Факультатив по русскому языку 8 класс
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Харлова Наталия Геннадьевна

Факультатив по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ8.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса «Русский язык». 8 класс

 Данная авторская программа основывается на учебных пособиях Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс» Новизна её в том, что на факультативных занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

  1. Пояснительная записка

   Цели программы:

  • преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
  • По возможности подготовить призёров районной олимпиады по русскому языку
  • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

   Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е.  На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  1. Современный русский язык,
  2. Культура речи
  3. Историческая грамматика
  4. Диалектология
  5. Введение в языкознание
  6. Стилистика

   На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. Программа рассчитана на 34 часа и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что

  1.  учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления
  2. раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Цель занятия

Формы и методы обучения

Форма контроля

Раздел 1. Роль и место  русского языка в мире и обществе (3час.)

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Показать роль и место  русского  языка среди других языков мира

Лекция. Беседа.

Функции русского языка в современном обществе.

1

Познакомить с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей  каждого человека

Семинар

Отчет групп  по заданной теме.

Русский язык в жизни современного человека.

1

Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека

Лекция.

Написание «Президентского диктанта»

Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма

(17 час.)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

1

Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли

Постановка целей и задач раздела.

Беседа. Работа с текстовым материалом.

Устный  опрос

Нормативный  аспект культуры речи и его основные особенности /

1

Актуализировать знания о языковой норме языка; формировать навыки использования нормативной речи

Беседа. Работа со словарем Ожегова. Практическая работа.

Развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно правильно говорить?»

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

1

Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи

Практикум. Художественное чтение.  

В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения.

Слово и сфера его употребления.

1

Раскрыть значение слова как элемента лексической системы

Семинар тест.

Сбор интересных задач

со словами.

Этико-социальные аспекты  культуры речи.

1

Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения

Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?»

Подбор речевых ситуаций

Культура монологической речи.

1

Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации

Лекция.

Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек»

Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?)

1

Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник».

Лекция. Практическая работа.

Ролевые игры. Работа с памятками.

Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях

«Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные  русские формулы.

1

Показать роль формул приветствия  и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы

Ролевые игры. Анализ стихотворения. Составление формул приветствия и прощания.

Анализ услышанных речевых обращений.

Словарный запас человека: резервы развития.

1

Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека.

Составление таблицы.   Речевой практикум.

Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы.

Как умея говорить научиться разговаривать

1

Оценить состояние коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей

Тест. Беседа. Работа с карточками.

Тест

Виды речи. Приветственная речь.

1

Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание,

Лекция. Практическая работа.

Конкурс ораторов.

Виды речи. Информационная речь.

1

Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание/

Лекция. Практикум.

Конкурс ораторов.

Виды речи. Агитационная речь.

1

Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства

Лекция. Составление памяток оратору. Практикум.

 Подбор примеров агитационных речей.

14 правил,  помогающих убедить

1

Познакомить с совокупностью правил убеждения и рассмотреть, как они работают в различных ситуациях

Анализ правил, помогающих  убедить. Игра.

Ролевые игры.

Тест

Язык жестов и поз.

1

Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания

Инсценировка. Отчет творческой группы.

Решение ситуативных задач. Работа в парах.

Анализ заданной ситуации.

Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха

1

Обучить упражнениям, снимающим аудиторный страх

Урок-практикум.

Выступление в классе.

Публичные выступления

1

Познакомить с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным

Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу

Устный ответ

Раздел 3.  Русский язык в жизни современного человека  (14час.)

Язык деловых бумаг.

1

Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработать навыки составления деловых бумаг

Экскурс в историю – отчет группы учащихся.

Работа со схемами-образцами.

Написание деловой бумаги.

Презентация как вид деловой коммуникации

1

Познакомить с особенностями презентации как вида деловой коммуникации,  показать, как сделать презентацию успешной

Анализ деловой презентации.  Составление тезисов.

Презентация своей  шариковой ручки.

Деловое письмо: создаем себе репутацию.

1

Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки

Лекция. Практикум.

Написание деловое письмо

Русский язык в мире рекламы.

1

Дать представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме

Лекция.  Знакомство с документом «Международный кодекс рекламной практики».

Практическая работа.

Резюме в кадровое агентство  на работу во время летних каникул.

Язык SMS: быть или не быть?

1

Познакомить учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению;

Отчет творческих групп.  Создание словаря SMS.

Таблица смайликов.

Написание SMS-поздравление  с началом весны.

Пишем электронные письма.

1

Познакомить учащихся с основными правилами электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем

Лекция. Практическая работа. Анализ электронных писем.

Написание письма

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

1

Познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек.

Отчет творческих групп.

Создание визитки.

Русский язык в телефонном общении.

1

Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора

Лекция. Ролевые игры.  Составление сценария телефонного разговора.

Анализ конкретного телефонного звонка

Искусство говорить и составлять поздравления.

1

Познакомить учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений

Экскурс в историю - отчеты творческих групп. Практикум.

Составление текст поздравительной открытки.

Искусство комплимента

1

Познакомить с одним из приемов расположения к себе собеседника, научить говорить комплименты

Экскурс в историю - отчеты творческих групп.

Комплимент своей маме.

Общение

1

Обучить упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми

Ролевые игры.

Выбор картинки или картин и озвучивание ее.

Техника речи

1

Обучить упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи

Урок-практикум

Чтение наизусть детского стихотворения

«Хороший»,  « дурной» и истинный вкус

1

Исследовать речь окружающих в социуме

Лекция с элементами беседы.

Сочинение-размышление.

  1. .

Защита проектов

1

 Развивать умение осуществлять защиту проектов

Презентация проектов.

Литература для учителя:

  1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
  2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
  3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  4. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
  5. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.
  6. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
  8. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
  9. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
  10. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
  11. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.

Литература для учащихся:

  1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
  2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
  4. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
  5. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.
  6. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

факультатив по русскому языку для 8 класса

Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....