"Практикум по культуре речи" (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_praktikum_po_kulture_rechi_5_klass.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

5 класс

«Практикум по культуре речи»

Цель:

- создать условия для повышения речевой культуры обучающихся

Задачи:

- прививать навыки владения нормами литературного языка;

- способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

- содействовать развитию творческих способностей;

- продолжить формирование навыков анализа, сопоставления, обобщения;

- способствовать установлению рабочих отношений, основанных на сотрудничестве и продуктивной кооперации;

- содействовать воспитанию чувства любви к своему родному языку, чувства уважения к своим одноклассникам.

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- раздаточные маршрутные листы «Речевые ступени»,

- цветные карандаши, ручки,

- кейсы с распечатками «Скороговорки»,  «Паронимы», «Орфоэпический минимум», «Грамматические ошибки», кластером «Культура речи» (его обучающиеся составляли раньше)

Предварительная подготовка:

- отработка с отдельными обучающимися диалогов;

- помощь в составлении мультимедийной игры «Данетки»;

- репетиция с обучающимся, выступающим в роли претендента на место в редакции газеты

Ход урока:

1. Проблематизация, актуализация, мотивация, целеполагание

А) Диалог 1

- Наталья Юрьевна, а мне листочек не дали. (Обучающийся говорит тихо, невнятно, быстро, с трудом можно понять, что он произносит)

- Что, Гриша? Повтори, я ничего не поняла.

- Наталья Юрьевна, а мне листочек не дали. (Немного внятнее)

- Извини, Гриша, можно еще раз громче и отчетливее!

- Наталья Юрьевна, а мне листочек не дали. (Громко и четко)

- Вот теперь я все поняла. (Учитель дает листочек)

- Спасибо!

Б) Диалог 2

- Ну, это, как его тама, милостивая Наталья Юрьевна, а мене тож листка нет. Гришке, вона, дали, а про мене забыли. Как бы это вот я более активнее на уроках работаю и пишу красивЕе.  (Громко и четко)

- Извини, Паша, переволновалась немного. Вот твой листок.

- Ну, как бы жутко благодарен! Значит, это, теперя полОжу его и писаниной займусь. Спасибочки!

В) Диалог 3

- Наталья Юрьевна, а вы на прошлом уроке обещали мое сочинение зачитать. (Громко, но без эмоций)

- Извини, Лина, забыла. Только ты сама его прочти, а мы послушаем.

- Моя бабушка живет в деревне. У нее есть глаза, нос, рот, уши. Бабушка постоянно работает на огороде. Дома тоже не сидит без дела. Я приезжаю к ней в гости и привожу чай, конфеты, печенье. А она дает мне варенье. Я люблю бабушку! (Читает сухой текст без прилагательных и каких-либо средств выразительности, монотонно, не эмоционально)

- Спасибо, Лина!

Г) Диалог 4

- Наталья Юрьевна, а можно я стихотворение прочитаю?

- Конечно, Катя…

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы,  простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

«Алеша, Петя, Ваня, Толя».

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем –

Вам этот школьник не знаком?

Д) Диалог с обучающимися

- Вспомните всё, что сейчас вы увидели и услышали. Что объединяет эти четыре диалога? (Звучала неправильная, невыразительная речь, ребята допускали ошибки…)

- Какой раздел языкознания учит нас строить свою речь правильно, точно и выразительно? (Культура речи)

- Возьмите из кейса кластер «Культура речи» и положите перед собой. О каком человеке мы можем сказать, что у него высокая культура речи? (Речь должна быть точной, правильной, эмоциональной, выразительной, а человеку необходимо соблюдать речевой этикет…)

- Предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

- Да, мы не узнаем ничего нового, а попробуем полученные ранее теоретические знания применить на практике. А как урок назовем? Возьмите и переверните лежащий перед вами маршрутный лист и просмотрите его. Попрошу вас после каждого этапа, используя цветные карандаши, в последней колонке изобразить свои впечатления.

- Запишите свой вариант названия урока и отразите впечатления.  

2. Включение в тренировочную деятельность

А) Тренинг «Скороговорки»

- Всем приятно, когда собеседник говорит громко и четко. А что помогает нам развить свою дикцию? (Скороговорки) 

- Достаньте из кейса зеркальце, пробку и выучим новую скороговорку. Предложите что-нибудь короткое, но интересное. Запишите новую скороговорку в маршрутный лист. Работа индивидуальная – «Соло». 

- А теперь вспомните 11 скороговорок, выученных ранее. Добавьте к ним новую и потренируйтесь их все произнести. Работа в паре – «Твикс».

- Кто попробует произнести 12 скороговорок вслух? (2 обучающихся)

Б) Тренинг «Эмоции»

- Ведя с кем-то диалог, мы хотим не только узнавать информацию, но и чувствовать переживания собеседника. Потренируемся передавать различные эмоции. Приготовьте чтение стихотворения, используя различную интонацию. Работа в паре – «Твикс».

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!

- А теперь вслух один представитель пары прочитает стихотворение, передавая определенное чувство. (Учитель подчеркивает в маршрутном листе определенную эмоцию: радость, безудержное веселье, досада…)

- Послушаем смельчаков. Отметьте свои впечатления в маршрутном листе.

3. Обобщение и систематизация

А) Игра «Данетки»

- Как приятно когда в нашей речи нет ошибок. Достаньте из кейса распечатки по нормам орфоэпии и грамматики. Вспомните, как мы учились исправлять ошибки. И теперь у вас есть возможность выявить, что вы усвоили хорошо, а на что следует обратить внимание. Работа индивидуальная – «Соло».

(Заранее подготовленный обучающийся проводит игру «Данетки» - мультимедийная презентация)

1. Правильно говорить «мозаИчный»

Да

2. Правильно говорить «клалА»

Нет

3. Правильно говорить «донЕльзя»

Да

4. Правильно говорить «брелоков»

Да

5. Правильно говорить «чулков»

Нет

6. Правильно говорить «подскользнуться»

Нет

7. Правильно говорить «белый тюль»

Да

8. Правильно говорить «пять килограммов апельсинов»

Да

9. Правильно говорить «Ты грубый человек, значит, ты невежда»

Нет

10. Правильно говорить «Ты получил абонент в бассейн»

Нет

- Поздравляю тех, кто не сделал ни одной ошибки. Всем остальным советую чаще обращаться к материалам кейса или к словарям. Отметьте в своих впечатлениях в маршрутном листе, сколько баллов вы набрали. 

Б) Кейс-задача «В редакции газеты»

- Думаю, каждый из вас слушает радио, смотрит телевизор или читает газеты и журналы.  А может, кто-то мечтает стать журналистом? Тогда ваша речь должна быть безупречной: точной, правильной, эмоциональной, выразительной… Предлагаю создать редакции, выбрать редактора. Работа в группах – «Букет».

- К вам в редакцию пришла выпускница факультета журналистики. Она хочет устроиться к вам в редакцию. Послушайте претендентку на место корреспондента, перечитайте её работу, пообщайтесь с ней лично и решите, возьмете ли вы её в свою редакцию или нет, объясните почему.

(Выступление обучающейся, каждая группа получает кейс-задание, обсуждение в группах, озвучивание решений каждой группы, аргументация)

Кейс-задача

        Прочитайте рассказ, вспомните все, что говорила претендентка.

- Найдите в рассказе ошибки (если они есть);

- Побеседуйте с претенденткой;

- Подскажите ей, какие разделы языкознания следует изучить лучше (если есть ошибки);

- Решите, аргументируя свой выбор, возьмете ли вы выпускницу на работу;

- Озвучьте своё решение перед всеми группами.

Пушинка

Зима. На окошках – необычные узоры, а на улице падают маленькие снежинки. Около леса блестят сугробы, а на речке старинные рыбаки сонно сидят и без всякого интереса ловят рыбу.

Было раннее утро. Алеша со старшей сестрой Соней шли по улице. Они шли к дедушке, который, как и все старики, занимался обычным для него делом. Соня шла сначала молча, а потом нАчала произносить свои мысли вслух: «Какое прекрасное время года – зима! Всё белым-бело! И снежинки, кстати, тоже белые… падают и падают… Как бы я хотела, чтобы в моей жизни появилось что-нибудь и белое, и мягкое, и … живое»!

Алеша загадочно улыбнулся, но Соня этого не заметила. Ребята забрали у дедушки рыбу, дали ему пять мандарин и пошли домой.

Когда брат и сестра открыли дверь, Алеша включил свет. И вдруг к Соне из огромной коробки впрыгнул белый щенок, такой пушистый, самый мягчайший, словно большая снежинка, опустившаяся на землю.

«Пушинка!» - воскликнула девочка, спонтанно придумав кличку щеночку. Соня была счастлива, и Пушинка тоже!

- Редакции хорошо поработали, не забудьте свои впечатления отразить в маршрутном листе.

В) Творческая мастерская

- Только что вы детально изучали текст, созданный кем-то. Но я уверена, что все, собравшиеся в этом уютном кабинете, могут сами придумать интересную миниатюру. И я в том числе. Пусть название у неё будет такое же, как и у юной журналистки. Желаю всем творческого вдохновения.

(Все пишут миниатюру «Пушинка»)

- Есть ли среди нас смельчаки, готовые озвучить свое творение? (Чтение нескольких миниатюр) Отметьте последние свои впечатления.

4. Рефлексия

- А тем временем наше занятие подошло к концу. Вспомните весь урок и закончите, пожалуйста, фразу, завершающую ваш маршрутный лист. Не забудьте поставить отметку за работу на уроке.

- Кто хочет озвучить свои размышления? (Желающие высказываются)

- На этом мы урок завершим, а домашнее задание будет очень сложным: постарайтесь, чтобы ваша речь, и устная, и письменная, всегда была точной, правильной, эмоциональной, выразительной…


Маршрутный лист «Речевые ступени» _______________________

Этап

Форма

Содержание

Впечатления

1. Диалоги

Соло

Название урока:

2. Тренинг

 «Скороговорки»

Твикс

Новая скороговорка:

3. Тренинг «Эмоции»

Твикс

Радость, безудержное веселье, досада, страх, ужас, злость, грусть, обида, испуг, удивление, отвращение, скука…

4. Игра

Соло

1.                              6.

2.                              7.

3.                              8.

4.                              9.

5.                              10.

Количество правильных ответов:

5. Кейс

Букет

Решение группы:

6. Творчество

Соло

Миниатюра

7. Размышление

Соло

Я сегодня на занятии

Отметка:

Маршрутный лист «Речевые ступени»  (для гостей)_________________

Этап

Форма

Содержание

Впечатления

1. Диалоги

(Проблематизация, актуализация, мотивация, целеполагание)

Соло

Название урока:

2. Тренинг

 «Скороговорки»

(Включение в тренировочную деятельность)

Твикс

Новая скороговорка:

3. Тренинг «Эмоции»

(Включение в тренировочную деятельность)

Твикс

Радость, безудержное веселье, досада, страх, ужас, злость, грусть, обида, испуг, удивление, отвращение, скука…

4. Игра

(Обобщение и систематизация)

Соло

1.                              6.

2.                              7.

3.                              8.

4.                              9.

5.                              10.

Количество правильных ответов:

5. Кейс

(Обобщение и систематизация)

Букет

Решение группы:

6. Творчество

(Обобщение и систематизация)

Соло

Миниатюра

7. Размышление

(Рефлексия)

Соло

Я сегодня на занятии

Отметка:

Кейс-задача

        Прочитайте рассказ, вспомните все, что говорила претендентка.

- Найдите в рассказе ошибки (если они есть);

- Побеседуйте с претенденткой;

- Подскажите ей, какие разделы языкознания следует изучить лучше (если есть ошибки);

- Решите, аргументируя свой выбор, возьмете ли вы выпускницу на работу;

- Озвучьте своё решение перед всеми группами.

Пушинка

Зима. На окошках – необычные узоры, а на улице падают маленькие снежинки. Около леса блестят сугробы, а на речке старинные рыбаки сонно сидят и без всякого интереса ловят рыбу.

Было раннее утро. Алеша со старшей сестрой Соней шли по улице. Они шли к дедушке, который, как и все старики, занимался обычным для него делом. Соня шла сначала молча, а потом начала произносить свои мысли вслух: «Какое прекрасное время года – зима! Всё белым-бело! И снежинки, кстати, тоже белые… падают и падают… Как бы я хотела, чтобы в моей жизни появилось что-нибудь и белое, и мягкое, и … живое»!

Алеша загадочно улыбнулся, но Соня этого не заметила. Ребята забрали у дедушки рыбу, дали ему пять мандарин и пошли домой.

Когда брат и сестра открыли дверь, Алеша включил свет. И вдруг к Соне из огромной коробки впрыгнул белый щенок, такой пушистый, самый мягчайший, словно большая снежинка, опустившаяся на землю.

«Пушинка!» - воскликнула девочка, спонтанно придумав кличку щеночку. Соня была счастлива, и Пушинка тоже!

Скороговорки

1. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

2. Не по траве, а около катилось О и охало.

3. Добыл бобов бобыль.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно четко.

7. Купи кипу пик.

8. Архип осип, Осип охрип.

9. Ткач ткет ткани на платье Тане.

10. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

11. Шакал шагал, шакал скакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по культуре речи в 7 классе

Данный урок - это урок формирования коммуникативных компетенций. В ходе выполнения различных упражнений и решения лингвистических задач отрабатываются понятия основных критериев культурной речи, осуще...

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

Семинар - практикум для воспитателей "Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ"

Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по раз...

Практикум "Культура речи". Плеоназм и тавтология.

Можно использовать в качестве упражнений с учащимися для повышения культуры речи....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Практикум "Акцентологические нормы языка. Культура речи"

Краткий обзор с необходимыми комментариями. Подготовка к ЕГЭ. Шпаргалка для старшеклассников....