Главные вкладки

    Авторская методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы
    учебно-методический материал по русскому языку (8, 9 класс) на тему

    Рахматуллина Вера Евгеньевна

         Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным для учащихся.                                                                                                                                                                                        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_ya_tsifrovyh_obrazovatelnyh_resursov.docx21.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы

    Рахматуллина В.Е.,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Клязьмогородецкая ООШ»

         Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным для учащихся.                                                                                                                                                                                        

    Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, ответственной, конструктивной личности. Наличие электронных материалов, электронных учебников и энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы используемая в системе образования, ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать творческий потенциал  одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

    В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

    Учеными доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивает материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

        Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся.

     И ученики, и мы стали по-другому мыслить и воспринимать мир.

    Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник

    информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем, а значит, и с учениками…

    Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников?  Учитель

    с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком

    информации, обрушившейся на учеников из Сети. Следовательно, перед нами встает

    задача: освоить современные информационно-образовательные технологии, сделать их своими  помощниками. А это возможно только в том случае, если

    будешь с Интернетом на «ты», используя в своей работе цифровые образовательные  ресурсы ФЦИОР, http://eor.edu.ru, Единую Коллекцию ЦОР, http://school-collection.edu.ru.

    Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа.

    Информатизация всё более осознаётся как важнейший педагогический ресурс. В своей практике мы применяем различные электронные мультимедийные пособия.

    Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы, тесты. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями.

    Используем уроки Кирилла и Мефодия и на литературе. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

    Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, красочных таблиц, иллюстраций к произведениям. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру.

    Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время.

    В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы. Пособие знакомит с пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.

     Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся могут использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Древняя китайская пословица гласит:

    «Расскажи мне, и я забуду,

    Покажи мне, и я запомню,

    Дай мне попробовать, и я научусь».

    Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся с ЦОР нового поколения.

    Обратимся к теоретическим сведениям, необходимым для уяснения отдельных вопросов. Что входит в понятие цифровые образовательные ресурсы?

    Понятие цифровых (электронных) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием. В состав его входят достаточно понятные и широко употребляемые термины. На основании их определений построим определение интересующего нас понятия.

    Цифровой – представленный в виде последовательности цифр – чисел. В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др.

    Основная отличительная характеристика тех образовательных ресурсов, о которых идет речь – их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.

    Образовательный – т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.

    Ресурс, согласно толковому словарю, средство, к которому обращаются в необходимом случае.

    Следовательно, образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера.

    Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом понимается учебная, методическая, справочная информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде.

    В федеральную систему информационных образовательных ресурсов входят такие порталы, как «Российское образование», «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», «Российский общеобразовательный портал», «Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов».

    Я хотела бы обратить Ваше внимание на портал Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [http://school-collection.edu.ru/], включающий специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты и программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Коллекция постоянно пополняется учебными и методическими материалами, ориентирующими учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Важно то, что предлагаемые в Коллекции ресурсы распространяются на бесплатной основе, и в соответствии с задачами Приоритетного национального проекта «Образование» к ним имеют доступ как все школы России, подключенные к Интернету, так и частные пользователи – учителя, дети, родители. Особый интерес вызывают ресурсы последней коллекции (коллекции произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа). Как пример приведу фрагмент урока русского языка в 8-ом классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», который создан как итоговый урок дистанционного обучения в академии Айти (виртуальная экскурсия по Царскосельскому лицею). Данный урок можно посмотреть на моём сайте.

     Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

    Адреса ФЦИОР в Интернет:

    http://fcior.edu.ru

     Получение любых электронных учебных модулей (ЭУМ) из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны, необходимо только установить специальную программу ОМС.

    В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Гласные в приставках пре- и при- «

    Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

    модуль получения информации(И-тип);

    модуль практических занятий (П-тип);

    модуль контроля (К-тип).

    При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный

    мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Как пример приведу фрагмент урока по творчеству Куприна с использованием ЦОР коллекции ФЦИОР.

    Заключение

    Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

    -  обеспечить положительную мотивацию обучения;

    -  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

    -  обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

    -  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

    -  усовершенствовать контроль знаний;

    -  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

    -  формировать навыки исследовательской деятельности;

    -  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

    Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

    системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

    доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

    "Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

    Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

    Методика применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе

    В статье описывается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе при разучивании нового материала с учащимися....

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...