Урок русского языка (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бадалова Анжелика Азимовна

Тема: Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Роль в предложении.

Тип   урока:  урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-konkurs.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Роль в предложении.

Тип   урока:  урок изучения нового материала.

Цели как деятельность учеников:

Предметные: Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию.

Метапредметные: пользоваться приёмами аудирования (ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать.

Осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.

Личностные результаты: выявлять и анализировать общее значение и морфологические признаки наречия как части речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся со своими сочинениями в жанре заметки в газету.

  • Как построены ваши  сочинения? К какому  типу речи они относятся?
  •  Приведите пример слов с безударными гласными в корне.  

Обсуждение. Выбор наиболее удачного сочинения.

Коммуникативные УУД

1. Создавать текст заданной направленности.

2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.

3. Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.

III.  Актуализация знания

Выпишите слова группами:

1-я – имеют окончание, выраженное звуком (буквой);

2-я – имеют нулевое окончание;

3-я – не имеют окончания.

Дочь, завтра, иней, море, пюре, окно, лисий, мягкий, направо, два, говорил, легко, нёс, такси.

  • Объясните свой выбор.
  • Какие части речи не имеют окончания? (Неизменяемые, например наречия; неизменяемые существительные.)
  • Чем они отличаются от слов, имеющих нулевое окончание? (Нулевое не выражено звуками, но появляется в других формах слова.)

Взаимопроверка.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Отбирать информацию по заданным критериям.

3. Аргументировать, строить умозаключения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

  • Прочитайте название параграфа.
  • Знакомы ли вы с этой частью речи?
  • Что о ней знаете? А что можете добавить на основе языковой разминки?
  • Предположите на основе названия, какие аспекты этой части речи будут в центре внимания на уроке.
  • После просмотрового чтения материала параграфа уточните цели урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

V.Решение учебной задачи

- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия? Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

Выступление учащегося в роли Наречия.

 -   Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие

      И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

       Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

       Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Учитель:

- Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.

Познавательные: наблюдение, восприятие информации, строить умозаключения.

VI.Физминутка

Выполняете упражнения и одновременно считаете сколько наречий вы услышали во время динамической паузы?

Потрудились – отдохнем!

Станем – глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Познавательные УУД: владеть разными видами информации

VII. Первичное закрепление знания

 1. Работа по учебнику (упр. 203). Ученики находят в тексте наречия, называют признаки, по которым выделенные слова следует отнести к наречиям (вопрос, неизменяемость, синтаксическая роль).

Задание 2 к упр. 203 выполняют в группе (или паре).

Ученики выписывают словосочетания с наречиями в качестве зависимого слова и анализируют к каким частям речи относится главное слово в словосочетании и на какие вопросы отвечают наречия.

2. Тренировочные упражнения на актуализацию изученного.

а) Упр. 205– развивается умение отличать наречие от однокоренных слов других частей речи. Выполняется сначала с комментированием, затем письменно.

б) Упр. 205(задание 2.)  – развивается умение употреблять в речи наречия, наиболее точно выражающие различные смысловые оттенки (признаки) слов.

4. Работа по материалам рубрики «Лингвистический текст».

Обобщение наблюдений: наречие как часть речи.

а) Чтение текста в рамке.

Ученики работают по заданиям, составляют план, выявляют новую информацию.

  • Что нового узнали из текста?
  •  Как одним словом можно заменить фразу : наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами?

б) Составление интерактивной таблицы «Наречие как часть речи»

Сначала моделируется таблица (сколько столбцов, какие), а затем заполняется с опорой на текст в рамке.

Часть речи

Вопрос

Значение

Морфологические признаки

Роль

в предло-жении

постоянные

непосто-янные

наре- чие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

признак действия, признак другого признака

знамена- тельные, местоимен- ные (разряд)

формы: род, число, падеж

обстоя- тельство: Солнце весело(как?)блестит.

Иногда определе

ние(если относится к существи

тельному):

Это была встреча(какая?) наедине.

в) просмотр презентации и выполнение заданий (презентация прилагается)

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

Познавательные УУД

1. Использовать в учебной деятельности ИКТ.

2. Извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу).

3. Устанавливать логические связи.

VIII. Контроль усвоения знания

Слуховой диктант.

Записать только наречия.

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живётся легко. Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

Познавательные УУД

1. Производить отбор и систематизацию материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.

XI. Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

-Сегодня мы узнали….

-Научились….

-Самым интересным мне,,,

- Назовите ключевые слова темы, опираясь на определение наречия как части речи.

X. Итог урока.

  • Задайте вопросы по теме урока.

  • Оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работ ученикам

на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

XI. Домашнее задание.

1. Составить рассказ о наречии на основе таблицы, подобрать примеры.

2. Упр. 204 (задание2).

Личностные: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).

Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....

Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Технологическая карта урока русского языка(ФГОС)

Технологическая карта урока русского языка ФГОС...

Урок русского языка ФГОС 5 кл.

Урок русского языка ФГОС 5 кл....

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 5 СКК

Технологическая карта урока русского языка для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Урок русского языка ФГОС в 5 классе по теме "Словосочетание"

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.Цели урока:дать понятие словосочетания;научить отличать словосочетания от слова;сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;находить гл...