Знакомое и незнакомое простое предложение
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Урок русского языка в 7 классе - практическая творческая работа на основе методов и приёмов PR-технологии (социальная реклама, приложение №1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomoe_i_neznakomoe_prostoe_predlozhenie.doc409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кожухова Галина Николаевна

                                         

                                           Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

Конспект №1

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Знакомое и незнакомое простое предложение»

Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

2012

     Урок русского языка в 7 классе.

                                     

Тема: Знакомое и незнакомое простое предложение 

(простое осложненное предложение).

Тип: комбинированный – урок обобщения и систематизации, сообщения новых знаний и целевого применения усвоенного материала (интеграция классического и нетрадиционного  подходов  по М.И. Махмутову и В.М. Лизинскому).

Вид: практическая творческая работа на основе методов и приемов PR-технологии (социальная реклама - приложение №1).

Цели урока: Закрепление  навыка  распознавания   простых и   сложных          предложений.

Задачи:

1.Образовательные:

  • углубить  понятие о простом осложненном предложении,                  
  • отрабатывать навык постановки запятой в простом осложненном предложении,
  • закрепить  навык создания социальной рекламы
  • продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск  и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности.

2.Воспитательнаые:

  • Формировать духовно-нравственные качества: чувство, патриотизма, гражданственности, любви к родным мествм.

3. Развивающие: 

  • продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности

Предварительная работа:  изучение темы на уроках, самостоятельной поисковой деятельности детей, системы домашних зданий, внеурочной деятельности по предмету.

Материал: презентация, учебник, рабочая тетрадь, схемы предложений, карты «Знакомое и незнакомое простое предложение».

Методы и приемы:

  1. Информационно-иллюстративные, репродуктивные – иллюстрации для объяснения, повторения материала; наглядный материал для запоминания  алгоритма, законов и правил, визуализации гипотез;  методы и приемы PR-технологии (социальная реклама),
  2. Информационно-коммуникативные, интерактивные – вопросы, диалог, беседа.
  3. Проблемно-поисковые, творческие, практические -  анализ информации,  конкретизация, обобщение, выдвижение гипотез, работа на основе заданных схем,  системно-деятельностного подхода.
  4. Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Ход урока

Этап I. Организационный момент.  Актуализация прежних знаний.

Вступление: (5 минут)

Три приезжих предпринимателя решили открыть в нашем городе мастерские по ремонту автомобилей. Перед ними встала проблема: изготовление вывески (рекламного плаката), которая привлекла бы наибольшее количество клиентов. Первый написал «Это самая лучшая мастерская». Второй – «Это самая лучшая мастерская в мире». А третий – «Это самая лучшая мастерская, открытая в нашем городе». Как вы думаете, в какую мастерскую обратилось больше всего клиентов? (Ответы, рассуждения, гипотезы детей)

Правильный ответ: В третью.

- Как вы думаете, почему?

- Осложнённое предложение несёт больше информации, конкретизирует её (первое предложение ни о чём не говорит, информацию из второго предложения нельзя проверить, а третье предложение вызывает больше доверия)

Вывод: Оказывается, важную роль в нашей жизни играет речь. То, как мы говорим, т.е. какими предложениями: простыми или сложными, – свидетельстсвует о нашем интеллектуальном развитии.

1.Опрос по ранее изученному материалу  (5 мин.)

 - Какой раздел лингвистики изучает словосочетания и предложения? (синтаксис)

- Какие виды предложений вы знаете? (простые и сложные)

- Чем отличаются простые и сложные предложения? (количеством грамматических основ…)

- Виды сложных предложений? (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

2. Графический диктант (начертить схемы предложений: фронтальная работа, индивидуальная работа у доски) (10 мин.)

Предложения:

  1. После дождя все вокруг как-то преобразилось, и просторы гладко улеглись вдали.
  2. Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядить деревья.
  4. Лишь в проруби зыбко играет и дышит вода, и в ней красноперая рыбка блеснет чешуей иногда.
  5. Стало вдруг хорошо на душе, и я вернулся в гостиную.
  6. Снег под лыжами не скрипел, а чуть посвистывал.

Вывод (предлагаю сформулировать детям): все предложения, кроме последнего, сложные.

Этап II. Формирование новых понятий (15 мин.)

Создание проблемной ситуации.

Итак, из предыдущего упражнения мы выяснили, что среди предложений последнее – простое. Оно осложнено однородными сказуемыми.

- Могут ли быть ещё чем-то осложнены простые предложения? (обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами)

Тема урока: Знакомое и незнакомое  простое предложение.  (слайд №1, 2)

 Цель: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задание 1

Прочитайте предложения. (слайд №3)

  1. Осень в этом году наступила неожиданно рано.
  2. Осень в этом году наступила неожиданно рано и принесла с собой холодные ветры и дожди.
  3. Осень, к сожалению, в этом году наступила неожиданно рано.
  4. Осень в этом году, дорогие мои ребятушки, наступила неожиданно рано.
  5. Осень, разукрасившая площади и улицы города в яркие краски, в этом году наступила неожиданно рано.
  6. Осень в этом году наступила неожиданно рано, принеся с собой дождь, град и снег.
  7. Осень в этом году наступила неожиданно рано и разукрасила все, словно художник.

Ответьте на вопросы:

- Чем может быть осложнено простое предложение? (Ответы детей)

- Как меняется смысл простого предложения, если оно осложнено…? (Ответы детей:

1 предложение – простое.

2 предложение – осложнено однородными сказуемыми, имеет дополнительную информацию.

3 предложение – осложнено вводным словом, несёт определённое эмоциональное содержание.

4 предложение – осложнено обращением к конкретному адресату с эмоциональной окраской.

5 предложение – осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, содержит пояснение, уточнение, конкретизацию.

6 предложение – осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, содержит пояснение, уточнение, конкретизацию.

7 предложение – осложнено сравнительным оборотом, несёт дополнительную сравнительную информацию.)

Задание 2 (выполняется в картах, которые раздаю перед уроком)

  1. Запишите предложения в карты.  

        

  1. Графически объясните, чем осложнены предложения.
  2. В четвёртой колонке напишите, чем осложнено предложение.
  3. Отметьте знаком «+» то, что знали хорошо, знаком «-» то, в чём сомневались, знали не совсем хорошо.

Формулирование выводов (слайд №4).

Этап III. Закрепление изученного материала и развитие творчества (работа с использованием метода PR—технологии)

Цель: самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1.Творческое задание «Реклама родного города» (5 мин.).

По предложенным схемам (простые осложненные предложения) составить небольшой текст рекламного характера, используя осложненные простые предложения (метод PR-технологии: социальная реклама.)

Примерная работа:

Мой город.

        Я люблю свой город. Город, раскинувшийся на берегу моря, красив и уютен. Он собирает взрослых и детей на своих площадях во время праздников. Конечно, я люблю город и в будни. Он покоряет своим движением, энергией, приветливыми лицами горожан.

        Люди, берегите наш город.

  1. Проверка выполнения работы на основе заданного «ключа», ее сопоставление с «ключом», корректировка по ходу выполнения детьми (при необходимости).
  2. Зачитываются  отдельные работы, выбранные с каждого ряда (три). Класс определяет самую удачную рекламу о городе.

Этап IV. Оценка результатов урока (в  целом, индивидуальной  работы)

Цель: рефлексия учебной деятельности н6а уроке.(3 мин.)

 Самооценка на основе критериев  (карта «Личностная оценка результатов урока, индивидуальной работы»,  УУД).  

Подведение  итогов (2 мин)

Задание на дом разноуровневое: 

1 уровень: параграф , Упр. №

2 уровень: параграф , Упр. №, сочинение – очерк , статья, авторское стихотворение о городе (с использованием простых осложнённых предложений) для школьной газеты «Диалог».

Приложение №1

Методы и приемы PR-технологии

Методы и приемы PR-технологии

описание

цель

  имидж субъекта

«Корпоративный имидж»: буклеты, плакаты, эмблемы и др.

Отличие  (учащегося, класса, школы) от других, стремление быть замеченным, узнаваемым.  Участвуя в создании имиджа, ученики (сотрудники) включаются в совместную работу, сплачиваются, проникаются устремлениями  класса, студии, кружка школы (учреждения), осознавая важность своей роли в ее деятельности

социальная реклама  

Реклама в СМИ, вывеска, газетная реклама, пригласительный билет, календарь, обложка и т.д.

Изменение отношения  к какой-либо проблеме, выработка новых социальных ценностей

   паблисити

Публичность, гласность - неличностное стимулирование желательного поведения объектов посредством публикаций

Максимальное воздействие на объект (субъект), установление сотрудничества, повышение имиджа, репутации

   СМИ.

Средства массовой информации

Привлечение  общественного внимания к социально-педагогическим   проблемам и успехам   учреждения (отдельного ученика, педагога, родителя, семьи и т.д.)

   пресса

Газеты, влиятельные издания, имеющие наибольший тираж

широкое распространение информации об учреждении, классе, кружке, студии

   релизы

Отдельный выпуск, официальное представление в печати, украшенное фирменными знаками

Распространение информации на различных уровнях (класс, школа, управление образования, город и т.д.)

   интернет

Глобальная сеть Интернет

Интеграция рекламы, аудио- видео-текстовые виды информации, представление их в сайте с адресом

   презентации

Живое общение через классные часы, вечера, аукционы, акции и т.д.

Освещение социально-воспитательных проблем и успехов  класса, отдельных учеников, ОУ

технологии группового

решения проблем

Работа  органов ученического самоуправления - советы, комиссии, собрания, митинги, дискуссии, пресс-конференции, деловые игры, конкурсы, гранты, проекты, программы

Формирование навыков ведения спора: дискуссии, полемики, дебатов, диспутов, рингов

телевидение

Телерепортажи

Широкое распространение информации  о классе, учреждении; освещение социально-воспитательных проблем и успехов ОУ

СМК

«Средства массовой коммуникации» (СМИ, новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе)

Социализация молодого поколения, информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса, объединение всех школьных средств масс-медиа в единую организацию

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс

Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания....

Разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые"

Методическая разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые" . . ...

Урок французского языка "Франция знакомая и незнакомая" на основе видеоклипа и с использованием интерактивной доски.

Данный урок проводится в старших классах по теме: "Выбор пофессии и жизненного пути". На уроке используется презентация достопримечательностей Франции, видеоклип "Yalil" и упражнения в программе SMART...

Исследовательский проект "Кофе знакомое и незнакомое"

Интересные исследования по истории, свойствам и областям применения  хорошо всем известного напитка....

Конспект открытого урока "Насекомые знакомые и незнакомые"

Урок по зоологии для учащихся 7 класса. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. "Насекомые знакомые и незнакомые".Является уроком изучения нового материала с использованием интерактивной доски, с проведен...

Знакомый и незнакомый картофель

Презентация о картофеле содержит материал об истории картофеля, лабораторную работу, тест....

Пифагор знакомый и незнакомый.

презентация к уроку изучения теоремф Пифагора....