Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Уразалина Светлана Сапабековна

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи»

 

Цели:   

 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте; устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными;

2) формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;

3)Воспитывать создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование:  видеопроектор, экран, компьютеры, магнитная доска, карточки для индивидуальной работы, цветные сигнальные  карточки, карточки со словами, толковый словарь Ожегова, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок+презентация2.34 МБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Озерная средняя школа» отдела образования акимата

Костанайского района

Урок на тему:

«Употребление имён прилагательных в речи»

Учитель русского языка и литературы:

 Уразалина Светлана Сапабековна

с. Озерное , 2016 г.

            Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи»

 

Цели:   

 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте; устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными;

2) формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;

3)Воспитывать создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование:  видеопроектор, экран, компьютеры, магнитная доска, карточки для индивидуальной работы, цветные сигнальные  карточки, карточки со словами, толковый словарь Ожегова, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской. 

Тип урока: комбинированный.

План  урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация знаний. Тема, цель урока.

3. Проверка знаний по ранее изученным темам.

4. Устная работа со стихотворением И. Головко. Беседа с учащимися.

5. Работа с медиапроектом. Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».

6.  Анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад».

7. Игра. Синонимы. Антонимы.

8. Итоги урока.  

- оценивание работы учащихся на уроке;

- домашнее задание.

Резервное задание.

ХОД УРОКА

СЛАЙД № 1.  Русский язык.

Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах,

прекрасен язык каждого народа. 

                                                                                                                  Н.Чернышевский


I. Организационная часть. Приветствие.


Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.


- С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

II. Актуализация знаний.   Тема, цель урока.

 - Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

- Но прежде, чем приступим к работе, давайте выясним, что означают слова «исследовать», «исследование» и кого мы называем  «исследователями».

/Заранее подготовленный ученик читает определение из словаря С. И. Ожегова:

1. Исследовать – осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.

2. Исследование – научный труд.

3. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями./


- Кто сегодня на уроке хочет стать исследователем?


- Итак, ребята, чтобы стать исследователями, будем сегодня работать индивидуально, в парах, по вариантам и выполнять различные виды работ:  устные и письменные, творческие, по карточкам.

- Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час.

III. Проверка знаний по ранее изученным темам.

- Проверим знания по ранее изученным темам.

- Когда пишется в именах прилагательных одна -Н- и две буквы -НН?

- От каких условий зависит написание гласной в приставках ПРИ- и ПРЕ-, гласных букв И и Ы после приставок?

- В каких случаях сложные слова пишутся слитно, а в каких – через дефис?

  • Тестовый контроль. Работа за компьютером (5 учащихся);

- Работу за компьютером выполняют пять учащихся (вписать фамилии учащихся):

1) ____________________________

2) ____________________________

3) ____________________________

4) ____________________________

5) ____________________________

- На выполнение тестового задания вам отводится 5-6 минут. Компьютер выставит вам отметку по окончании работы.

  • Дифференцированные задания. Работа по карточкам (4 учащихся);

- Работу по карточкам разного уровня сложности выполняют четверо учащихся (вписать фамилии учащихся):

1) _____________________________

2) _____________________________

3) _____________________________

4) _____________________________

- На выполнение заданий вам отводится 4 минуты. В конце урока сдадите мне тетради со вложенными в них карточками, я проверю и выставлю вам отметки.

  • Объяснительный диктант. Повторение орфографии.

- Остальные записываем слова и словосочетания и комментируем написанное по цепочке с места.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1)Тестовый контроль. Тема «Правописание Н – НН в прилагательных».

Работа с тестами.

1. В этом прилагательном пишется Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый

4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка

5. В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня

6. От этого слова можно образовать прилагательное с помощью суффикса –ан-:
а) кусок
б) песок
в) часок
г) мосток

7. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый

1. В этом прилагательном пишется Н:
а) багряный рассвет
б) стеклянный завод
в) безветренная погода
г) истинная правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) юный друг
б) песчаный карьер
в) глубинные бомбы
г) гостиная комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревянный
б) серебряный
в) оловянный
г) стеклянный

4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожаный мяч
б) гостиный двор
в) лимонный сок
г) румяная девочка

5. В этом прилагательном пишется НН:
а) картинная галерея
б) утиная охота
в) гусиные перья
г) лебединая песня

6. От этого слова можно образовать прилагательное с помощью суффикса –ан-:
а) кусок
б) песок
в) часок
г) мосток

7. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебряный
б) юный
в) ценный
г) багряный

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


2) Дифференцированные задания. Темы «Правописание гласной И-Ы после приставок»,  «Правописание Н – НН в прилагательных», «Сложные слова». 

Работа по карточкам.

Карточка № 1.
Задание. Перепишите. Объяснить выбор гласной после приставки.

        С…грать в шахматы, от…скать номер телефона, от…мённое наречие, дез…нформировать противника, пред…дущее предложение, меж…здательский договор, под…тожить сказанное, сверх…зысканный вкус,  пред…стория событий.

ыграть в шахматы, отыскать номер телефона, отымённое наречие, дезинформировать противника, предыдущее предложение, межиздательский договор, подытожить сказанное, сверхизысканный вкус,  предыстория событий/.
        

Карточка № 2.

Задание. Перепишите. Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.

Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый,  искусстве…ый, лебеди..ый, искус…ый, ваго…ый, со…ый, тума…ый, серебря..ый, кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, опас…ый,  урага…ый, телефо…ый, оловя…ый, торфя…ой, клюкве…ый.

/Ручной, стеклянный, бетонный, кожаный,   искусственный, лебединый, искусный, вагонный, сонный, туманный, серебряный, куриный, лунный, безветренный, старинный, опасный,   ураганный, телефонный, оловянный, торфяной, клюквенный /.


Карточка № 3.

Задание. Перепишите. Объясните слитное-дефисное написание сложных слов.

Пеше(?) ходный  -

Ярко(?)желтый ковер -

Трудо(?)любивые люди -  

Пол(?)огурца -  

Железно(?)дорожный мост -  

Красно(?)грудый снегирь  -

Полу(?)оборот -

Северо(?)западный ветер  -

Садово(?)огородный участок  -

Горько(?)соленый вкус  -

Санкт(?)Петербург –

Пешеходный  - с/с

Ярко-желтый ковер – оттенок цвета

Трудолюбивые люди -  с/с

Пол-огурца -  перед гласной

Железнодорожный мост -  с/с

Красногрудый снегирь  - с/с

Полуоборот – с полу- всегда слитно

Северо-западный ветер  - сторона света

Садово-огородный участок  - равноправные слова

Горько-соленый вкус  - равноправные слова

Санкт-Петербург – географическое название

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 Работа с распечатанными тестами на тему «Правописание приставок

ПРИ- и ПРЕ-».

Карточка № 4.

Задание. Отметь один правильный вариант ответа. Обведи нужную цифру карандашом.

1) Буква и пишется в слове:

 1.  Пр..держиваться

  1. Пр..интересный
  2. Пр..лестный
  3. Пр..одолеть
  4. Пр..восходные

2) Буква е пишется в слове:

1. Пр..школьный

2. Пр..неприятное  

3. Пр..спустить

  1. Пр..прыгать
  2. Пр..йти

3) Буква и пишется в слове:

1. Пр..красная

 2. Пр..одолеть
 3.  Пр..мчаться

  1. Пр..спокойная

5. Пр..забавный

4) Буква и пишется в слове:

1. Пр..длинный

2. Пр..добрый

3. Пр..подаватель
 4.  Пр..ступил (к работе)

5.  Пр..кратился

5) В каком слове пре- и при- не являются приставкой?
1. Пригород  

2. Припрятать

3. Прерванный

4.  Премилый

            5. Присягать

1) Буква и пишется в слове:

 1.  Пр..держиваться

  1. Пр..интересный
  2. Пр..лестный
  3. Пр..одолеть
  4. Пр..восходные

2) Буква е пишется в слове:

1. Пр..школьный

2. Пр..неприятное  

3. Пр..спустить

  1. Пр..прыгать
  2. Пр..йти

3) Буква и пишется в слове:

1. Пр..красная

 2. Пр..одолеть
  3.  Пр..мчаться

  1. Пр..спокойная

5. Пр..забавный

4) Буква и пишется в слове:

1. Пр..длинный

2. Пр..добрый

3. Пр..подаватель
  4.  Пр..ступил (к работе)

5.  Пр..кратился

5) В каком слове пре- и при- не являются приставкой?
1. Пригород  

2. Припрятать

3. Прерванный

4.  Премилый 

            5. Присягать

Ответы: 1-1;  2-2;  3-3;  4-4; 5-5.

3) Объяснительный диктант. Повторение орфографии.

- Запись и комментирование по цепочке с места.

Задание. Записать слова и словосочетания, объяснить правописание  изученных орфограмм.

Вагоноремонтное депо, называть поименно, комариный писк, оловянный солдатик, ветреная погода, президент страны, пол-Оренбурга, Ростов-на-Дону, приехал на вокзал, внимательный   пешеход, дезинфицировать, полукруг, ценный подарок, кожаный плащ, литературно-музыкальный вечер.

- А теперь понаблюдаем, как настоящие исследователи, за ролью имен прилагательных в речи.

IV. Устная работа со стихотворением О. Головко. Беседа с учащимися.

- М.Горький говорил, что «язык - инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть». В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко.

/Чтение стихотворения учеником (вписать фамилию учащегося)________________________ /

СЛАЙД № 2.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
                     
О.Головко

- Исследователи, догадались ли вы, о чем рассказал поэт?

/Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/

- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного в речи.

СЛАЙД № 3. Употребление имён прилагательных в речи.

- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

- Ребята, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык?

- Исследователи, попробуем предположить, что произойдет?

/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/

- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.

V. Работа с медиапроектором. Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».

СЛАЙД № 4. Отрывок из произведения И. Соколова -Микитова.

Задание. 1. Прочитаем текст вслух.

/Чтение текста учеником (вписать фамилию учащегося)_____________________________/

                2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.

                                                    Русский лес
           Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах.  Лежат под деревьями … и … сугробы. Над  …тропинками    согнулись под тяжестью инея стволы  … деревьев. Сорвется такая  … шапка с вершины  … ели, рассыплется  … пылью…

            Спят …  сосны.  … тени их  … стволов лежат на  … сугробах.  

- И пока вы работаете, уважаемые гости, вы и я насладимся прекрасной музыкой П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь».

/Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Декабрь./

                 3. Прочитайте один вариант текста.

/Чтение текста учеником (вписать фамилию учащегося ______________________________/

                 4. Сравним ваши тексты с авторским.

                 5. Прочтем авторский вариант.

                 6. Проверьте свою орфографическую грамотность по слайду, ошибки исправьте карандашом.

- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.

/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/

СЛАЙД № 5.  Сравнение двух текстов.

                                                   Русский лес
         Хорош русский лес зимою. В
тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат по деревьями глубокие и чистые  сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью  инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.  

  - Не правда ли, красивая картина представилась нам?

СЛАЙД № 6. Фотографии зимнего леса.

- Исследователи, что изменилось в описании картины зимнего леса? Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./

СЛАЙД № 7. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад».  

VI. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

Устная работа.

- Употребления имен  прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое  слово - это прилагательное.

- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.

/Чтение стихотворения учеником (вписать фамилию учащегося) ________________________/

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

- Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?

/ Лиловый, золотой, багряный, пестрою, светлою, желтою, пестрый;

 глаголы - темнеют, синеют/


- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?

/Красочно нарисовать картину осени/.

Работа со словарём.

- Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем.

/Один ученик работает со словарем С. И. Ожегова (вписать фамилию учащегося _________/

/Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный/

Работа у доски.

- Выпишите  три любых словосочетания “прил.+ сущ.” Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. На работу отводится 2 минуты.

/Работа ученика у доски (вписать фамилию учащегося) _______________________________/

/Например, терем расписной; лес золотой; светлою поляной/

СЛАЙД № 8. Золотая осень.

VII. Игра.

1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы.

/Антонимы - противоположные по смыслу слова/

- А теперь немного поиграем. Разделимся на три команды по рядам: 1-ый ряд – первая команда, за ним – вторая и третья. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написаны слова.

- Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему,  поднимаете руку, произносите и записываете его.  Какая команда окажется проворнее?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  • Веселый  
  • Богатый
  • Новый
  • Горячий
  • Близкий
  • Безобразный
  • Высокий
  • Грубый
  • Красивый
  • Молодой
  • Мягкий
  • Нежный

- Команда исследователей ______________ оказалась самой активной и назвала наибольшее количество слов-антонимов.

СЛАЙД № 9. Слова-антонимы.

- Ребята, посмотрите на слайд, сравните с тем, что назвали  команды исследователей. Что означает многоточие в конце каждой строчки?

/Ряды слов-антонимов можно продолжить/

  • Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный, хмурый, …)
  • Богатый (бедный, нищий, …)
  • Новый (старый, древний, старинный, …)
  • Горячий (ледяной, холодный, …)
  • Близкий (далекий, дальний, …)
  • Безобразный (красивый, прекрасный, …)
  • Высокий (маленький, низенький, низкорослый, …)
  • Грубый (вежливый, деликатный, нежный, ласковый, …)
  • Красивый (безобразный, уродливый, …)
  • Молодой (старый, древний, …)
  • Мягкий (твердый, жесткий, …)
  • Нежный (грубый, …)

- Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?

/Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/

- Выполните морфемный разбор слов у доски: прекрасный, маленький,  низкорослый   и укажите способ образования данных слов.

/Работа ученика у доски (вписать фамилию учащегося) ______________________________/

 /прекрасный – приставочный, маленький – суффиксальный, низкорослый –  сложение/

2) - А что  такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?

/Синонимы – близкие по значению слова, они обогащают речь,  придают ей выразительность, устраняют повтор слов/

-  Продолжим нашу игру. Я показываю цветную карточку, а вы находите на слайде нужный синоним или синонимы к определенному виду цвета. Устно называете.

СЛАЙД № 10. Слова-синонимы.

  1. Красный  
  2. Синий
  3. Желтый
  4. Зеленый

     5. Фиолетовый

6. Коричневый

СЛАЙД № 11. Самопроверка.

  1. Красный (алый, багровый, огненный, кровавый, пурпурный)
  2. Синий (голубой, бирюзовый, небесный, васильковый, лазурный)
  3. Желтый (золотой, солнечный, янтарный)
  4. Зеленый (изумрудный)

     5. Фиолетовый (баклажановый, сиреневый, лиловый)

6. Коричневый (кофейный, шоколадный)  

 - Как синоним-прилагательное обогащает нашу речь? В каком значении употребляются некоторые из них?

/В переносном/

- В переносном и ассоциативном, например, слово «кофейный» или «шоколадный».

- Составьте и запишите с любой парой слов-синонимов словосочетания, выполните самостоятельно разбор.

/Например, багровый закат - красная повязка; сиреневый туман - фиолетовая кофта/

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, исправьте ошибки простым карандашом.

 /Чтение словосочетаний/

VIII. Итоги урока. 

 - Что мы узнали о прилагательных?  

/Мы сегодня   наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным/.

  • Оценивание работы учащихся на уроке.

- Вы, юные исследователи, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

- За выполненные тесты на компьютере отметки …

- За работу по карточкам …

СЛАЙД № 12. Домашнее задание.

  • Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

  1. Обязательная часть. Упражнение 162 (письменно) на стр. 64.

- Ребята, исследователи все свои открытия записывают в своих научных трудах, вы сегодня тоже были исследователями. Я вам предлагаю выполнить второе задание на выбор:  

2. На выбор: упражнение 166 (устно) на стр. 66  или  написать сочинение-рассуждение    (исследовательский труд)  о роли прилагательного в речи.

 СЛАЙД № 13. Стихотворение о важности имен прилагательных

Стихотворение о важности имен прилагательных.


Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

IX. Резервное задание. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебники на странице 65, выполним упражнение 164.

                                     

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 


 

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"

В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и нау...

Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"

Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"...

Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...

Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи

Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...

Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"

Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку....