Проектирование урока русского языка в 9 классе: "Сложносочиненное предложение: его строение и виды связи в нем"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разуева Елена Анатольевна

Данная разработка-попытка представить опыт проектирования урока в деятельностной парадигме. В основе системно-деятельностный подход, основанный на формировании субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 25

Проектирование урока русского языка в 9 классе в деятельностной парадигме.

Разуева Е.А.

Учитель русского языка

АМОУСОШ № 16 г. Асбест

Пояснительная записка

Системно-деятельностный подход – реальность современного образования, основанная на развитии личности, на формировании субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые способны  привести обучающихся к самоопределению, т е. к определению  своего места в жизни и в обществе, выбору ценностных ориентиров. Данная разработка урока русского языка в 9 классе – попытка представить опыт проектирования учебного занятия в деятельностной парадигме.

(Учебник русского языка 9 класс под ред. С.Г. Бархударова, 2004 г.)

Тема урока: Сложносочиненное предложение: его строение и виды связи в нем.

Цель:  формирование системы лингвистических понятий по теме «Сложносочиненное предложение»

1. Создание учебной ситуации. (учебная ситуация предполагает, что субъект поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход.  Учебная ситуация может решаться на протяжении нескольких уроков)

Описание учебной ситуации

1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

2) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит

1.1.  Групповая работа.

- Зачем даны для анализа данные предложения?

- С какой точки зрения их можно проанализировать?

- Продумать продукт вашей работы – схемы, таблицы и т.д.

( Предполагается следующая работа: обучающиеся должны проанализировать структуру и смысловое значение предложений. Ответить на вопрос, почему в первом предложении можно поставить точку, как доказать, что каждое предложение равноправное, какое значение имеет союз «и». От чего будет зависеть смысл второго и третьего предложений, определить значение, как его определить? Что можно сказать о структуре и значении четвертого предложения?) (Курсивом выделена информация для учителя)

После групповой работы обучающиеся предлагают свой продукт совместной деятельности. Обучающиеся должны осмыслить и зафиксировать дефицит своих способностей. Далее организуется обсуждение вариантов фиксации проблемы в знаковой форме и выбор тех, которые устраивают значительную часть учащихся.

- На какие вопросы вы смогли ответить, что вызвало затруднения?

Результат данного этапа урока – учащиеся формулируют зону непонимания (предполагаемые затруднения: обучающиеся могут не определить смысловое значение четвертого предложения)

1.2. Практическая часть. Работа с предложениями.

Сложносочиненные предложения отличаются структурным и смысловым своеобразием, союзы, связывающие предложения, могут передавать определенное значение (тезис, который сформулирован обучающимися). Наблюдение за смысловыми оттенками в предложениях.

2. Группы сложносочиненных предложений.

Задача: осознать основу классификации сложносочиненных предложений, осознать связь понятий видов сочинительных союзов, что они обозначают в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами, уметь трансформировать научный текст  в схемы, вычитывать информацию из схем и таблиц.

Результат: учащиеся видят структуру ССП, определяют смысловую связь между простыми предложениями в составе ССП, используя имеющиеся знания о видах сочинительных союзов, использующихся для связи однородных членов.

(Данная информация только для учителя. Организация второго этапа работы. Индивидуальная или групповая работа с лингвистическим текстом на стр. 27)

2.1 Сопоставление имеющихся знаний о видах сочинительных союзов с основными группами СПП. Моделирование учебного понятия.

ССП

                                                                                                        Противопоставление

               Чередование явлений                                                     Противит. союзы

                       Разделит. союзы                    

Одновременность явлений

Соединит. союзы

(Данная модель примерная. Обучающиеся сопоставляют группы ССП и сочинительные союзы, используя вопросы, или составляют лингвистический рассказ о группах  ССП по значению и союзам.

  1. Какую роль играют союзы в ССП?
  2. Как союзы помогают определить смысловые отношения в ССП?

2.2  Практикум. Упр. 59

Выдвинутая гипотеза: определить  основные группы ССП можно по сочинительным союзам и по значению.

Проиллюстрировать  выдвинутую гипотезу, что можно определить смысловое значение ССП, используя знания о сочинительных союзах и их значениях.

3.  Составление схем.

Задача: осознать необходимость моделирование ССП, уметь выбрать для себя наиболее рациональный способ моделирования.

Результат: обучающиеся умеют составлять схемы ССП, понимают структуру предложения  и  осознанно ставят пунктуационные знаки. (Необходимо, чтобы обучающиеся  усвоили  правило о том, в состав ССП входят предложения относительно независимые, равноправные)

Обучающиеся составляют алгоритм составления схем.

Примерный алгоритм (Приложение 1):

Предлагаются предложения для анализа и составления схем (Приложение 2).

4. Практическая часть.

Задача: уметь применить знания для решения учебных задач, выбирая рациональный способ их решения.

Результат: правильное решение учебных задач, самоанализ собственной деятельности, самооценка.

(На данном этапе учитель подбирает разноуровневые задания, предполагается групповая работа, индивидуальная, самоконтроль и контроль учителя за усвоением темы)

5. Подведение итогов.

Задача: создать модель предложения, демонстрирующую осознание системности лингвистического понятия «сложносочиненное предложение».

Результат: создают модель, определяют актуальные знания и пропедевтические.

Приложения

Приложение 1

Памятка

Разбор сложносочиненного предложения (ССП)

1. Определи, сколько простых предложений входит в состав данного предложения, обозначь их цифрами. Обозначь грамматические основы простых предложений.

2. Определи границы простых предложений. ( / )

3. Какие союзы (союз) соединяют простые предложения, обведи их в кружок.

4. Определи, к какой группе относится союз (союзы). (Соединительные, противительные, разделительные).

5. Определи, какие смысловые отношения между простыми предложениями. (Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, противопоставление, чередование явлений, возможность одного явлений из двух или нескольких)

   1                                                         союз 2

* Напиши бабушке письмо/, а то она очень по тебе скучает./ ( союз противит., значение противопоставления)

На заметку!

Соединительные союзы: и, да (= и), да и, притом, причем, ни…ни, тоже, также.  Значение последовательности, одновременности, быстрая смена событий.

Противительные союзы: но, да (=но), а, а то, же, однако,  однако же, зато, только, а не то. Значение противопоставления или сопоставления.

Разделительные союзы: то…то, или, либо, то ли… то ли, ли…ли, не то…не то, не только… но и, как…так, как…так и. Указание на чередование явлений, на возможность одного явлений из двух или нескольких.  

Приложение 2

Упражнения

  Тема «Сложносочиненные предложения»

№ 1

Задание: списать предложения,  выделить границы предложений (/), расставить знаки препинания. Составить схемы предложений.

1) Путями океанскими прошли мы белый свет но лучше нашей Родины нигде на свете нет. 2) То ли облако упало то ли лебедь потеряла белый пух из-под крыла. 3) На этот раз вечер был прелестный да публики было довольно много. 4) Он никогда не плакал зато по временам на него находило дикое упрямство. 5) Лес, горы слились и все окуталось густым туманом.

Тема «Сложносочиненные предложения»

№ 2

Задание: прочитать предложения, найти ошибки в постановке запятой или недостающие запятые, исправить ошибку, записать правильный вариант предложения. Составить схемы предложений.

1) В лесу было тихо, и прохладно, и темные тени лежали на траве. 2) Пустеет воздух и птиц не слышно боле, но далеко еще до первых зимних бурь. 3) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и снова утихал. 4) Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица. 5) Рабочий усовершенствовал инструмент, досрочно выполнил план.

На заметку! Прежде чем исправить ошибку, выдели грамматическую основу и границы в предложении.

Практическая работа по теме  «Сложносочиненные предложения»

№ 1

Задание: списать предложения, проанализировать их по плану (см. ниже), расставить знаки препинания, где требуется. Составь схемы.

1) Мелькнет в бурьяне белый булыжник или лебедь перебежит дорогу. 2) Рыба хоть и мелка да уха сладка. 3) В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. 3) Ни голоса людей больше уже не слышались ни шум водопада не доходил до нас. 4) Мальчик неожиданно развеселился девочка тоже стала улыбаться. 5) Весь день хотелось пить и Гуров часто заходил в павильон.

1. Определи, сколько простых предложений входит в состав данного предложения, обозначь их цифрами. Обозначь грамматические основы простых предложений.

2. Определи границы простых предложений. ( /)

3. Какие союзы (союз) соединяют простые предложения, обведи их в кружок.

4. Определи, к какой группе относится союз (союзы). (Соединительные, противительные, разделительные).

5. Определи, какие смысловые отношения между простыми предложениями. (Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, противопоставление, чередование явлений, возможность одного явлений из двух или нескольких)

   1                                                         союз 2

* /Напиши бабушке письмо/, а то /она очень по тебе скучает./ ( союз противит., значение противопоставления)

Практическая работа по теме  «Сложносочиненные предложения»

№ 2

Задание: списать предложения, проанализировать их по плану (см. ниже), расставить знаки препинания, где требуется. Составь схемы.

1) Ветер гонит облако с дождями листья перевертывает скопом. 2) В этот день мне нездоровилось немного и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать. 3) Не то было уже поздно не то просто спать захотелось. 4) То сам себя не понимал я то мир меня не понимал. 5) Солнце то появлялось то исчезало и к вечеру снова пошел дождь.

1. Определи, сколько простых предложений входит в состав данного предложения, обозначь их цифрами. Обозначь грамматические основы простых предложений.

2. Определи границы простых предложений. ( /)

3. Какие союзы (союз) соединяют простые предложения, обведи их в кружок.

4. Определи, к какой группе относится союз (союзы). (Соединительные, противительные, разделительные).

5. Определи, какие смысловые отношения между простыми предложениями. (Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, противопоставление, чередование явлений, возможность одного явлений из двух или нескольких)

   1                                                         союз 2

* /Напиши бабушке письмо/, а то /она очень по тебе скучает./ ( союз противит., значение противопоставления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

Урок русского языка 5 класс "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"

Урок русскогоязыка в 5 классе потеме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение" по ФГОС...

Урок русского языка в 9 классе "Предложения с разными видами связи"

тема "Предложения с разными видами связи" изучается на материале, связанном с правилами дорожного движения....

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...