Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Сырицына Татьяна Николаевна

    Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_teme_imya_pril.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Употребление  имен прилагательных в речи

    Цели: 1. Сформировать понимание особенностей употребления прилагательных в художественной речи, показать роль прилагательных  в речевом высказывании;

    2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

    3. Воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

    -Добрый день, ребята! Какое у вас настроение?

    2. Мотивация учащихся.

    -Ребята! Попробуйте отгадать, о чём у нас на уроке пойдёт речь.

    Приём «Загадка».

             Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!

    - О какой части речи мы будем говорить   сегодня на уроке?     Имя прилагательное

    Учитель: Несомненно, имена прилагательные помогают представить предмет ярко,

    красочно, точно. Послушайте стихотворение А.С.  Пушкина

               Мороз и солнце; день чудесный!

        Еще ты дремлешь, друг прелестный?

    Пора, красавица, проснись,

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры,

    Звездою севера явись.

    - О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все с нетерпением ждали это прекрасное время года.

    -Ребята, сравните два предложения (слайд №1: Выпал снег.

    Слайд №2: Выпал легкий серебристый снег.)

    - Какое из этих предложений вам больше нравится? Какую роль сыграли прилагательные во втором предложении? Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока (учащиеся формулируют тему урока: "Употребление имен прилагательных в речи").

    Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока

    3.Этап целеполагания.

    - Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?

    На доске слова помощники, которые помогут сформулировать цель урока

    Повторим……имя прилагательное

    Научимся………..  употреблять прилагательные в речи  

    4. Работа с эпиграфом урока.

    -Посмотрите на высказывание писателя К.Г.Паустовского:

      Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

    - Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете? Что такое эпитет?  Для чего нужен он автору?  (Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.)

    5. Работа с поэтическим текстом.

    -Посмотрим, какую роль играют прилагательные в художественных текстах. Вы любите стихи? Выразительное чтение учителем стихотворения В. Выркина «Ищу слова»

                                Ищу слова.

    Ищу слова певучие,

    Народные, исконные,

    Кипучие, горючие,

    Бездонные, стозвонные.

    Да чтобы в душу падали,

    Как в полюшко бы зернышко.

    Чтоб добрые да ладные,

    Светили, словно солнышко.

    Да грели бы лучистые,

    Да звали бы пригожие

    На помыслы бы чистые

    Да на дела хорошие.

    -Вдумайтесь в это стихотворение. О чем оно? Для чего нужно искать подходящие слова? (слова должны нести добро, свет, они должны звать на хорошие поступки)

    - А вы совершаете хорошие поступки?

    -Какие эпитеты вам понравились? Как вы думаете, что значит лучистое слово, приведите примеры таких слов (мамочка, солнышко и др.)

    Кто-нибудь из вас пишет стихи? Скажите, вам помогают в написании стихов эпитеты?

    А сейчас, ребята, я предлагаю вам побывать в роли поэтов, за 5 минут вспомните и напишите подходящие по смыслу эпитеты к существительным, попробуйте их «озарить».    (Затем один представитель от каждой пары зачитывает слова, в классе разбираются наиболее интересные, необычные имена прилагательные, способные "озарить" существительное).

    Существительное

    Возможные варианты

     ЗИМА

    снежная, белая, вьюжная, метелистая, морозная, сердитая, косматая, пуховая, хрустальная Запоздалая; ранняя; суровая; долгожданная; студеная; преждевременная; холодная; малоснежная; долгая; мягкая; студеная

    СНЕГ

    искристый, белый, блестящий, лучистый, ослепительный, почерневший, сверкающий, серебристый, слепящий, чистый, яркий и нежданный, первый, ранний, свежевыпавший, свежий, влажный, колкий, колючий, крупный, лёгкий, леденистый, липкий, мелкий, мокрый, мохнатый, мягкий, обильный, пушистый, редкий, скрипучий, сухой, талый, тяжёлый, холодный...

    СНЕГИРЬ

    Привлекательный,  заметный; небольшой; крепкий; яркий; красногрудый;  бодрый; веселый; неторопливый; уравновешенный; осторожный

    СНЕЖИНКА

    ажурная; изящная; воздушная; невесомая; блестящая; искристая; пушистая; ледяная; крохотная; сияющая, изумительная; радужная; ослепительная; прелестная

    Оцените себя в листах самооценки.

    -Итак, слова помогают нам красиво мыслить, совершать добрые поступки, а также заниматься творчеством.

    6. Работа с прозаическим текстом

    -а теперь посмотрим, какую роль играют прилагательные в прозе. В описании природы они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение писателя. Сейчас вы в этом убедитесь. Мы познакомимся с отрывком К.Г.Паустовского «Первый снег» (выразительное чтение текста подготовленным учеником, на партах  у учащихся тексты).

    -Какое впечатление произвел на вас текст, какие картины у вас получились? Озаглавьте текст, составьте план, запишите в тетрадь. Оцените себя в листах самооценки

    -Ребята, какие эпитеты делают это описание таким ярким? Найдите в тексте и подчеркните все эпитеты (проверка). Оцените себя в листах самооценки

    --Групповая работа: 1 группа выписывает из текста прилагательные, характеризующие небо, 2 – снег, снежинки, 3 – луну, птиц, землю (проверка на слайдах).

    туманное небе

     пасмурное  высокое небо

    небо было очень светлое, белое

    мелкий снег

    одинокие снежинки

    густой снег

    большая серая птица

    одинокая луна

    нарядная земля

    Оцените себя в листах самооценки

    7. Работа с репродукциями картин 

    -Ребята, умение всматриваться, наблюдать, любить природу характерно не только для поэтов, и писателей, но и для художников. Посмотрите, каким увидели снег художники В.Поленов, И.Шишкин, И.Крачковский. Какие из предложений текста подойдут к этим картинам? Посмотрите внимательно, может быть, картины подсказали вам ещё какие-либо эпитеты к слову «снег».

    8.Физкульминутка

    -Мы много успели сделать, но впереди ещё большая работа, и мы немного прервёмся и восстановим силы.

    Все ребята дружно встали (встать около парты)

    И на месте зашагали (ходьба на месте)

    На носочках потянулись (потянуться)

    И друг к другу повернулись (повороты)

    Как пружинки мы присели (приседания)

    А потом тихонько сели (садятся за парты).

    9. Творческая работа "Дополни предложения"

    -Художниками вы были, а теперь представьте себя писателями. Перед вами текст, в котором отсутствуют прилагательные, попробуйте его «расцветить». Подберите такие прилагательные-эпитеты, чтобы текст получился красивым.

             

                                        Зимнее утро в лесу.

         Лес еще спит. Зябко кутаются в свои …..шубы….сосны. Дремлет…пень.

         Но вот первые……лучи коснулись земли, и от их ……прикосновения вспыхнули и заискрились……огоньки. На ……ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали.….звездочки-снежинки.

    -Сравните эти два текста, какой из них вам больше нравится? Какой текст получился красивым? Что помогло вам создать такую яркую, образную картину?

    10. Творческое задание.

    -Сегодня на уроке мы говорили о прекрасном времени года – зиме. Вспомните, в каких стихотворениях известных поэтов вы встречались с зимой:

    Ф.И.Тютчев: Зима-чародейка.  

    И.С.Никитин: Здравствуй, гостья-зима!

      А теперь вы попробуйте представить  её в разных образах. Например, зима-почтальон, которая разносит письма-снежинки, зима-художница, у нее есть удивительная кисть, которой она рисует на окнах узоры, зима-красавица, зима-труженица.

    11.Домашнее задание.

    -Ребята, эту работу вы продолжите дома. Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, оглянитесь вокруг, и в привычных образах вы сможете увидеть удивительные вещи.

     Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру или стихотворение на тему: «Какой я представляю зиму».

    Индивидуальное задание 2 учащимся: подобрать из учебника литературы стихотворения, прозаические отрывки по теме «Зима».

    12.Подведение итогов.(учитель совместно с учащимися подводит итог урока)

    -Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?

    -Имена прилагательные придают речи образность, точность, меткость, выразительность. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой.   Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. - Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной

    13.Контрольно-оценочный этап.

    Оцените результаты своей работы на уроке в листах самооценки, какие у кого оценки?

    - Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

    4.Устная рефлексия. Приём «Закончи предложение»

    Интересным показалось …

    Полезным было …..         

    Мне трудно было…..

    Я понял….

    Я справился с заданиями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

    Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

    Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

    Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

    Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

      Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

    Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

    Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

    Урок по русскому языку: "Не с именами прилагательными" Технологическая карта.

    Цели:- образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;- развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработ...

    конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

    разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...