Факультатив 7 класс «Слово и текст»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_rus.yazyku_7_klass.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку «Слово и текст» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 7 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы С.А.Курловой.

  Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).). Согласно годовому календарному учебному графику 34 часа (1ч.-9.05).

   Курс  расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:

   - формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного  и пассивного словаря ребенка;

    -развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;

   -расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;

   -становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);

   -совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.

Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:

  -формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;

  -формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

        

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста;

- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

- функционально – смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать разговорную речь и язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать текст заданного стиля и типа речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемыхграмматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

п

ф

Тема урока

Кол-во

Час.

Тип

урока

Элементы

содержания

Измерители

Вид контроля

1

6.09

Язык и речь. Почему человек умеет говорить

1

Урок-беседа

Знакомство с высказываниями замечательных людей о русском языке. Рассмотрение строения речевого аппарата

Сам.работа с журналами. Составление задания по теме.

2

13.09

Русский язык среди других языков мира.

1

Урок-лекция

 Работа с карточками. Практические задания по теме. Сопоставление и рассмотрение некоторых особенностей разных языков.

Взаимопроверка. Подведение итогов.

3

20.09

Изобразительные возможности языка.

1

Урок-беседа

Повторение изученных художественных средств. Работа с текстом

Беседа по вопросам. Редактирование текста

4

27.09

Речь устная и письменная

1

Урок-путешествие

История возникновения письменности. Формы речи

Работа с научной и публицистической литературой.

5

4.10

Монолог. Монолог. Полилог.

1

Урок-беседа

Составление монолога и диалога на заданную тему. Оформление диалога

Контрольн. Списыван. Сопоставление текста по образцу

6

11.10

Слово как универсальная единица языка

1

Урок-беседа

Что такое слово. Лексическое значение слова. Сообщение на лингвистическую тему.

Индивидуальная работа по карточкам

7

18.10

Прямое и переносное значение слова. Виды переносных значений.

1

Урок-практикум

Условия употребления слов в переносном значении. Сообщение на лингвистическую теме

Игра «Угадай»

8

25.10

Предложение как единица языка. Слова – предложения и их роль в тексте

1

Урок-беседа

Предложение. Признаки предложения. Границы предложения. Знак конца предложения. Интонация.

Комплексный анализ текста

9

1.11

Текст. Тема текста.

1

Урок-беседа

Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Членение на абзацы, микротема.

Анализ текста

10

15.11

Темы широкие и узкие

1

Урок-практикум

Работа с текстом. Умение выделять темы широкие и узкие

Написание текста на широкую и узкую темы

11

22.11

Контекст. Подтекст. Затекст.

1

Урок-практикум

Работа с текстом. Творческие задания

Индивидуальная и групповая работа

12

29.11

Средства связи предложений в тексте

1

Урок-беседа

Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование

Комплексный анализ текста

13

6.12

Типы связи

1

Цепная и параллельная связь

Средства связи предложений в тексте. Зависимость предложений друг от друга. Учебное исследование

Комплексный анализ текста

14

13.12

Интонация и логическое ударение

1

Урок-практикум

Работа с текстом. Умение выбрать правильную интонацию и верно расставить логические ударения

Комплексный анализ текста

15

20.12

Смысловая связь.

1

Урок –практикум

Зависимость предложений друг от друга

Работа с текстом в группах

16

27.12

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили речи.

1

Урок-лекция

Особенности и признаки Языковые особенности стилей речи каждого стиля

Индивидуальная работа по теме учебного исследования

17

17.01

Публицистический стиль.

1

Урок -практикум

Структура публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля.

Подбор и анализ текста

18

24.01

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

1

Урок-практикум

Структура публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля.

Сжатие исходного текста

19

31.01

Сочинение – рецензия по тексту публицистического стиля

1

Урок-практикум

Написание сочинения – рецензии по заданной теме

Сочинение

20

7.02

Художественный стиль речи

1

Урок-лекция

Структура стиля. Основная мысль в худ.тексте.

Комплексный анализ текста

21

14.02

Сжатие текста художественного стиля.

1

Урок-практикум

Составление текста по образцу.

Выставка работ по изученным темам

22

21.02

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

1

Урок-практикум

Написание сочинения – рассуждения по заданной теме

Сочинение

23

28.02

Рецензия на написанное произведение

1

Урок-практикум

Выбор текста и написание рецензии. Особенности написания рецензии.

Подготовка к конкурсу на лучшую рецензию

24

7.03

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте

1

Урок-беседа, практикум

Выставка работ и их оценка. Фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства

Создание стенгазеты с использованием изобр.-выр. средств

25

14.03

Научный стиль речи

1

Урок изучения нового материала

Структура научного стиля. Работа с текстами научного стиля

Устный опрос

26

21.03

Термины в научном стиле речи.

1

Урок-викторина

Письменная викторина по вопросам, предложенным учителем

Письменная работа

27

4.04

Составление высказывания на лингвистическую тему

1

Урок-практикум

Чтение и обсуждение прочитанных высказываний известных людей на лингвистическую тему

Составление высказываний и их оценка

28

11.04

Типы речи

1

Урок-практикум

Особенности типов речи. Соединение в тексте разных типов речи

Устный опрос

29

18.04

Повествование, описание, рассуждение.

1

Урок-практикум

        Особенности типов речи. Соединение в тексте разных типов речи

Творческие задания

30

25.04

Виды анализа прозаического текста

1

Закрепление изученного материала

Работа с прозаическим текстом. Лингвистический анализ. Сравнительно-сопоставительный анализ

Устный опрос

31

2.05

Анализ поэтического текста

1

Закрепление изученного материала

Работа с поэтическим текстов. Художественные средства

Творческие задания

32

16.05

Анализ произведения в контексте

1

Закрепление изученного материала

Групповая и индивидуальная работа с текстом

Творческие задания

33

23.05

Система работы над анализом текста

2

Урок-практикум

Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование.

Составление алгоритмов

34

30.05

До новой встречи (итоговый урок)

Закрепление изученного материала

Выставка всех работ за год. Выступления учащихся с сообщениями

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Кол-во

часов

1

Язык и речь.

5

2

Единицы языка.

3

3

Текст и его основные понятия.

7

4

Стили речи.

15

5

Система работы над текстом.

       3

6

Итоговый урок

1

УЧЕТ О КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • контрольное списывание;
  • сжатие исходного текста;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • составление обрамлений к рассказу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование, тезисирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

Содержание программы

1. Язык и речь (5 ч.)Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (15 ч.) Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (3 ч.)Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.

6.Итоговый урок (1ч.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
  2. Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
  3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
  4. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
  5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
  6. Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
  7. Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
  8. Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
  9. Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
  10. Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
  11. Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
  12. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
  13. Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
  14. Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.

Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Мокиенко В.М.Образырусской речи. – Л., 1986.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
  5. Ресурсное обеспечение
  6. 1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
  7. 2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
  8. 3Новый словарь русского языка  http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp
  9. 4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm
  10. 5 Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Согласовано                                                                                 Согласовано

Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УВР

методического совета                                                      ___________________Л.К.Карасева

МБОУ СОШ№9 г. Азова                                                  «_____» _______________2014г.

От___________2014 №

______________Л.К.Карасева

Г.АЗОВ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г. АЗОВА

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                               Директор МБОУ СОШ№9 г. Азова

                                                          Приказ от                №

                                                                       _______________Е.В.Карасев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Слово и текст»
по русскому языку

Уровень общего образования (класс)

Основное общее, 7 класс

Количество часов 35

Учитель Федоренко Ольга Анатольевна

Программа разработана на основе авторской программы С.А.Курловой. «Элективные курсы для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Курс по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освое...

Факультатив "Слово и текст"

Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа...

Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".

Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"....