Роль лингвистических сказок при изучении грамматики
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Демина Елена Алексеевна

Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать следующим образом:

- в качестве дидактического материала;

- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;

- как вид работы по развитию речи.

"Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника.

В данной работе показано то, как можно использовать сказки на лингвистическую тему при изучении морфологии в 5-7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_skazki.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная школа»

г. Ясногорска Тульской области

Роль лингвистических сказок

при изучении грамматики

Доклад на школьном методическом объединении

 учителей-предметников

                                                                Демина Е.А.,

учитель русского языка и литературы

2016

       1. Грамматика как наука о человеке

      Человек создал язык для общения с себе подобными. Говорящий, мыслящий, чувствующий человек - главное действующее лицо в мире и в языке. Его осмысление мира, его отношение к другим людям выражается в избираемых им языковых и речевых средствах. Лингвистика все увереннее приближается к признанию текста основным своим объектом. Ведь язык существует ради коммуникации, и осуществляется коммуникация в текстах - разной формы, разного объема и назначения, письменных и устных, спонтанных и подготовленных.

      Грамматическая наука - часть филологии, это не свод парадигм, правил и запретов, а ключ к строю языка, к строю текстов, к строю человеческой мысли. Изучение языка только с проникновением в его человечески значимые социальные, культурные, экспрессивные смыслы может сделать его привлекательным объектом и вместе с тем орудием развития интеллекта и вкуса. Роль  говорящего с ее меняющейся пространственно-временной позицией, способами познания и коммуникативными намерениями, с богатством оценок и реакций, освещает внутренний мир текста и одушевляет грамматику. Поиски очеловеченного представления языковой системы, раздвигая границы грамматической компетенции,  поднимают грамматику на уровень современных гуманитарных задач, способствуя «раскрытию того духовного мира, который скрывается за словом» (Л. В. Щерба).

  1.  Возможности коммуникативной грамматики

Одна из серьезных проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел донести до другого.

Если идти по этому пути, то многое приходится как бы открывать заново, выходя за рамки привычного  понимания нашего предмета. К сожалению, на практике изучение грамматики русского языка иногда сводится к сведениям типа: «В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми»; «Числительные, состоящие из одного слова, - простые»; «Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом» и т.д. Неужели именно это и обеспечивает русскому языку  «и великолепие, и живость, и крепость, и нежность, и краткость, и выразительность?» Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы часто недооцениваем самого слова, а тем более если это слово - грамматический термин. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке.

 Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, стихи, грамматические сказки и кроссворды, презентации и проекты благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

 Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития  памяти.

 Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, «живого» урока неприемлема.

 

 3.  Как мыслят школьники в своей учебной деятельности: формулами, стихами, логическими категориями, зрительными или слуховыми представлениями?

 Школьники мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным - это аналитический, «мыслительный» склад ума; у других преобладает образное мышление; у третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии - это гармонический склад ума.

 Большинство людей обладают мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно. У меньшинства (по некоторым данным, у 21% людей) один вид мышления резко преобладает над другим.

 Человек с гармонически развитым умом может успешно овладевать любыми учебными предметами, было бы желание (мотивация): его умственные возможности не ставят никаких преград. Но одностороннее развитие ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе.

 К учащимся 5-6 классов относятся школьники 10 - 12-летнего возраста. По данным физиологов, примерно к девятилетнему возрасту интеллект человека сформирован уже на 90 % . Известно, что в последние годы более 15 % детей рождаются либо с признаками выраженного дефекта в формировании коры головного мозга, либо в состоянии, требующем немедленной неврологической помощи. У трети детей - повышенная утомляемость, непоседливость, двигательная расторможенность, раздражительность.

 Особое внимание следует уделить уровню развития логического мышления у учащихся, тому, умеют ли они вычленять признаки воспринимаемого предмета, выделять среди них существенные, группировать предметы по этим признакам. Если нет, то у них возникает много трудностей в обучении. Они не увидят смысловых частей в лингвистических определениях. Будут плохо запоминать слова, так как неумение группировать материал, который подлежит заучиванию, снижает в 20-25 раз количество удерживаемого в памяти и длительность его сохранения. Если ребята плохо вычленяют в предмете существенные признаки, они не смогут хорошо их описывать, правильно рассуждать о них, т.е. будет страдать их устная и письменная речь. Если на логическое мышление учеников мы чаще всего обращаем внимание, то воображение детей оказывается вне нашего поля зрения. Мы обычно не знаем, умеют ли дети мысленно представлять себе прочитанное, и не тренируем их в этом. А постоянные упражнения на воображение помогают ребятам хорошо запоминать тексты; дети с развитым воображением - прекрасные рассказчики, им легко писать сочинения.

  1.  Каково речевое развитие учеников? 

Его можно характеризовать с помощью объема словаря, среднего числа слов в предложении, объема связного высказывания и т.п. Рассмотрим эти показания по исследованиям М.Р. Львова.

 Словарь школьника 7-10 лет к концу этого возрастного периода - 7-12 тысяч слов, при этом на 1000 слов текста ученик IV класса употребляет 14 абстрактных существительных, ученик V класса - 21.

 Среднее число слов в предложении (считая служебные слова) - 6-8, а самое большое предложение в сочинениях пятиклассников - 37 слов, при этом в одном простом предложении в среднем 6-7 слов, в сложном - 10-11 слов. Простые предложения в письменных сочинениях пятиклассников составляют примерно 80%, а сложные - 20% всех употребляемых учениками предложений. У старшеклассников это соотношение меняется и составляет 40% простых и 60% сложных предложений.

 Известна роль установки на время, прочность запоминания (до следующего урока, на месяц, навсегда). Эксперименты показывают также, что, если создана установка на точность воспроизведения прослушанного рассказа, дети 10-11 лет воспроизводят до 31% содержания рассказа совершенно точно. Сочинению ровесника, по данным психологов, подражает более 88% пятиклассников.

  1. Возрастные особенности учащихся 5-6 классов

У учащихся 5-6 классов в связи с преобладанием конкретного типа мышления возникают определенные трудности при попытке осознать теоретический, абстрактный материал учебника. Трудности для учеников в этом возрасте часто возникают там, где приходится работать без опоры на наглядность. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Как правило, учащиеся данной возрастной группы  заучивают правила, не понимая самой сути того, что выучили, а главное - для чего. Успешно проходит стадия формирования определенных практических навыков (орфографических, пунктуационных) в результате многократного выполнения упражнений разного плана, однако и в этом случае возникает опасность «механического» запоминания, которое опирается прежде всего на внешние признаки слова, а не на его лексическое и грамматическое значение. Ошибки возникают, как правило, из-за того, что учащиеся, «вызубрившие» правило, наученные видеть орфограммы и объяснять их правописание, не чувствуют свой родной язык, не видят или не хотят видеть закономерностей, действующих в нем. Свою задачу я вижу в  том, чтобы учитывать особенности восприятия детьми подаваемого материала, помочь им в «узнавании» родного языка, дать им шанс  полюбить его.

    Ориентируясь на знания о возрастных особенностях учащихся 5-7 классов, учитель может попробовать «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом не только увеличивается интерес к урокам русского языка вследствие любви детей ко всему необычному, сказочному. Грамматические сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогут формированию абстрактного типа мышления, если учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника. Кроме того, наглядно изображая то или иное грамматическое или орфографическое правило, учитель может дать  ориентиры и в орфографии, и в пунктуации.

  1. Целесообразность использования лингвистических сказок

Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать следующим образом:

 -  в качестве дидактического материала;

 -  как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

  - как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков учитель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок. Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. В данной работе показано то, как

можно использовать сказки на лингвистическую тему при изучении морфологии в 5-7 классах. Составленное мною тематическое планирование включает в себя  использование лингвистических сказок.

Сказку на лингвистическую тему учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

 Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия передаются в образах сказочных героев. Так, при изучении темы «Синтаксис» в 5 классе одним из основных героев цикла уроков может стать добрый волшебник Синтаксис, который помогает словам с помощью одному ему известных заклинаний соединяться в слова и предложения; для того чтобы передвигаться по стране Грамматике, нужно знать священные законы Пунктуации, книги, хранящейся высоко в горах в замке Синтаксиса. А на склонах этой горы приютились помощники Синтаксиса - Члены предложения.

  1. Актуальность данной темы в литературе

 В литературе, ориентированной на формирование интереса к урокам русского языка,  большое внимание уделяется лингвистическим сказкам.  В книге «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык», автором-составителем которой является В.В. Волина, в доступной и увлекательной форме рассказывается об истории зарождения языка и письменности. Раздел «Веселая грамматика» включает в себя большое количество грамматических сказок и стихов различных авторов (О. Высотской, Л. Успенского, Е. Мережинской, А. Тетивкина, отрывки из передачи «Радио-няня»), что может помочь читателям не только изучить основные правила русского языка, но и полюбить этот предмет.

 В книге Д.Э. Розенталя «А как лучше сказать?: Книга для учащихся старших классов» в занимательной форме описывается путешествие в разные области языка - его лексику, грамматику, стилистику, орфоэпию.  Вот как, например, начинает автор раздел «Что скажет грамматика?»: «Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не

широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действительно безбрежна), а узкие тропинки, порой весьма запутанные, когда встает вопрос: а как выбраться отсюда, какой путь кратчайший?

 С тем же стремлением найти для себя точные ориентиры, подобрать верный компас мы оправляемся дальше - в страну Грамматики. Нам придется сначала пробираться через лабиринты Частей Речи, где нас ждет немало коварных опасностей сбиться с пути, прежде чем мы выйдем на широкие просторы Синтаксиса, где имеются свои подъемы и спуски, где нас подстерегают подводные камни, которые нужно умело обходить.

 Во многих случаях компасом может служить наше собственное языковое чутье, но не всегда, и тогда на помощь мы призовем справедливые правила грамматики». (с. 34)

Из данного отрывка вполне можно сделать вывод о том, что Д.Э. Розенталь построил свою книгу, основываясь на привлекательности для сознания читателя формы сказки. «Сказочность» является обрамлением увлекательных, но вполне реалистичных рассказов о русском языке. Следует отметить и то, что книга адресована учащимся старших классов средней школы, но это не умаляет актуальности сказочной формы повествования.

 Талантливым создателем лингвистических рассказов является автор книги «Слово о словах» Л.В. Успенский.

  1. Система лингвистических сказок на уроках русского языка

 Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-7 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.

 В  начале 5 класса я прошу детей принести  общую тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную Страну Морфологию.  Эта тетрадь  используется для записи сказок и иллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, «сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний, полученных учащимися ранее.  В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучаемой темы и, конечно, возможностей использования сказки при изучении данной темы. Как показывает опыт, наиболее продуктивной является сказка, в которой совмещаются элементы уже известного лингвистического материала (происходит «узнавание» известного через яркие образы, создаваемые в сказке) и нового, которое необходимо запомнить. Сказка, как уже было сказано выше, может послужить не только для повышения уровня теоретической подготовки учащихся, но и для формирования практических навыков.

 Итак, приступая к изучению темы «Морфология», я приглашаю своих учеников в путешествие по Объединенному Королевству Грамматики, состоящему из двух отдельных государств: Синтаксиса и Морфологии.

 Первая сказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают части речи. Я предлагаю ребятам открыть «сказочную» тетрадь, приглашая их в гости к Сказке. Сообщаю о том, что королева Морфология собирает все слова на бал. Для этого им нужно выбрать себе подходящий костюм, и они отправляются в волшебное путешествие по Морфологическому морю. Морфологическое море выполнит в дальнейшем функцию опорной схемы морфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побывать слова, представляют собой три этапа данного разбора. На первом этапе определяем, какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; на втором - узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем - решаем, каким членом предложения является данное слово.  Морфологическое море находится перед глазами учащихся на экране,  по морю плавает корабль, на который помещается то или иное слово.

 Учащиеся зарисовывают море в своих тетрадях, я приглашаю их в путешествие по морю, вместе выполняем  морфологические разборы слов.

Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужить вспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбора различных частей речи.

        Учащиеся могут не только воспроизводить сказки, услышанные от учителя на уроке, и перерисовывать «сказочные» рисунки в тетрадь. Учитель должен стимулировать детей к осознанному творчеству. Так, например, при изучении темы «Имя существительное» можно предложить учащимся дифференцированное задание, по группам:

 1) составить рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры);

 2) тот, кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику;

 3) для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку про суффиксы -ЧИК, - ЩИК, нарисовать ее героев.

9.  «Сказочные» проекты, презентации

При работе над тем или иным орфографическим правилом или освоением новых знаний о грамматике русского языка можно привлекать учащихся к проектной деятельности, к созданию презентаций.  На мой взгляд, подобный вид деятельности привлекает ребят к обращению словесных образов в материальные, видимые и осязаемые, задействует их любовь к фантазированию. Вероятно, целесообразно предлагать учащимся создавать подобные работы в конце изучения темы, когда материал уже освоен и необходимо организовать повторение. Можно не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для  авторов. Получая творческие домашние задания, каждый ребёнок стремится к тому, чтобы его работа увлекла одноклассников и вошла в сборник «Сказочное путешествие в Морфологию». Хочу познакомить вас с грамматическими сказками  из этого сборника.

 «Копилка» грамматических сказок

Самостоятельные части речи

  1. Имя существительное

Как появились имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Прогрессивные реформы (единственное и множественное число).

Всё об имени существительном.

Падежи-путешественники.

  1. Глагол

Как появился глагол.

Условное наклонение и частица Бы.

Как появились совершенные и несовершенные глаголы.

Три брата (прошедшее, настоящее и будущее время).

Верные друзья (изъявительное, условное, повелительное наклонение).

  1. Имя прилагательное

Неразлучные друзья (имя существительное и имя прилагательное).

Знакомство существительных и прилагательных.

Спор друзей (качественные, относительные и притяжательные прилагательные).

Словесный портрет Прилагательного.

Спор между суффиксами прилагательных.

  1. Имя числительное

Как в Морфологии появились Числительные.

Значение Числительных.

Встреча Существительных и Числительных.

Количественное Числительное.

  1. Наречие

Как в Морфологии появилось Наречие.

Образование словосочетаний «прилагательное + наречие».

Спор Наречия с Существительным.

Значение Наречий.

Спор между Наречиями (о-е  после шипящих на конце наречий).

  1. Местоимение

Как появились разряды Местоимений.

Семья Местоимений.

Спор друзей (вопросительные и относительные местоимения).

  1. Причастие

Прилагательное и Причастие – неразлучные друзья.

Обособление Причастного оборота.

Маскарад (о причастном обороте).

Королевский бал.

  1. Деепричастие

Сказка о Деепричастиях.

О  родстве душ (признаки глагола и наречия у деепричастий).

Дружная семья (признаки деепричастия).

Деепричастный оборот.

Служебные части речи

  1. Предлог

Назначение предлогов.

Разряды Предлогов.

Предлог и его братья (значения предлогов).

Семья Предлогов.

Меткие предлоги.

  1. Союз

Как появились сочинительные и подчинительные союзы.

Храбрые союзы (сочинительные союзы).

Всё о Союзах.

Спор Союзов (соединительные, разделительные и противительные союзы).

То же и так же о Союзах.

  1. Частица

Отрицательные Частицы.

Семья Частиц (разряды частиц).

Значения Частиц.

Всё о Частицах.

           Междометие

                 Особая часть речи.

                Лесная сказка (с использованием междометий).

                Удивительная история о междометиях.

   10. Заключение

         На мой взгляд,   использование лингвистических сказок на уроках русского языка является  эффективным. Естественно, что даже единичное использование сказочного материала способно повысить интерес к урокам русского языка, однако если ребенок погружается на уроке в атмосферу сказочности, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране, где живут сказочные герои,  меняется не просто отношение к самому предмету, меняется и восприятие родного языка. Через использование системы лингвистических сказок приходит и возможность более успешного формирования орфографических и пунктуационных навыков, увеличения теоретического багажа учащихся.

                   Знакомство Существительных и Прилагательных

 и

         Давным-давно посреди дремучих лесов стоял прекрасный замок, в котором жили Имена прилагательные. Они были очень выразительны и загадочны, любили изменяться, переходя из рода в род, от единственного числа ко множественному, путешествуя по падежам. Общаясь, они задавали одни и те же вопросы: какой? чей?

  Одно из Прилагательных по прозвищу Прекрасный отправилось в путешествие на поиски других имён. Он шёл долгое время, преодолевая на своём пути непроходимые леса, быстрые реки, бескрайние равнины. И вот вдалеке показался старинный замок. Подойдя поближе, Прекрасный увидел,  что замок окружён множеством однообразных предметов. Оказавшись внутри замка,  он увидел такую же серую и невзрачную картину. Но когда Прекрасный приблизился к одному из предметов, то этот предмет сразу стал отличаться от других – это была изящная хрустальная ваза. Прекрасный был очень гибким, он подскакивал то к одному, то к другому предмету, и они становились цветными. Все предметы, относящиеся к Имени существительному, поняли, что их жизнь станет ярче, красочнее, разнообразнее, если они соединятся с Именем прилагательным.  Прекрасный тоже понял, что лучше обозначать признак какого-то предмета, а не жить самому по себе.

  После этого Существительные и Прилагательные стали жить рядом в одном замке.

Чурюкин Кирилл,

6 класс

Королевский бал

        Королева причастий устроила бал в честь окончания изучения темы «Причастия» в 7 классе. Приставки, суффиксы, окончания с нетерпением ждали праздника. Вечер обещал быть неожиданным, тем более что на улице выпал первый снег. Наряды придворных дам и кавалеров были необычны, в честь наступления зимы многие из них облачились в белые шелка. Сначала перед великой королевой причастий предстали первые кавалеры двора – суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т-. Королева сказала им:

  - Я приветствую вас, мои преданные воины. Именно благодаря вам численно увеличивается доблестная армия причастий. Имея таких кавалеров, как не гордиться мне словообразовательным талантом своего народа!

    В великолепных, шитых золотом, белых атласных костюмах появились глаголы на -ать-, -ять-, а с ними преданные вельможи -н- и –нн-.

  - Мы приготовили для вашего величества танец, достойный показать в самом лучшем лицее России.

     Заиграла музыка. Из свиты глаголов на -ать-, -ять- вышла буква а.

 - Я великая подсказка! – закричала буква а. – Это выдумка, не сказка. Если в суффиксах глаголов вы увидите меня, то в причастиях, конечно, тоже будет буква а.

 - И я-я, - пропела буква я из свиты глаголов на –ять.

   Описать великолепие бала королевы причастий не хватит и 10 школьных тетрадей. Здесь и дом страдательных причастий с суффиксами -енн-, -нн-, а также дом любящего одиночество –н-.

     В замечательных нарядах предстали дома полных и кратких причастий.  Перед двором любимец королевы – кавалер ордена Грамматики, ослепительный красавец не. И, конечно же, старый князь – Причастный оборот.

  - Как Ваше здоровье, князь? – спросила у него её величество.

 - По дороге к Вам я встретил Прилагательное, спешившее куда-то. Как сказала моя племянница, ответственная ученица, оно готовится устроить свой бал по случаю успешного окончания темы в 6 классе. Так быстро, как Прилагательное, я, пожалуй, уже не проскочу, возраст не тот. Однако бодр, могу любому учителю помочь проверить тетради!

  - Веселитесь, веселитесь, мои дорогие, - сказала королева, обращаясь к своим подданным. – Я благодарна своему талантливому народу за то, что учит людей грамотно говорить и писать.

  После этих слов она взмахнула рукой, и зал наполнился восхитительной музыкой. Веселью не было конца до самого утра!

Ермакова Екатерина,  7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в изучении грамматике

Успешное овладение грамматической стороной речи определяется способностями учащихся к функционально-адекватному восприятию и использованию грамматических структур собственных высказываний.Применение и...

Игровые технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся при изучении грамматики

урок иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно это следует учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элемен...

Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....

Изучение грамматики по песеннику

Очень часто школьники имеют трудности в изучении грамматики английского языка строго по правилам, поэтому они не понимают в каких случаях нужно употреблять те или иные грамматические правила. Поэтому ...

Методические основы применения лингвистических сказок в процессе изучения частей речи

Цель проекта - представить изучаемый теоретический материал в мультимедийной форме для повышения интереса к изучаемой части речи - причастию, вызвать интерес к изучению русского языка путем приме...

Доклад на тему: «Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка»

Доклад на тему:«Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка».Интегрированный урок - любой урок со своей структурой...