ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
статья (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Статья "Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя" напечатана в сб. "Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях". Материалы ХVII Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 19 мая 2016 г.) ГБПОУ

В моей статье я рассматриваю возможности использования информационно-коммуникативных технологий в основных видах деятельности преподавателя - учебной, методической, научной.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Бобрышева Н.И.

ГБОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»

bobryshevanatalya@yandex.ru

В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.

Рассмотрим возможности использования информационно-коммуникационных технологий в основных видах деятельности преподавателя – учебной, методической, научной.

Учебник - наиболее привычный инструмент и помощник студенту и педагогу, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности в образовании. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое. С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. Применение ИКТ-технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся; ИКТ, как средство доступа к учебной информации, обеспечивает возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет.

В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения:

  • использовать компьютерные презентации;
  • использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
  • использовать дистанционное обучение;
  • проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
  • использовать интерактивную доску;
  • использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
  • организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др.

И самое главное: используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы. Часто, каюсь, использую в них где-то найденный видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю.

Часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства. Вот почему необходимо использование видеофильмов, содержащих исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям.

На уроках литературы я использую возможности фонохрестоматии. Её можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться, может даваться как иллюстрация, может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Ивановка, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах: подготовка к уроку, проведение урока, внеурочная работа.

При подготовке к уроку учитель может:

  • Быстро найти необходимый материал
  • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
  • Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
  • Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера
  • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

  • Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
  • Слайды могут сопровождать лекцию учителя
  • С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка).

Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию).

Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

На занятиях данного типа используются также материалы, скачанные из сети Интернет и представленные в виде текстов и рисунков.

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-исследовательской работы.

Литература:

  1. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. С. 126 - 136 .
  2. Канянина Т.И. Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий. Автореф. дис… канд. пед.наук. Н.Новгород, 2005. - 24 с.
  3. Чеченина С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации. Автореф. дис…канд. пед. .наук. Н.Новгород, 2005. - 27 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подгот...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики...

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны. 1 ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий по истории в ГОУ СПО» По мере информати

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны.1ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учеб...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...