Нужны ли нам местоимения
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

презентация к уроку "Нужны ли нам местоимения?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_nam_mestoimeniya.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

Кожухова Галина Николаевна

Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г.Холмска

D:\Фотографии\Учебный год 2011-2012\Неделя технологии\IMG_1369.jpgD:\Фотографии\Учебный год 2011-2012\Неделя технологии\IMG_1357.jpg

Конспект №5

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Нужны ли нам местоимения?»

Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

2012

Урок русского языка, 6 класс

Тема: Нужны ли нам местоимения?

Тип: Урок-исследование (урок поиска новых знаний и их целевого применения).

Вид: практическая творческая работа на основе методов и приемов PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher).

Цель: поиск, обобщение и систематизация предметных знаний по теме,  развитие УУД, знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретной предметной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Познакомить учащихся с определением «местоимение как часть речи», усвоить, что одно и то же местоимение может указывать на разные предметы, признаки и количества и только в речи получает конкретное содержание,  познакомиться с разрядами местоимений.
  2.  продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск  и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
  • познакомить с методами PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher).

 2. Воспитательные:

  • обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных  понятий: патриотизм,

              гуманизм, товарищество, правила  и законы взаимодействия и сотрудничества.

 3. Развивающие

  • продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности,
  • совершенствовать умения  анализировать, обобщать  информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher);
  • строить продуктивное взаимодействие;          
  • устанавливать связь между целью, мотивом и результатом деятельности.
  • развивать умение строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторов, грамотно использовать местоимения в речи.

Материал: презентация;  дидактическое пособие «Буклет» (требования к оформлению и содержанию буклета), модели буклетов, учебник.

Методы и приемы:

  1. Информационно-иллюстративные, репродуктивные – иллюстрации для объяснения, повторения материала; наглядный материал для запоминания  алгоритма, законов и правил, визуализации гипотез;  методы и приемы PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher, презентация буклета).
  2. Информационно-коммуникативные, интерактивные – диалог, беседа, общегрупповая дискуссия, работа в группах (парная).
  3. Проблемно-поисковые, творческие, практические -  поиск информации, ее анализ, конкретизация, обобщение, выдвижение гипотез, работа на основе заданного  алгоритма,  системно-деятельностного подхода.
  4. Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Ход урока:

Этап 1. Учебная мотивация через создание проблемной ситуации (слайд №1)

Левый столбик закрыт, зачитываются  предложения правого столбика.

Андрей Платонов – известный писатель.

Он создал замечательные произведения для детей и взрослых.

В его книгах – чудесные герои.

Такие герои навсегда остаются в сердцах.

Сказку-быль «неизвестный цветок» я прочитала три раза.

Столько раз можно с удовольствием перечитывать многие книги писателя.

- Прочитайте предложения правого столбика. Понятно ли, о ком идёт речь? О каких героях? Сколько раз перечитывать?

Открываем предложения левого столбика, зачитываем получившийся текст (слайд №2)

- Со слов какой части речи начинаются предложения правого столбика?

  Какую функцию выполняют местоимения? (указывают на предмет, признак, количества, но не называют их).

Тема урока: «Местоимение как часть речи. Нужны ли нам местоимения?» (слайд №3, 4)

Я предлагаю вам стать сегодня исследователями и постараться ответить на вопрос: «нужны ли нам местоимения?» Сегодня мы будем работать в технике создания буклета (метод PR-технологии), для этого раздаю модели буклетов (заготовки, приложение №1).

Этап 2. Знакомство с технологией выполнения буклета (слайд №5)

Объясняю технику оформления и алгоритм работы.

Поясняю, что буклет – печатное издание, сложенное ширмочкой.

Буклет состоит из шести полос. На слайде – модель буклета.

1 полоса – тема буклета (возможен эпиграф, рисунок)

2 полоса – основная информация по теме (законы, правила)

3,4 полосы – дополнительная информация по теме ( возможны рисунки, схемы, таблицы, модели)

5 полоса: Обобщённая информация (выводы)

6 полоса: автор, издательство, школа, год.

 Чтобы процесс заполнения буклета был более продуктивным, сделаны заготовки.

Этап 3. Приступаем к пошаговому заполнению буклета.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

- Что такое местоимение?

- Каково общее грамматическое значение местоимения?

- На что указывает местоимение в первом предложении? Во втором? В третьем?

2. Заполняем первую таблицу полосы №2 буклета (основная информация) – что такое местоимение? (первый шаг заполнения буклета)

(Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количества, но не называет их) (слайд №6)

3. Заполняем вторую таблицу на полосе №2 буклета.

- Какую функцию выполняет местоимение? (заменяет существительное, прилагательное, числительное).

- Что происходит с речью? (становится выразительнее, лаконичнее…)

- Можно местоимение назвать дублёром других частей речи? Каких? Назовите эти слова.

Второй шаг заполнения буклета (слайд №7)

Существительное (предмет)

Прилагательное

(признак предмета)

Числительное (количество)

Он

(писатель)

Такие

(чудесные)

Столько

(три)

4.Заполняем третью таблицу на второй полосе буклета. Переходим к третьему шагу нашего исследования.

- Местоимение – изменяемая часть речи? Почему?

- Как изменяется местоимение?

-  Докажите, просклоняв местоимения.

И.

Он

Такие

столько

Р.

Его

Таких

Стольких

Д.

Ему

Таким

Стольким

В.

Его

Такие

Столько

ТВ.

Им

Такими

Столькими

П.

О нём

О таких

О стольких

Вывод: все местоимения изменяются по падежам. Изменение по числам и по родам – на следующих уроках.

Мы заполнили вторую полосу буклета.

5.Работаем с третьей полосой буклета. (четвёртый шаг заполнения буклета)

Задание:

На третьей полосе буклета – текст. Если местоимение – дублёр существительного, прилагательного, числительного, то и  в предложении выполняет определённую синтаксическую роль. Выпишите из текста местоимения с теми словами, к которым они относятся, определите, каким членом предложения является местоимение (слайд №8)

Синтаксическая роль местоимений

Создал (кто?) он (подлежащее)

В книгах (чьих?) его (определение)

Герои (какие?) такие (определение)

Можно перечитывать (как часто?) столько раз (обстоятельство)

6.Работаем с четвёртой полосой буклета. (пятый шаг заполнения буклета)

  1. Задание: 

Чтобы заполнить четвёртую полосу буклета, работаем с учебником, стр. 165 (учебник под редакцией Ладыженской). Верхний абзац страницы даёт представление о том, какими могут быть местоимения по значению и грамматическим особенностям, т.е. каковы разряды местоимений.

Заполните таблицу на четвёртой полосе буклета примерами из учебника.

  1. Работа в парах. Раздаю текст.

- Прочитайте. Обсудите с партнёром по парте, выпишите из текста местоимения, распределите по графам таблицы (слайд №9)

Он, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая.  Сам цветок этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть…

        На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Вблизи никаких цветов не было, но ветер шёл с пустыря и доносил оттуда какой-то тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Она увидела у камня маленький цветок. Даша села на землю возле цветка и спросила его:

- Кто ты? Отчего ты такой?..

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.

7. Заполнение пятой полосы буклета (шестой шаг).

- Итак, работа с буклетом практически закончена. Осталось заполнить пятую полосу. В конце изучения каждой части речи мы знакомимся с порядком выполнения морфологического разбора. Мы к нему готовы уже сегодня. Обобщаем всё сказанное, записанное, заполняем пятую полосу буклета.

Морфологический разбор местоимения

1. Часть речи. Общее грамматическое значение.

  1. Морфологические признаки (начальная форма; постоянные признаки: разряд, лицо; непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  1. Синтаксическая роль.

 Буклет практически заполнен. Мы можем сказать, нужны ли нам местоимения. (ответы детей)

- Запишите ваши ответы на пятой полосе буклета.

Этап 4. Подведение итогов (слайд №10)

- Вы слышали фразу «Дорогу осилит идущий».

Что подразумевается под дорогой?

Ответы детей  (дорога – это путь к истине, цели, достижениям, знаниям и т.д.)

- Что скрыто за каждым словом? Какие ассоциации возникают со словами «дорога», «осилит», «идущий»?

- Существует много путей: «Сделай сам», «Сделай, как я», «Сделаю за тебя»(Слайд №11)

Какой из этих вариантов близок к фразе «Дорогу осилит идущий»

Каким путём мы пошли сегодня с вами?

Что мы для этого использовали? (умение анализировать, сравнивать, предполагать, обобщать, делать выводы).

Что помогло обобщить информацию? (создание буклета)

Заполните шестую страницу буклета: автор буклета...

Домашнее задание разноуровневое:

1 уровень: пар.68, Упр. 332.

1 уровень: пар.68 – сравнить материал параграфа с материалом буклета. Найти различия. Упр. 332.

3 уровень: пар.68 – сравнить материал параграфа с материалом буклета. Найти различия. Упр. 332. Выполнить буклет в программе Publisher.

                         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Богатова Т.М. , директор МОУ СОШ с. Николаевка

Данная статья рассказывает об организации работы по  патриотическому воспитанию в МОУ СОШ с. Николаевка....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Нужны ли нам местоимения

Цель: поиск, обобщение и систематизация знаний по теме, развитие УУД, знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретно-предметной творческой деятельности...