Семинар - практикум для воспитателей "Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ"
консультация ( класс) по теме

Тюрина Светлана Викторовна

Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по развитию артикуляционного аппарата, развитию слухового внимания, мы дадим толчок к овладению правильного звукопроизношения. Чем раньше будет начата работа в данном направлении, тем возможно быстрее заговорит ребёнок вашей группы. Данный материал позволит воспитателям правильно планировать и проводить звуковую культуру речи в разновозрастных группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx31.38 КБ
Файл prezentatsiya_seminara.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА                  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                                                                                                                                                       141147 Московская область, Щелковский район,                                    тел.8(496)56-3-51-30 п.Фряново, улица Молодежная, дом 6.                                    E-mail: ZharovaOlga65@ mail.ru п.Фряново, улица Текстильщиков, дом 9                                        

Семинар – практикум для воспитателей

на тему: «Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ»

Составила и провела: учитель – логопед

 Тюрина Светлана Викторовна

Фряново, 2016 год

(Слайд 1) Семинар – практикум

 «Звуковая культура речи дошкольников»

(Слайд 2) Значимость проведения звуковой культуры речи с дошкольниками

Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по развитию артикуляционного аппарата, развитию слухового внимания, мы дадим толчок к овладению правильного звукопроизношения. Чем раньше будет начата работа в данном направлении, тем возможно быстрее заговорит ребёнок вашей группы. Надо лишь сказать, что работа по звуковой культуре речи должна проводиться систематически, иначе эффективности от этого не будет! Даже, если вы проводите артикуляционную гимнастику, а ребёнок не начинает говорить чисто к 4-5 годам, работа всё равно будет полезной, т.к. этот ребёнок придёт на логопункт и уже с ним не надо будет тратить большое количество времени для постановки нужных правильных артикуляционных укладов, а сразу можно начать работу по постановке нарушенных звуков. В нашем саду очень большое количество детей с нарушениями речи. Поэтому проводить звуковую культуру речи необходимо с раннего возраста и проводить её правильно.

Итак, как же правильно планировать и проводить звуковую культуру речи? (Слайд 3) 

С чего сначала начинаем, когда планируем работу в данном направлении? (С темы занятия).

Первый вопрос: «Какой звук выбрать? Куда обратиться за ответом?»

Ответы: в программу.

Поэтому я взяла программу, проанализировала, и составила тематическое планирование по звуковой культуре речи в разновозрастных группах, начиная с первой младшей группы (Слайд 4). Хотелось бы сказать, что есть небольшое отступление от программы. В программе предлагается со старшей группы проводить дифференциацию звуков, но на практике мы видим, что у детей еще и в подготовительной к школе группы имеются дефектные звуки, поэтому работу на дифференциацию звуков я запланировала именно с подготовительной к школе группы).  

Итак, на примере звука Р , записали тему: Звуковая культура речи. Звук [Р].

Для удобства планирования и проведения имеет смысл создать единую картотеку звуковой культуры речи по всем неделя. (Показ).

Второй вопрос: «Какие виды работы проводятся на каждой недели?»

Ответы: 1 неделя - артикуляционная гимнастика и упражнения на отработку правильной воздушной струи, 2 неделя –  произношение звука изолированно, 3 неделя – произношение звука в слогах и словах, 4 неделя – произношение звука во фразе. (Слайд 5)

Итак, остановимся подробно на каждом виде работы по развитию звуковой культуры речи.

Пишем в плане:

1 неделя: Упражнения на развития подвижности губ, щёк и языка, отработка правильной воздушной струи.

(Слайд 6) На этой недели мы с вами планируем и проводим артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на отработку правильной воздушной струи. Хочу сказать, что для каждого звука имеются специальные свои  артикуляционные упражнения. Воспитатели сразу же мне задают вопрос, а какие, мы что знаем? Поэтому я составила таблицу, в которой вы найдёте какие упражнения, для какого звука нужно планировать и проводить. (Показ). Какую артикуляционную гимнастику использовать при работе, я советую Крупенчук, Воробьёвой, так как данное пособие уже сделано в виде карточек, плюс здесь есть картинка, описание, весёлый стишок, методические рекомендации. Так же можно использовать в артикуляционной гимнастике элементы биоэнергопластики. Можно изготовить артикуляционные кубики, на звуки.

Плюс к этому здесь же вы планируете ещё упражнения на отработку правильной воздушной струи.  Упражнения могут быть различными. Главное научить детей правильно дуть, а что это значит? Дуть сильно, не раздувая щёк, вдыхать воздух носом, а выдыхать через вытянутые губки. Дети зачастую этого делать не умеют, и надо особо обратить на это внимание, так как правильная воздушная струя участвует в образовании правильного  произношения звуков.

Какие игры можно использовать: (Слайд 7 – 18)

  • «Подуй на султанчик»
  • «Остуди чай»
  • «Кораблики»,
  • «Накорми животных, прожорливые фрукты»
  • «Сдуй с рукавички снежинку»
  • «Задуй свечу»
  • «Подуй на вертушку»
  • «Сдуй одуванчик» (пособие Ступеньки грамоты)
  • «Улетай, плыви…»
  • «Сдуй шарик»
  • «Буря в стакане»
  • «Ветерок шумит – пузырёк гудит»

(Слайд 19) Рекомендации и требования к проведению артикуляционной гимнастики

  1. Занятия проводятся форме игры, должны быть интересны ребенку.
  2. На одном занятии дается два-три упражнения, к последующим упражнениям переходят лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  3. Все упражнения выполняются естественно, без напряжения: ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем, чтобы дети видели лицо воспитателя, которое должно хорошо быть освещено.
  4. Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  5. При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
  6. Инструкции даются дробно.
  7. Артикуляционную гимнастику проводят ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше проводить в начале занятий, в течение 3 – 5 минут.

(Слайд 20) Алгоритм проведения артикуляционной гимнастики

  Воспитатель организует работу следующим образом:

А) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

Б) показывает его выполнение;

В) упражнения выполняют дети;

Г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

  Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить, что ребенок делает упражнения неверно. Надо показать его достижения, подбодрить. С детьми, которым долго не удается выполнить упражнение, воспитатель проводит индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома.

Мастер – класс тема «Артикуляционная гимнастика Звук «Р»

Артикуляционная гимнастика:

  1. Заборчик
  2. Окошечко
  3. Парус
  4. Чистим зубки наверху
  5. Качели
  6. Часики
  7. Кучер -  Кучер 2
  8. Лошадка
  9. Грибок
  10.  Гармошка
  11.  Барабанщик
  12.  Пулемёт

Отработка воздушной струи:

  1. Сдуй снежок с ладошки
  2. Остуди чай
  3. Сдуй ватку с носика

Итак, дальше пишем:

(Слайд 21) 2 неделя: Уточнение произнесения звука изолированно

Здесь мы подбираем упражнения и игры, в которых дети как можно больше произносят звук. Какие это игры могут быть?

Ну, во-первых мы подбираем картинку-символ для каждого звука. Можно использовать картинки Ткаченко, можно Фомичёвой. (показ)

Игры и упражнения:

  • «Я покажу картинку, а вы произнесёт звук»
  • «Изобрази как…» (рычит тигр, гудит самолёт, шипит гусь, стучат каблучки и т. п.)
  • «Договори звук в слове»
  • «Звуковые дорожки» (Глазами, пальцами)
  • «Поймай звук»
  • «Звуковой клубочек»
  •  «Восьмёрка»
  • Речедвигательная ритмика (А. Я. Мухина)

Мастер – класс «Произнесение звука Р изолированно»

  1. Едем на машинке по дорожке (веревочка) и рычим.
  2. «Доскажи словечко» с мячом (кома…, това…, па…, мото…, Его…, светофо…, сы…, ми…, пи…, экскавато…, бульдозе…, команди…, бригади…, мусо…, забо…, топо…, мухомо…, самова…, телевизо…, актё…, база…, вете…, бульва…, инжене…, вече…
  3. «Звуковой клубочек»

3 неделя: Произнесение  звука в слогах и словах

Здесь так же мы подбираем игры, где дети максимально произносят звук Р. Такие игры как:

  • «Пальчики здороваются»
  • «Слоговые дорожки»
  • «Доскажи слог»
  • «Слоговые ладошки»
  • «Чудесная восьмёрка»
  • «Выбери картинки со звуком»
  • «Один – много»
  • «Посчитай-ка»
  • «В гостях у гномика»
  • «Зоркий глаз»
  • «Логопедические пазлы»
  • «Угадай по контуру»
  • «Весёлая прищепка»
  • «Лабиринты»
  • «Загадки - добавлялки» (Т.А.Куликовская)
  • (Слайд 23) «Поможем слонику»
  • (Слайд 24) «Развесели пятачка»
  • (Слайд 25) «Поможем ежику собрать грибы»
  • (Слайд 26) «Звёздное небо»
  • (Слайд 27) «Накорми медвежонка»

Мастер – класс видеофильм с детьми «День рождение Дракоши»

4 неделя: Произнесение звука  во фразе (Слайд 28)

Здесь мы подбираем стихи, скороговорки, дразнилки, считалки.

Для того, чтобы детям нескучно и проще было учить стишок, здесь применяем приём мнемотехники. (Зашифрованные скороговорки)

Мастер – класс «Произнесение звука Р во фразе» Самомассаж шариком Су-джок

Это шарик непростой,

Он колючий – вот какой,

Между ладошек кладём,

Свои ручки разомнём.

Вверх – вниз его катаем,

Свои ручки разминаем.

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу,

Раз, два, три, четыре, пять –

Вот пора и отдыхать.

Так как в старшей и подготовительной к школе группе проводится работа по дифференциации (различению) звуков, далее расскажу кратко о данном виде работы.

        (Слайд 29) В соответствии с планом работы по дифференциации звуков выделяем:

1 неделя: Упражнения на развития подвижности губ, щёк и языка, отработка правильной воздушной струи

2 неделя: Дифференциация изолированных звуков,

3 неделя: Дифференциация звуков в слогах, словах,

4 неделя: Дифференциация звуков во фразовой речи.

        Рассмотрим каждый вид работы.

1 неделя: Упражнения на развития подвижности губ, щёк и языка, отработка правильной воздушной струи.

Тоже самое, но уже берём упражнения на два звука сразу.

2 неделя: Дифференциация изолированных звуков

       Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой, зрительный анализаторы.

       Для этого вида работы используются карточки-символы на дифференцируемые звуки. Ранее дети уже соотносили звук с определенной картинкой-символом. Цель этой работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным. Воспитатель, не спеша, поочередно называет звуки, а дети указывают на соответствующие картинки-символы. Затем, наоборот, воспитатель показывает картинки-символы, а ребенок произносит соответствующие звуки. Воспитатель спрашивает, что делают губы, язык при произношении того или иного звука. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чем различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.

Игры «Звуковые дорожки», «Изобрази…», «Восьмёрка» и т.п.

3 неделя: Дифференциация в слогах, словах

Детям предлагается запомнить и воспроизвести пары слогов, сначала прямых, затем обратных.

Игры «Восьмёрка», «Слоговые дорожки», «Доскажи нужный слог»

    При дифференциации звуков в словах последовательно детям предлагаются 3 категории слов:

  • слова, в которых находится один из дифференцируемых звуков, например собака, шуба, санки, машина и т.д.
  • слова, где с изменением звука меняется смысл слова: мишка – миска, крыша – крыса, кашка – кашка и т.п.
  • слова с обоими дифференцируемыми звуками – шоссе, старушка, шесть и т.д.

Игры «Выбери картинки со звуком и поставь под нужную картинку-символ», «Повтори пары слов», «Найди пару к слову», «Произнеси правильно слова»

                

4 неделя: Дифференциация звуков во фразовой речи

     Воспитатель подбирает картинки-действия, сюжетные картинки, серии последовательных картинок, насыщенных дифференцируемыми звуками. Дети могут сами придумывать предложения по картинке, по предметным картинкам, с заданным словом. А также повторение подобранных чистоговорок, стихотворений, скороговорок и т.п.

(Слайд 30) Есть желание – можно организовать в группах речевые центры. В которые будут входить игровые пособия, дидактические игры, картотеки, книги по развитию речи и т.п.

(Слайд 31) И в конце я хотела бы сказать, что только во взаимодействие всех участников педагогического процесса можно добиться эффективного результата!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – логопед Тюрина Светлана Викторовна Семинар – практикум «Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ»

Слайд 2

Актуальность Наблюдается тенденция к росту речевых нарушений. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый речевой аппарат. Чем раньше начнём проводить артикуляционную гимнастику, тем возможно быстрее заговорит ребёнок вашей группы. Помимо этого систематическая работа по развитию звуковой культуры речи подготавливает ребёнка к более быстрой постановке дефектных звуков.

Слайд 3

Тематическое планирование звуковой культуры речи в разновозрастных группах месяц группа Первая младшая Вторая младшая Средняя Старшая Подготовительная к школе Сентябрь А А В З С – З Октябрь У У Н Ц Щ – Сь Ноябрь И И Т Й С – Ц Декабрь О О Д Ш Ш – Ж Январь Э Э К Ж Ч – Ц Февраль М М Г Ч С – Ш Март П П Х Щ Ж – З Апрель Б Б Ы Л Ч – Ть Май Ф Ф С Р Л – Р

Слайд 4

Звуковая культура речи. Звук [ … ] 1 неделя: Упражнения на развитие подвижности губ, щёк, языка, отработка правильной воздушной струи. 2 неделя : Произношение звука изолированно 3 неделя: Произношение звука в слогах и словах 4 неделя : Произношение звука во фразе

Слайд 5

1 неделя: Упражнения на развития подвижности губ, щёк, языка, отработка правильной воздушной струи Артикуляционная гимнастика Отработка правильной воздушной струи

Слайд 6

Отработка правильной воздушной струи «Подуй на султанчик» «Остуди чай» «Кораблики» «Сдуй снежинку с варежки»

Слайд 7

«Накорми животных, прожорливые фрукты» «Задуй свечу» «Подуй на султанчик»

Слайд 8

«Улетай, плыви…» «Буря в стакане» «Сдуй шар» «Ветерок шумит – пузырёк гудит»

Слайд 9

Рекомендации и требования к проведению звуковой культуры речи Проведение в форме игры. Дети должны сидеть полукругом перед воспитателем, лицо которого хорошо освещено. Все задания выполняются детьми без напряжения. Постоянно поощрять детей. Инструкции даются дробно Проведение ежедневно и системно.

Слайд 10

Алгоритм проведения артикуляционной гимнастики 1) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы; 2) показывает его выполнение; 3) упражнения выполняют дети; 4) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Слайд 11

2 неделя : Произношение звука изолированно Игры и упражнения : «Я показываю картинку – вы называете звук» «Изобрази как …» «Договори звук в слове» «Звуковые дорожки» «Поймай звук» «Звуковой клубочек» «Восьмёрка» Речедвигательная ритмика (А. Я. Мухин

Слайд 12

3 неделя: Произношение звука в слогах и словах Игры и упражнения: «Пальчики здороваются» «Слоговые дорожки» «Доскажи слог» «Слоговые ладошки» «Чудесная восьмёрка» «Выбери картинки со звуком» «Один – много» «Посчитай-ка» «В гостях у гномика» «Зоркий глаз» «Логопедические пазлы» «Угадай по контуру» «Весёлая прищепка» «Лабиринты» «Загадки - добавлялки» ( Т.А.Куликовская )

Слайд 13

«Помоги слонёнку» «Развесели Пятачка» «Помоги ёжику» «Звёздное небо»

Слайд 14

4 неделя: Произношение звука во фразе Стихи; Считалки; Чистоговорки; Скороговорки; Дразнилки;

Слайд 15

Дифференциация звуков 1 неделя: Упражнения на развития подвижности губ, щёк и языка, отработка правильной воздушной струи 2 неделя: Дифференциация изолированных звуков 3 неделя: Дифференциация в слогах, словах 4 неделя: Дифференциация звуков во фразовой речи

Слайд 16

Речевые центры в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Звуковая культура речи.Звук Ц (средняя группа)

Конспект занятия по звуковой культуре речи для средней группы детского сада....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе

Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах....

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ

Хорошо развитая речь дошкольника, как подтверждают исследования многих педагогов в научных работах в области детской педагогики, является необходимой предпосылкой для удачного обучения его в школе и в...