знать их. Ведь знание правил делает нашу речь понятной, грамотной. Таким образом, если хочешь быть грамотным – тебе не обойтись без орфографии.

Первый тур «Загадки»

Отгадайте загадки. Ответом на них будут слова, в которых спряталась орфограмма. Назовите эту орфограмму.

  1. Скоро ест и мелко жует,

Сама не глотает и другим не дает. /Пила/[4; 3]

  1. Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. /Река/[4; 10]

  1. Идет, идет,

До берега дойдет – исчезнет. /Волна/[4; 18]

  1. Без нее невозможно представить себе

Деда Мороза. /Борода/[4; 64]

  1. Соленая дождинка

Размыла тропинку,

С холма бежит,

Что это, скажи? /Слеза/[4; 68]

  1. Что невозможно укусить, несмотря на кажущуюся близость этой части тела? /Локоть/[4; 75]

- Какая орфограмма спряталась в отгадках? /проверяемая безударная гласная в корне: чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением/

Второй тур «Пословицы»

Вставьте в пословицу пропущенное слово. Выясните, какая орфограмма в нем спряталась.

  1. … до Киева доведет. /Язык/
  2. Никто за … не тянет. /Язык/
  3. Верти языком, что … хвостом. /Корова/[3; 188]
  4. За словом в … не полезет. /Карман/[3; 194]
  5. Знала б наседка, узнает и … . /Соседка/[3; 200]
  6. Сказано - … , не сказано – золото. /Серебро/[3; 203]

- Какая орфограмма спряталась в найденных словах? /непроверяемая безударная гласная в корне: правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать/

Третий тур «Мудрые мысли мудрых людей»

- Какие орфограммы пропущены в высказываниях известных людей?

1. Великий, могучий, правдивый и свободный ру..кий язык. /И.Тургенев, писатель/[6; 71]

2. Мы можем гордиться своим языком. На ру..ком языке созданы замечательные памятники иску..тва и литературы, это язык науки, культуры… /В.Колесов, филолог/[6; 72]

3. Берегите наш язык, наш прекрасный ру..кий язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. / И.Тургенев, писатель/[6; 71]

- Какую орфограмму вы вставили в слова? /непроверяемые и удвоенные  

согласные в корне нужно запоминать/

Четвертый тур «Шарады»

Отгадайте шарады, в угаданных словах – орфограммы.

семья

начало

http://www.cliparthut.com/clip-arts/1528/mad-hatter-tea-cup-clip-art-1528216.pnghttp://www.corporate3design.com/uploads/Image/blog/2014/October/Commas-008.jpg

часть

http://allboxing.ru/sites/default/files/styles/thumbnail/public/pictures/pictures/picture-38792.jpg?itok=xPp8_btohttp://sysadmin.km.ua/wp-content/uploads/2014/05/apostrophe.png.

черточка

http://www.stihi.ru/pics/2011/11/28/9808.jpg 

ателье

- Какие орфограммы спрятались в отгадках? /правописание разделительного Ь в словах перед буквами Е, Ё, Ю, Я; после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишутся И, У, А; в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, кроме исключений: шов, шорох, крыжовник, капюшон; сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ пишутся без Ь/

Рефлексия.

В предложенном тексте найдите и назовите все известные орфограммы корня.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

                       С.Маршак «Словарь»[5; 32]

После анализа дети называют встретившиеся в тексте орфограммы.

Ведущий.

         Игру хочется завершить словами великого русского классика, Ивана Сергеевича Тургенева.      

        Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т.2. – М.: Худож. лит., 1984.
  2. Орфографический словарь русского языка: 106 тыс. слов. Под ред. С.Г.Бархударова и др. – М.: Рус. яз., 1989.
  3. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3-х т. Т.2. – М.: Русская книга, 1993.
  4. 1000 веселых загадок для детей. – М.: АСТ, 2006.
  5. Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  6. Ушакова О.Д. Мудрые мысли мудрых людей: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Хмелевская ООШ» ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА

Слайд 2

Цель: развитие интереса учащихся к русскому языку как к учебному предмeту . Задачи: - расширить , углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка; - сформировать творческую активность учащихся; - воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Слайд 3

СТИХОТВОРЕНИЕ «ОШИБКА» К А РОВА

Слайд 4

ЗАГАДКИ Скоро ест и мелко жует, Сама не глотает и другим не дает. Бежала – шумела, Заснула – заблестела. Идет, идет, До берега дойдет – исчезнет. Без нее невозможно представить себе Деда Мороза. Соленая дождинка Размыла тропинку, С холма бежит, Что это, скажи? Что невозможно укусить, несмотря на кажущуюся близость этой части тела?

Слайд 5

ПОСЛОВИЦЫ … до Киева доведет. Никто за … не тянет. Верти языком, что … хвостом. За словом в … не полезет. Знала б наседка, узнает и … . Сказано - … , не сказано – золото.

Слайд 6

МУДРЫЕ МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ Великий , могучий, правдивый и свободный ру ..кий язык. И.Тургенев , писатель

Слайд 7

МУДРЫЕ МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ Мы можем гордиться своим языком. На ру ..ком языке созданы замечательные памятники иску.. тва и литературы, это язык науки, культуры … В.Колесов , филолог

Слайд 8

МУДРЫЕ МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ Берегите наш язык, наш прекрасный ру ..кий язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И.Тургенев , писатель

Слайд 9

ШАРАДЫ 7 я ЛО ___ ЧА СТЬ

Слайд 10

ШАРАДЫ . АТ Е

Слайд 11

Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. Стихотворение С.Маршака «Словарь»

Слайд 12

ИСТОЧНИКИ Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т.2. – М.: Худож . лит., 1984 . 2. Орфографический словарь русского языка: 106 тыс. слов. Под ред. С.Г.Бархударова и др. – М.: Рус. яз., 1989. 3. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля : В 3-х т. Т.2. – М.: Русская книга, 1993. 4. 1000 веселых загадок для детей. – М.: АСТ, 2006. 5. Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. 6. Ушакова О.Д. Мудрые мысли мудрых людей: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Малахитовая шкатулка"

                           Предлагаю межпредметный...

Творческий проект "Шкатулка"

презентация к проекту...

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"

Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...

Внеклассное мероприятие "Литературная шкатулка"

Векласное мероприятие направлено на обобщение и закрепление знаний по литературе обучающимися с нарушениями слуха 8 - 9 классов, а также развитие интереса к чтению....

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка»....

Игра по литературе "Литературная шкатулка"

Игра по литературе для 7 класса. В неё включены задания на знание сказок, произведений, изучаемых до 7 класса, и их авторов, чтение стихотворений наизусть....