Урок русского языка ФГОС 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жукова Валентина Егоровна

Урок русского языка ФГОС 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Курсы повышения квалификации

«ФГОС общего образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках русского языка и литературы» (72 часа)

Жукова Валентина Егоровна

valya.zhuckowa2015@yandex.ru

Тема итоговой работы

Урок русского языка в 5 классе ФГОС «Морфологический разбор существительного»

Краткая аннотация урока

Урок русского языка по теме "Морфологический разбор существительного, на котором повторяются сведения о существительном как части речи. Ученики знакомятся с порядком морфологического разбора существительного, учатся извлекать информацию и анализировать её, высказывать мысли в устной форме, работать в группе (умение слышать и слушать друг друга).

Цель урока:

  • Познакомить с морфологическим разбором имени существительного; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного.

Задачи урока:

  • Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
  • Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
  • Воспитывать умение работать в группе.

Используемые методы и формы обучения:

  • Наблюдение над языком;
  • Эвристичекий метод;
  • Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
  • предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор имени существительного.
  • Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
  • Познавательные УУД: понимать познавательную задачу.
  • Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, операции.
  • Коммуникативные УУД: слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты:

  • знать порядок морфологического разбора имени существительного;
  • уметь производить морфологический разбор имени существительного.

Дидактические материалы:

  • презентация к уроку
  • технологическая карта урока
  • другие материалы

Использованные ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru

http://www.zavuch.info

Место и роль темы в курсе (предмета)

  • последний урок в теме «Имя существительное»;
  • урок усвоения новых знаний.

Технологическая карта урока по теме «Морфологический разбор имени существительного»

Цель деятельности учителя

Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительного: систематизировать ранее изученное о существительном, определить синтаксическую роль существительных в предложении

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного: уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы сети интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru

http://www.zavuch.info

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Грамматические категории, общее грамматическое значение, синтаксическая роль.

Организационная структура урока.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(Универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Всё, что делаем-нужно.

Так давайте трудиться честно, усердно и дружно.

(На слайде)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2.

Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

Орфографический диктант.

Волгоград, ветеран, Волга, битва, февраль, праздник, герой, защитник, победа,

Маршал Жуков, Чуйков, Сталин.

Задание: привести примеры имён собственных, нарицательных, одушевлённых существительных из этого диктанта.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия и материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3.

Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Взаимопроверка.

Работа с текстом.

Синтаксический разбор предложений.

Февраль-самая м…тельная п..ра зимы. В л…су под х…лодным огнём яркого, но бессильного со…нца в…сят на ветвях кустов и д…ревьев сне…ные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов.

Сделаем вывод: какова синтаксическая роль существительных в предложении?

(Материал на слайде)

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Письменная работа

Физкультминутка

Отдых наш-физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз присели, два-привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

Выполняют движения

Фронтальная

Выполняют упражнения

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по материалам учебника, обсуждение по результатам наблюдения

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Ребята, сегодня мы с вами обобщим знания о существительном, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет оно в предложении.

Организует и сопровождает учебную деятельность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Задают вопросы для уточнения информации

5.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказ о существительном, по опорным словам. (На слайде)

 1) Имя существительное обозначает______

и отвечает на вопросы______

Начальная форма имени существит.

___падеж__ числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: _______или ____________________или

________

относятся к______, или _____, или_______ роду, к______, или _____, или _____склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: существительные изменяются по ___и _____

3) В предложении имя существительное может быть____

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Задание:

Ранним утром лёгким морозцем я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворцов и слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса. Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру. Рядом с шалашом стояли огненные клёны и золотые берёзы. (М. Пришвин). Найдите существительные 1 и 2 склонения и произведите письменно морфологический разбор.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления  

Устные ответы. Выполнение заданий

7.

Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений

Выполняют упражнения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Письменная работа

8.

Включение в систему знаний и повторение

Индивидуальные задания. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Индивидуальные задания по карточкам.

Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток. (По Пескову)

- Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам: 1) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. Рода, III склонения, стоит в ед. ч., пад.; 2) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. рода, II склонения, стоит в пр. пад., ед. ч.

Выполняют индивидуальные задания, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

-Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным?

Почему?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вас на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился-карточку с улыбающимся лицом, нет-карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи

                   Самоанализ урока по теме «Морфологический разбор существительного».

Урок проводился в 5 классе.  В классе-14 человек. Из них 2 сильных ученика, 4 с хорошими способностями, 4 со средними способностями и 4-слабых ученика. Это урок получения новых знаний. На уроке решались следующие задачи:

Цель урока: Познакомить с морфологическим разбором имени существительного; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного

  • Задачи урока: Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
  • Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
  • Воспитывать умение работать в группе.

В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:

1) личностные УУД:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

2) познавательные УУД:

        понимать познавательную задачу.

3) регулятивные УУД:

 планировать необходимые действия, операции.

4) коммуникативные УУД:

слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование урока: учебник, карточки, тетрадь, презентация к уроку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Данный урок является последним в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения морфологического разбора существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично - поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

 Во время рефлексии был подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).

Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....

Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Урок русского языка (ФГОС)

Тема: Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Роль в предложении.Тип   урока:  урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока русского языка(ФГОС)

Технологическая карта урока русского языка ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 5 СКК

Технологическая карта урока русского языка для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Урок русского языка ФГОС в 5 классе по теме "Словосочетание"

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.Цели урока:дать понятие словосочетания;научить отличать словосочетания от слова;сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;находить гл...