Разносклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Молодцова Ольга Дмитриевна

Технологическая карта для проведения урока русского языка по ФГОС по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_leonova_russkiy_21.11.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: «Разносклоняемые существительные»

Дата проведения урока: 21.11.2015 г.

Класс: 6

ОУ: ГБОУ СОШ №83

Учитель-предметник: Леонова Ольга Дмитриевна, учитель-словесник

     УМК: Русский язык: учебник для 6 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-2-е изд.-М: Просвещение, 2013 г.

Цели для ученика

Обучающие:

1.Обобщение и систематизация материала склонении существительных.

2. Совершенствование орфографических навыков.

3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие аналитичекого мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса .

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

Образовательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Склонение существительных», формирование практических умений и навыков по осознанному применению новых полученных знаний на практике.

Развивающие: 

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование).

Воспитательные:

воспитывать  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятия, термины
Склонение

Разносклоняемые существительные

Падежи

Расширение основы существительных

Новые понятия



Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание

Параграф 45 учебника: оформить на листе формата А4 слова-исключения из правила. Лист вложить в папку и принести на следующий урок для проверки учителем.

Просклонять 2-3 слова-исключения из правила(задание выполняется по желанию).

Подготовиться к диктанту (упр. 258).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

2 минуты.



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний об имени существительном.

Словесная форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний


5 минут.

Создание проблемной ситуации .

(См. Приложение 1)

Включение в игровой процесс.

Определение цели учебной деятельности.

Запись темы в тетрадь.

Игровая форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Активация навыков аналитического мышления.

III. Работа по теме урока
Работа с текстом учебника.

Чтение правила и теоретического материала.

3 минуты.

Самостоятельный анализ полученных знаний.

3 минуты.

Распределение заданий.

Корректировка выполнения задания.

Умение проанализировать новую информацию.

Умение преподнести вновь полученную информацию в устной форме.

Практический метод.
Приём познавательной активности через самостоятельное прочтение.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Уметь построить устный ответ, основываясь на теоретическом материале.

IV. Лингво-физкультминутка.
Проверка уровня усвоения темы «Разносклоняемые существительные»

7 минут.

Объясняет задание.

Выполняют упражнение.

(см. Приложение 2)

Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.

Закрепление практического навыка склонения разносклоняемых существительных.

V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи


10 минут.

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по
 применению полученных знаний.


Самостоятельно определяют падеж  и число существительных.

(См. Приложение 3)

Взаимопроверка

Игра «Я редактор»

Личностные: самопроверка и взаимопроверка

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Повторение навыка склонения существительных.

Умение видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным склонением существительных, в том числе разносклоняемых.

VI. Повторение сведений о разносклоняемых существительных.

10 минут.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Выполнение упражнения. Индивидуальная работа учащихся.  (См. Приложение 4)

Индивидуальная работа.

Комбинированная работа по цепочке.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

1 минута.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

(См. Приложение 5)

Познавательные:

умение делать выводы и обосновывать свой ответ.

Приложение 1

Развивающая игра

Задача: рассказать классу о разносклоняемых существительных.

Учитель начинает игру с краткого повторения склонений существительных русского языка:

«Что мы знаем о склонениях?» - «Это один из постоянных признаков имени существительного»

«Сколько склонений в русском языке?» - «В русском языке 3 склонения существительных»

«Как мы определяем склонение?» - «По окончанию им. падежа единственного числа»

Далее классу раздаются карточки: каждому ученику – 3 карточки с цифрами от 1 до 3.

Объясняются правила игры:

«Я диктую вам слова, а ваша задача – поднять карточку с той цифрой, которая указывает на склонение данного слова.»

Дача, стол, письмо, рассвет, солнце, луч, погода, зима, листок, снежинка, имя, труд, тетрадь, воображение, знамя, потолок, зверь, мышь, юбка, путь, лёд, время.

Класс  определяет склонение каждого слова. При возникновении проблемной ситуации с разносклоняемыми существительными ученику предлагается задать вопрос к слову и определить его род. Затем он делает вывод о нетипичном родовом окончании слова.

Цель: выбрать из продиктованных слов те, которые не склоняются по уже известным правилам.

В конце игры делается вывод о теме урока – «Разносклоняемые существительные».

Приложение 2

Задание

Запишите слова время, стремя в форме дательного и предложного падежей в единственном числе. Выделите окончания.

Приложение 3

Задание

  • Определить падеж существительных.

Учитель диктует слова. Класс записывает их в тетрадь, самостоятельно определяет  падеж существительных. После выполнения задания производится взаимопроверка и проверка по цепочке.

Пламя костра, вожак племени, у него мало времени, счастливого пути, есть много красивых имен, масло делают из семян подсолнуха, шел домой окольными путями, для этого нужно время, птицы питаются семенами растений, машина времени.

Приложение 4

Задание

  • Заполнить таблицу упр. 254 своими примерами
  • Упр. 257 – индивидуальная работа.

Приложение 5

Задание

  • Выписать и оформить на листе формата А4 слова-исключения из правила на странице 136 учебника. Листы вложить в папку. Папки принести в понедельник для проверки учителем.
  • Подготовиться к диктанту – упр.258.
  • Выписать 2-3 исключения из правила и просклонять в единственном и множественном числе (индивидуальное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Урок "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)

Развёрнутый конспект урока русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской "Разносклоняемые имена существительные", сопровождающийся мультимедийной презентацией, аудиофайлом "Радионяня" и само...

Презентация к уроку Разносклоняемые имена существительные"

Мультимедийная презентация к  уроку русского языка в 5 классе "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)...

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...