Проектная деятельность
статья по русскому языку на тему

Проектная деятельность учащихся ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

автор: учитель русского языка

и литературы И. В. Гулец

        Главное требование нового ФГОС ООО – научить школьников учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности, ученик должен уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Используя только традиционные методы обучения, вряд ли можно достичь таких результатов. И здесь на помощь учителю и ученику приходит проектная деятельность.

        Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

        Метод проектов как педагогическая технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой.

Этапы проектной деятельности

Этапы проекта

Содержание

Подготовительный (подготовка проектного задания)

Изучение общественного мнения.

Формулировка проблемы (или нескольких проблем), требующих решения.

Определение причин существования данной проблемы.

Определение целей и задач проекта.

Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.

Определение возможностей команды исполнителей.

Технологический (разработка плана проекта и его реализация)

Составление плана работы с указанием основных мероприятий и времени их проведения.

Распределение обязанностей между участниками проекта.

Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Разработка системы оценки проекта и способа оформления результатов.

Реализация проектного задания согласно составленному плану.

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта.

Завершающий

Общественная презентация проекта.

Экспертиза проекта.

Самооценка и рефлексия результатов.

        Все этапы работы над проектом находят отражение в портфолио проекта.

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующая ход работы над проектом.

        Портфолио включает:

  • паспорт проекта;
  • планы и графики выполнения проекта;
  • отчёты рабочих групп;
  • рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта;
  • материалы к презентации;
  • результаты опроса, экспертизы.

Паспорт проекта – основной документ портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт состоит из следующих элементов:

  1. Название проекта;
  2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины;
  3. Тип проекта;
  4. Цель проекта;
  5. Задачи проекта;
  6. Руководитель и консультанты проекта;
  7. Возраст участников проекта;
  8. Состав проектной группы;
  9. Аннотация проекта (актуальность, значимость, практическое применение);
  10. Предполагаемые продукты проекта;
  11. Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы);
  12. Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя.

        Принято выделять три типа проектов:

1) научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

2) социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

3) образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

В школе чаще всего реализуются образовательные (учебные) проекты.

        Учебный проект – это работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

        Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции обучающихся:

  1. анализ проблемы, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  2. целеполагание и планирование деятельности;
  3. самоанализ и рефлексия;
  4. презентация  деятельности и её результатов;
  5. оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
  6. поиск необходимой информации, её систематизация и структуризация;
  7. применение знаний, умений, навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;
  8. выбор, освоение и использование технологии проектирования;
  9. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

        Образовательные (учебные) проекты делятся на несколько групп

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательский проект. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи. театрализованные представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.
  • Ролевой (игровой) проект. Участвуя в таком проекте, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?
  • Практико-ориентированный проект нацелен на  социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. По предметно-содержательной области:

  • Монопроект - реализуется в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, в курсе русской литературы это могут быть темы, связанные с изучением теории литературы («Тропы в русской лирике»), а при изучении русского языка такие проекты можно использовать при изучении стилистики. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
  • Межпредметный проект – на стыке различных областей. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, «Культура общения», «Нравственный человек в жизни и в литературе» и т.д.). Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

3. По характеру  контактов: среди участников одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира.

4. По количеству участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

5. По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.д.)

Как выбрать тему проекта?

        Образовательные (учебные) проекты ни в коем случае не должны заменять учебные предметы, они должны дополнять и углублять их содержание. В методической литературе обычно отмечают, что проект  - это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Так как же выбрать тему проекта?

Тема проекта должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение обучающегося, на мотивацию к учёбе, должна представлять, в первую очередь, интерес для обучающихся. Не следует предлагать детям готовые темы, лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, а затем самостоятельно сформулировать.

Чаще всего используется следующий порядок действий:

1. Знакомство с общей темой (разделом учебника).

2. Выбор подтемы (областей знаний).

3. Сбор информации.

4. Выбор темы проекта.

5. Выбор проектного продукта.

При выборе направления работы необходимо не только предложить обучающимся большое количество подтем, но и подсказать им, как они смогут сами их сформулировать.

        К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:

  • в названии должна быть заложена проблема, вопрос или тайна;
  • название должно выражать главную идею;
  • название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
  • название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и максимально индивидуальным.

Проектный продукт

        Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов очень обширен.

Научные или учебные материалы:

  • научный доклад;
  • научная статья;
  • сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.;
  • отчёт об исследовательской экспедиции;
  • анализ данных социологического опроса;
  • словарь;
  • тесты;
  • атлас, карта;
  • учебное пособие.

Публицистические материалы:

  • стенгазета;
  • школьная тиражная газета;
  • журнал;
  • заметка, интервью, обзор и т.п.

Мультимедийные продукты:

  • мультимедийная презентация;
  • видеоклип;
  • видеофильм;
  • гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами);
  • компьютерная графика;
  • виртуальная экскурсия;
  • Web-сайт.

Нормативные документы:

  • инструкция;
  • законопроект;
  • система школьного самоуправления.

Творческий продукт:

  • сборник стихотворений;
  • литературный альманах;
  • альбом с иллюстрациями;
  • картина;
  • коллекция;
  • модель;
  • музыкальное произведение;
  • путеводитель;
  • театральная постановка.

Мероприятия:

  • экскурсия;
  • праздник;
  • соревнование;
  • деловая игра;
  • викторина;
  • выставка;
  • пресс-конференция;
  • литературное кафе.

Одна и таже тема в зависимости от учебной задачи может быть реализована в различных проектных продуктах.

Примерные темы образовательных (учебных) проектов по русскому языку и литературе

  • сборник лингвистических сочинений (например, «Происхождение моей фамилии», «Тайна имени»);
  • учебное пособие (например, «Лингвистический анализ текстов математических задач», «Лингвистика в математике»);
  • выставка (например, «История преподавания русского языка», «Утерянные буквы русского языка»);
  • «атлас», «карта» (например «Страна Орфография», «Карта Местоимений»);
  • театральная постановка (например, «Лингвистическая сказка»);
  • альбом с иллюстрациями (например, «Иллюстрации к сказам А. С. Пушкина);
  • мультфильм (например, «Путешествие буквы Ё»);
  • словарь (например, «Диалекты и говоры нашего города», «Язык СМС-сообщений»);
  • видеофильм, мультимедийная презентация (например, «В поисках автора «Слова о полку Игореве»);
  • виртуальная экскурсия (например, «Петербург Ф. М. Достоевского», «Ясная поляна», «Бородинская панорама»);
  • Литературное кафе (например, «Н. В. Гоголь – словесный кулинар»);

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам, даёт возможность связать теорию с практикой.

Образовательный (учебный) проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая любому ученику проявить себя, попробовать свои силы.

Список литературы

  1. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г. В. Цветкова. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015.
  2. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич / под ред. Н. А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2013.
  3. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. П. Цыбулько; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах : пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Г. Добротина.- М.: Просвещение,2014.
  5. Современны педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская.- СПб.: КАРО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...