Главные вкладки

    Курс по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"
    элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

    Слесарева Елена Михайловна

    Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Савкинская средняя общеобразовательная школа

    имени Александра Лескова

    Курс по русскому языку

    «Слово и текст», 7 класс

                                             Составитель  курса:

    учитель русского языка литературы

    высшей квалификационной категории

      Слесарева Елена Михайловна

     

    2017-2018

    Пояснительная записка.

    Курс «Слово и текст » рассчитан на обучающихся 7 класса.  Программа  курса  составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

    Данный курс  непосредственно связан с программой по русскому языку. Он позволит расширить и систематизировать теоретические сведения, полученные учащимися,  восполнить пробелы в знаниях. Программа курса в большой степени имеет практическую направленность. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Это поможет учащимся самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно употреблять  собственные высказывания.

     Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

    Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

    Задачи: 

    • овладение основными текстоведческими понятиями;
    • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
    • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
    • составление текстов собственного сочинения различной тематики;
    • формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности.

     Таким образом, данный курс способствует формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

    Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

    Методы и приемы: 

    • лекция;
    • беседа;
    • объяснение учителя;
    • исследование;
    • наблюдение;
    • сопоставление и анализ.

    Виды деятельности учащихся: 

    • контрольное списывание;
    • сжатие исходного текста;
    • редактирование текста;
    • составление текста по образцу;
    • составление обрамлений к рассказу;
    • восстановление частей текста;
    • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
    • анализ текста художественного и публицистического стилей;
    • составление схем, таблиц, алгоритмов.

    Для реализации этих задач необходимо:

    •  ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;
    •  ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;
    •  ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;
    •  расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;
    •  расширить словарный запас учащихся;
    •  продолжить формирование грамотной речи учащихся;
    •  научиться применять полученные знания при написании сочинений, сказок, рассказов, сценок, эссе.

    Планируемые результаты:

    Личностные:
    1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
    2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
    3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметные:
    1) владение всеми видами речевой деятельности:
    Аудирование и чтение:
    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
    свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
    Говорение и письмо:
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
    • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
    • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
    • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
    2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
    3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

    Предметные:
    1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
    2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
    3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
    4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
    5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
    6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
    7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
    8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
    9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    Содержание программы

    1. Язык и речь (1 ч.)

    Язык и речь.  Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

    2. Единицы языка (2 ч.)

    Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

    3. Текст и его основные понятия (3ч.)

    Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация.  Логическое ударение. Смысловая связь.

    4. Стили речи. Типы речи ( 6 ч.) 

    Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

              Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.  

              Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту.  
             Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
             Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

    5. Система работы над текстом (4 ч.)

    Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.   Анализ поэтического и прозаического  текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.

    Календарно-тематическое планирование  курса

     

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Основное содержание

     Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

    1

    Язык и речь. Выразительные возможности русского языка. Монолог. Диалог. Полилог.

    1

    Понятие языка и речи. Писатели и поэты о выразительности и богатстве русского языка. Виды общения и виды письма.     Монолог. Диалог. Полилог.  

     Знать, что такое речь, отличие устного общения от письменного; познавательные; извлекать информацию из различных источников, регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; личностные: осознание себя носителем языка как части культуры

    2

    Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.

    1

    Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

    Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах, антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте; познавательные: строить рассуждения;  регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; личностные: интерес к изучению языка

    3

    Предложение как единица языка.

    1

    Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения.

    Знать о предложении как основной единице языка; познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах;

    регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;  коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    4

    Текст. Микротема. Абзац. Контекст. Подтекст

    1

    Текст. Признаки теста.   текста. Темы широкие и узкие. План текста.  Микротема. Абзац.

    Знать основные понятия, различать широкие и узкие темы, определять микротему абзаца;  познавательные: осуществлять анализ и синтез;

    регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    5

    Средства связи предложений в тексте. Основная мысль текста.

    1

    Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

     Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их; познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    6

    Текст как целостное композиционное единство.

    1

    Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).

    Уметь анализировать текст, аргументировать свою точку зрения; познавательные: пользоваться словарями, справочниками; регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

    7

    Стили речи.

    1

    Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

    Знать стили речи и их основные признаки.

    Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения; познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

    8

    Публицистический стиль.

    1

    Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.

    Уметь анализировать текст публицистического стиля; познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    9

    Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

    1

    Структура сочинения-рецензии по тексту публицистического стиля.

    Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем; познавательные: строить рассуждения регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    10

    Художественный стиль речи и его структура

    1

    Художественный стиль.  Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.

    Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля; познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато;

    регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    11

    Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

    1

    Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

    Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте;

    познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    12

    Научный стиль речи.

    1

    Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

    Знать об особенностях построения текста научного стиля, основные признаки стиля. Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему; познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

    13

    Основные виды работы с текстом.

    1

    Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста.

    Уметь выполнять основные виды работы с текстом;

    познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    14

    Виды анализа текста.

    1

    Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.

    Знать схему анализа текста, пути анализа произведения; познавательные: осуществлять анализ и синтез;

    регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; коммуникативные: задавать вопросы; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    15

    Комплексный анализ поэтического текста.

    1

    Анализ стихотворения

    Ф.И. Тютчева (по выбору)

    Уметь анализировать текст; познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    16

    Комплексный анализ прозаического текста

    1

    Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).

    Уметь анализировать текст; познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

    регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Учебно- методическое обеспечение

    Литература для учителя

    1. Антонова, Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. – М.: 2001.

    2. Беляеева, О.В., Даценко, О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс [Текст] / О. В. Беляева, О. А. Даценко. – М.: ВАКО, 2011.

    3. Козлова, Р.П. Чеснокова, Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы [Текст] / Р. П. Козлова. Н. В. Чеснокова. – М.: ВАКО, 2007.

    4. Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.– М.: 2004.

    5. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 7 класса (пособие для средней школы) [Текст] / Т. В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2007.

    6. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Шанский, Н.М.. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы [Текст] / М. Т. Баранов. Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. –  М.:  Просвещение, 2010.

    Литература для учащихся 

    1. Антонова, Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. – М.: 2009.

    2. Добротина, И.Г. Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7 – 9 классы [Текст] / И. Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2011.

    3. Павлова, Т. И., Раниева, Н. А., Василенко, Н. Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5 – 7 классы [Текст] /  Т. И.Павлова,  Н. А. Раниева,  Н. Н. Василенко. – Ростов-на Дону: Легион, 2015.

    Словари 

    1. Горбачевич, К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке [Текст] / К. С. Горбачевич. – М.: 2004.

    2. Горбачевич, К.С. Словарь  эпитетов русского языка [Текст] /  К. С. Горбачевич . – СПб.: 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по русскому языку "Текст под микроскопом" для 9 класса

    Элективный курс по русскому языку для 9 класса `Текст под микроскопом`. Рассчитан на 34 часа. Программа курса утверждена экспертами СПб АППО. Автор: Дунаевская И.А....

    Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

    Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

    Программа факультативного курса «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» (10 класс)

    Программа факультатива «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужил...

    Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"

    Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....

    Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

    Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

    Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

    Элективный курс по русскому языку "Комплексная работа с текстом"

    Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.Экзаменационная работа по русскому ...