Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гайтанова Ирина Юрьевна

Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан  в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН,  формы работы  - самые разнообразные: парная, групповая, индивидуальная, ученики сами оценивают друг друга. Дифференцированное домашнее задание. Подробно расписаны цели урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Учитель МБОУ лицей «Технический» Самара  Гайтанова Ирина Юрьевна

Дата 16 апреля 2016

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе: формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

Задачи урока

1.Обучающие: повторить изученное по теме «Прилагательное», морфологические свойства прилагательных, синтаксическую роль,  роль и значение прилагательных в речи.

2. Развивающие:  обеспечить развитие творческих способностей учеников, обогащение словарного запаса.

3. Воспитывающие:   обеспечить формирование интереса к родному слову, понимание богатства русского языка, повышение интереса и любви к урокам русского языка и литературы.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного исследования; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательное в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдения  над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

УМК

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. Для образовательных организаций. В 2 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред.

 Н. М. Шанский/. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2016.

Русский язык. 5 класс: рабочая программа по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др./ автор-составитель Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков  по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. \ сост. Г. В. Цветкова.-Волгоград: Учитель, 2015

Образовательные ресурсы

http://www.urokii/net

http://www.intergu/ru

http://akademius.narod.ru/vibor - rus.html

http://festival.september.ru/subjects

http://som. Fsio.ru/subject.asp?id =10000192

Оборудование

Экран, мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Грамматические значения, морфологические признаки, синтаксическая роль

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

( универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с гостями!

В начале урока я  прочту вам стихотворение  поэта Выркина

Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб добрые да ладные

Светили, словно солнышко.

Горели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

- Определите основную мысль стихотворения.

 - Что особенного вы заметили в этом стихотворении?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные:  понимают

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют

 ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра)

2. Целеполагание

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

 - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Повторение изученного по теме «Прилагательное».

Записывают тему урока.

 - Ребята,  как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

( Систематизировать изученное по теме «Прилагательное», выяснить, какова роль прилагательных в речи)

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость получения знаний.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) действия, операции, работу по плану.

Физкультминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз ,два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочки поднимись.

Кто-то зайку испугал,

Зайка – прыг – и ускакал

Выполняют движения в соответствии с текстом

Фронтальная

3. Актуализация  

знаний по теме «Прилагательное»

Воспроизведение ранее изученного по теме. Эвристическая беседа.

- Итак, для чего нужны прилагательные в речи? Какую роль они играют в предложении?

-Зачем  нам нужно знать об этом?

 - Для чего нам нужны эти знания?

Вывод:

Употребление прилагательных  в речи  придаёт ей точность, меткость и особую выразительность. С этой целью в художественной речи используются прилагательные-эпитеты.

Групповая работа на основе домашнего задания

Класс поделен на три группы, каждая группа должна была дома подготовить вопросы для другой по теме сегодняшнего урока. (1-ая группа задаёт вопрос 2-ой, 2-ая группа задаёт вопрос 3-ей, 3-я - 1-ой группе) Вопросы:

- Что такое имя прилагательное как часть речи?

- На какие вопросы отвечают?

 - Чем отличаются краткие прилагательные от полных прилагательных?

 - Какими членами предложения являются полные и краткие прилагательные?

 - Как изменяются имена прилагательные?

 - Какие орфографические правила вы знаете на эту тему?

( О-Ё после шипящих  в окончании прилагательных; правописание

Ь после шипящих в кратких прилагательных;  правописание окончаний прилагательных)

Формулируют собственные вопросы, отвечают, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы и дают свою оценку работе.

Индивидуальная, групповая работа

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения учебных  задач  операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Личностные:оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; осознают свои возможности в учении, осознают, зачем им нужны знания.

4. Обобщение,  систематизация изученного по теме «Прилагательное»

Раскрытие сущности новых понятий, усвоений новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической  грамотности, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Орфографический диктант (диктует учитель) Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы

Лес др…муч…, много туч…., ж…лтый ц…плёнок, хорош…готоварища, ранн….й в…сной, медвеж…нок неуклюж.

Взаимопроверка, ученики ставят оценки своему партнёру.

  Сверяются с правильными ответами: комментарий по цепочке. Листочки с диктантом и проверкой сдают учителю.

Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы.

Лингвистический анализ

стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (на слайде)

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в краю родном?

-Какое настроение преобладает в стихотворении? (грусть)

 - Это стихотворение только о парусе? (о человеческом одиночестве) И помогают это понять прилагательные-эпитеты.

 - Что такое эпитет?

Грамматическое задание

-Разберите первое предложение синтаксически. (Делает один ученик)

- Сделайте морфологический разбор прилагательного голубом.

Делает один ученик, проверяет его  другой пятиклассник.

Комментированное письмо, работа с учебником:

Упражнение № 601 (1 часть)

Задание для парной работы

Синквейн

Синквейн – это стихотворение из 5 строчек, каждая  из которых имеет строгое содержание и определённую форму.

Алгоритм

1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;

2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;

4 строка – смысловая фраза: короткое предложение в рамках заданной темы или отношение к ней;

5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.

Создадим синквейн к слову ПАРУС.

 Образец:

Парус.

Белый, мятежный.

Мелькает, исчезает, ищет.

Парус подобен человеку.

Одиночество. 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы и дают свою оценку работе. Создают собственный  оригинальный текст.

парная работа, индивидуальная, фронтальная

Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию, создают собственный оригинальный текст.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

 - Что нового узнал на уроке?

 - Какие трудности возникали в процессе  работы?

 - Вы их преодолели?

 - Понравилось ли вам на уроке? Если вы довольны своей работой на уроке , поднимите зелёный смайлик, если  не совсем довольны , поднимите синий смайлик, если вам не понравился урок, поднимите красный смайлик.

Запишите домашнее задание:  повторить правила, упр. 601 (2 часть), упр. 602 (обязательно для всех).  Для тех, кто хочет иметь  «5» по русскому языку: составить синквейн со словом «Май»

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке  знаний , умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок Систематизация и повторение изученного по теме « Прилагательное» 5 класс Учитель высшей категории Гайтанова И. Ю. МБОУ лицей «Технический » г. о. Самара

Слайд 2

Ищу слова Ищу слова певучие, Народные, исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные , Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зёрнышко, Чтоб добрые да ладные Светили, словно солнышко. Горели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие.

Слайд 3

Цель урока: повторить изученное по теме «Прилагательное»

Слайд 4

Физкультминутка Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два,три,четыре , пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочки поднимись. Кто-то зайку испугал, Зайка – прыг – и ускакал.

Слайд 5

Орфографический диктант Лес др… муч …, много туч…, ж… лтый ц…плёнок, хорош…го товарища, ранн …й в… сной , медвеж ….нок неуклюж….

Слайд 6

Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном ?

Слайд 7

Синквейн 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка – смысловая фраза: короткое предложение в рамках заданной темы; 5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.

Слайд 8

Синквейн Парус. Белый, мятежный. Страдает, ищет, исчезает. Парус подобен человеку. Одиночество.

Слайд 9

Домашнее задание Упражнения №601 (2 часть), упр. 602 п. 101-104 * Составить синквейн со словом «Май»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Food", 6 класс

Цель данного урока - обощить знания учащихся по теме "Food"....

обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)

Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный...

Обобщающий урок по теме "Литосфера" 6 класс

Обобщающий урок по теме "Литлсфера" 6 класс...

Обобщающий урок по теме "Вселенная" 5 класс

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Вселенная"...

Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс

Урок с использованием интерактивной доски с презентацией...

Обобщающий урок по теме "Проценты", 5 класс

Цель данного урока: обобщить, повторить решение различных типов задач по теме "Проценты"....

Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс

Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме....