Главные вкладки

    Факультатив по русскому языку 8 класс
    материал по русскому языку (8 класс) на тему

    Харлова Наталия Геннадьевна

    Факультатив по русскому языку 8 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ8.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа факультативного курса «Русский язык». 8 класс

     Данная авторская программа основывается на учебных пособиях Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс» Новизна её в том, что на факультативных занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

    1. Пояснительная записка

       Цели программы:

    • преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
    • По возможности подготовить призёров районной олимпиады по русскому языку
    • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

       Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е.  На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

    1. Современный русский язык,
    2. Культура речи
    3. Историческая грамматика
    4. Диалектология
    5. Введение в языкознание
    6. Стилистика

       На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. Программа рассчитана на 34 часа и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что

    1.  учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления
    2. раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка

     

    Учебно-тематический план

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Цель занятия

    Формы и методы обучения

    Форма контроля

    Раздел 1. Роль и место  русского языка в мире и обществе (3час.)

    Русский язык – один из развитых языков мира.

    1

    Показать роль и место  русского  языка среди других языков мира

    Лекция. Беседа.

    Функции русского языка в современном обществе.

    1

    Познакомить с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей  каждого человека

    Семинар

    Отчет групп  по заданной теме.

    Русский язык в жизни современного человека.

    1

    Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека

    Лекция.

    Написание «Президентского диктанта»

    Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма

    (17 час.)

    Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

    1

    Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли

    Постановка целей и задач раздела.

    Беседа. Работа с текстовым материалом.

    Устный  опрос

    Нормативный  аспект культуры речи и его основные особенности /

    1

    Актуализировать знания о языковой норме языка; формировать навыки использования нормативной речи

    Беседа. Работа со словарем Ожегова. Практическая работа.

    Развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно правильно говорить?»

    Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

    1

    Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи

    Практикум. Художественное чтение.  

    В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения.

    Слово и сфера его употребления.

    1

    Раскрыть значение слова как элемента лексической системы

    Семинар тест.

    Сбор интересных задач

    со словами.

    Этико-социальные аспекты  культуры речи.

    1

    Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения

    Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?»

    Подбор речевых ситуаций

    Культура монологической речи.

    1

    Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации

    Лекция.

    Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек»

    Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?)

    1

    Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник».

    Лекция. Практическая работа.

    Ролевые игры. Работа с памятками.

    Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях

    «Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные  русские формулы.

    1

    Показать роль формул приветствия  и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы

    Ролевые игры. Анализ стихотворения. Составление формул приветствия и прощания.

    Анализ услышанных речевых обращений.

    Словарный запас человека: резервы развития.

    1

    Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека.

    Составление таблицы.   Речевой практикум.

    Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы.

    Как умея говорить научиться разговаривать

    1

    Оценить состояние коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей

    Тест. Беседа. Работа с карточками.

    Тест

    Виды речи. Приветственная речь.

    1

    Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание,

    Лекция. Практическая работа.

    Конкурс ораторов.

    Виды речи. Информационная речь.

    1

    Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание/

    Лекция. Практикум.

    Конкурс ораторов.

    Виды речи. Агитационная речь.

    1

    Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства

    Лекция. Составление памяток оратору. Практикум.

     Подбор примеров агитационных речей.

    14 правил,  помогающих убедить

    1

    Познакомить с совокупностью правил убеждения и рассмотреть, как они работают в различных ситуациях

    Анализ правил, помогающих  убедить. Игра.

    Ролевые игры.

    Тест

    Язык жестов и поз.

    1

    Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания

    Инсценировка. Отчет творческой группы.

    Решение ситуативных задач. Работа в парах.

    Анализ заданной ситуации.

    Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха

    1

    Обучить упражнениям, снимающим аудиторный страх

    Урок-практикум.

    Выступление в классе.

    Публичные выступления

    1

    Познакомить с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным

    Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу

    Устный ответ

    Раздел 3.  Русский язык в жизни современного человека  (14час.)

    Язык деловых бумаг.

    1

    Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработать навыки составления деловых бумаг

    Экскурс в историю – отчет группы учащихся.

    Работа со схемами-образцами.

    Написание деловой бумаги.

    Презентация как вид деловой коммуникации

    1

    Познакомить с особенностями презентации как вида деловой коммуникации,  показать, как сделать презентацию успешной

    Анализ деловой презентации.  Составление тезисов.

    Презентация своей  шариковой ручки.

    Деловое письмо: создаем себе репутацию.

    1

    Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки

    Лекция. Практикум.

    Написание деловое письмо

    Русский язык в мире рекламы.

    1

    Дать представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме

    Лекция.  Знакомство с документом «Международный кодекс рекламной практики».

    Практическая работа.

    Резюме в кадровое агентство  на работу во время летних каникул.

    Язык SMS: быть или не быть?

    1

    Познакомить учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению;

    Отчет творческих групп.  Создание словаря SMS.

    Таблица смайликов.

    Написание SMS-поздравление  с началом весны.

    Пишем электронные письма.

    1

    Познакомить учащихся с основными правилами электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем

    Лекция. Практическая работа. Анализ электронных писем.

    Написание письма

    Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

    1

    Познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек.

    Отчет творческих групп.

    Создание визитки.

    Русский язык в телефонном общении.

    1

    Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора

    Лекция. Ролевые игры.  Составление сценария телефонного разговора.

    Анализ конкретного телефонного звонка

    Искусство говорить и составлять поздравления.

    1

    Познакомить учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений

    Экскурс в историю - отчеты творческих групп. Практикум.

    Составление текст поздравительной открытки.

    Искусство комплимента

    1

    Познакомить с одним из приемов расположения к себе собеседника, научить говорить комплименты

    Экскурс в историю - отчеты творческих групп.

    Комплимент своей маме.

    Общение

    1

    Обучить упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми

    Ролевые игры.

    Выбор картинки или картин и озвучивание ее.

    Техника речи

    1

    Обучить упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи

    Урок-практикум

    Чтение наизусть детского стихотворения

    «Хороший»,  « дурной» и истинный вкус

    1

    Исследовать речь окружающих в социуме

    Лекция с элементами беседы.

    Сочинение-размышление.

    1. .

    Защита проектов

    1

     Развивать умение осуществлять защиту проектов

    Презентация проектов.

    Литература для учителя:

    1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
    2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
    3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
    4. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
    5. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.
    6. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
    7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
    8. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
    9. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
    10. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
    11. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.

    Литература для учащихся:

    1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
    2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
    3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
    4. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
    5. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.
    6. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Факультатив по русскому языку в 9 классе

    факультатив по русскому языку в 9 классе...

    Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

    Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

    Факультатив по русскому языку 8 класс

    Законы русской орфографии...

    Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

    Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

    Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

    Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

    факультатив по русскому языку для 8 класса

    Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....

    Факультатив по русскому языку 7 класс

    Факультатив по русскому языку 7 класс...