"Под знаком Солнца" (сценарий мероприятия, посвященного 125-ти летию со дня рождения С.С.Прокофьева).
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме

Стефанова Ирина Владимировна

Мероприятие посвящено жизни и творчеству выдающегося советского композитора С.С. Прокофьева. Цель мероприятия: развитие интереса к классической музыке, к творчеству советского композитора С.С. Прокофьева, формирование основ музыкальной культуры  обучающихся,  как  неотъемлемой  части общей духовной культуры;  воспитание любви к своему Отечеству, патриотизма и гражданственности  с помощью изучения патриотических произведений С.С. Прокофьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya_pod_znakom_solntsa.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Под знаком Солнца»

(открытое интегрированное мероприятие для 5 класса,

посвященное 125-ти летию со дня рождения С.С. Прокофьева).

Тема: «Под знаком Солнца».

Тип мероприятия: интегрированное (совместно с кафедрой «Дополнительные образовательные программы»).

Цель: развитие интереса к классической музыке, к творчеству советского композитора С.С. Прокофьева;

формирование основ музыкальной культуры  обучающихся,  как  неотъемлемой  части общей духовной культуры; формирование образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной); воспитание любви к своему Отечеству, патриотизма и гражданственности  с помощью изучения патриотических произведений С.С. Прокофьева.

Задачи:

Образовательные: пробудить у обучающихся интерес к личности  С.С. Прокофьева, познакомить обучающихся с жизнью и творчеством  С.С. Прокофьева, с наиболее известными произведениями композитора.

Развивающие: развивать   духовный мир, эстетические потребности, интеллектуальную сферу и творческий потенциал обучающихся; формировать исследовательские умения,  навыки аналитического и рефлексивного характера;  формировать умение в монологической форме выражать  свою точку зрения, грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, развивать  умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

   Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эмоционально - ценностное отношение к творчеству великого советского композитора С.С. Прокофьева; формировать эстетический вкус на примерах лучших образцов произведений композитора; воспитывать этические чувства: доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

 Педагогические технологии:

1.        информационная технология (формирование УУД),

2.        коммуникативная технология,

3.        эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии,

            (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН),

4.        информационно-коммуникационные технологии,

5.        технология дифференцированного обучения,

6.         игровая технология,

7.        эвристическая технология (развитие творческих способностей),

8.        мультимедийные технологии,

9.         здоровьесберегающая технология,

10.         личностно-ориентированная технология,

11.         технология критического мышления.

Оборудование: ПК и проектор, авторская мультимедийная  презентация в программе Microsoft Power Point, микрофоны,  музыкальный центр, CD-диски.

Предварительная подготовка: сбор и изучение материалов о С. С. Прокофьеве, подбор музыкальных произведений С.С. Прокофьева, просмотр видеоматериалов о С.С. Прокофьеве, выбор и нарезка отрывков из мультфильма «Четвертый апельсин», создание мультимедийной презентации, составление сценария,  подготовка ведущих открытого мероприятия.

Технологическая карта мероприятия

Этап

Технологии

 Компетенции

1

Организационный этап

Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово преподавателя.

Личностно-ориентированная технология.

Коммуникативные технологии.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с преподавателем  и сверстниками.

2

Актуализация  темы мероприятия

Постановка цели и задач мероприятия

Погружение обучающихся в тему мероприятия.

Эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии.

Мультимедийные технологии.

Использование ИКТ.

Коммуникативные: умение работать в команде, готовность к сотрудничеству.

Ценностно-смысловые компетенции: ценностно-смысловые ориентиры.

Общекультурные компетенции: вопросы общечеловеческой культуры.

Общекультурные компетенции: 

вопросы общечеловеческой культуры.

3

Первичное усвоение новых знаний

Рассказ ведущих о жизни и творчестве С. Прокофьева с показом видео-сюжетов из мультфильма «Четвертый апельсин»  и прослушиванием  произведений

С. С. Прокофьева.

Эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии.

Мультимедийные технологии.

Использование ИКТ.

Эвристическая технология (развитие творческих способностей).

Технология дифференцированного обучения.

Информационные: анализ, отбор и сохранение  информации.

Личностные: развитие индивидуальных способностей и талантов.

Нравственная: духовно-нравственные основы жизни человека.

Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки.

Коммуникативные: умение работать в команде, готовность к сотрудничеству.

4

Первичное осмысление, творческое применение и закрепление  знаний

Просмотр видео - отрывков из опер и балетов  

С.С. Прокофьева и  в исполнении танцевального ансамбля МсСВУ и Пансиона воспитанниц.

Коммуникативная технология.

Эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технология.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология дифференцированного обучения.

Игровая технология.

Эвристическая технология (развитие творческих способностей).

Мультимедийные технологии.

Здоровьесберегающая технология.

Общекультурные компетенции: вопросы общечеловеческой культуры.

Информационные: анализ, отбор и сохранение  информации.

Личностная: развитие индивидуальных способностей и талантов.

Нравственная: духовно-нравственные основы жизни человека.

Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки.

Коммуникативные: умение работать в команде, готовность к сотрудничеству.

5

Этап обобщения и закрепления знаний,

контроль усвоения знаний

Проведение викторины о жизни и творчестве С.С. Прокофьева.

 

Личностно-ориентированная технология.

Информационно-коммуникационные технологии.

Игровая технология.

Мультимедийные технологии.

Технология критического мышления.  

Общекультурные компетенции: вопросы общечеловеческой культуры.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.                                      

Личностная: знание своих сильных и слабых сторон, динамичность знаний,  способность к рефлексии.

Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки.

6

Рефлексия деятельности

(итог мероприятия)

Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

                                                                  

                                            Сценарий открытого мероприятия «Под знаком Солнца».

 

 Преподаватель (слайд 1): 23 апреля 2016 года исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева - выдающегося  композитора, пианиста, дирижёра,  классика  русской музыки XX века.  Сергей Сергеевич Прокофьев – фигура очень заметная среди музыкантов двадцатого столетия. Он был самым знаменитым композитором Советского Союза и одним из самых значительных музыкантов мира. Он всегда искал новое, развивался, делал  звучание своей музыки ни на что не похожим. За это Прокофьева любили, боготворили, им восхищались, И вместе с тем порой он был столь нов и своеволен, что его не понимали. Но все же он был, он творил, он поражал и радовал. Радовал взрослых и детей, создавал нечто новое, чего никто до него не мог придумать.

(слайд 2)«Я - проявление жизни, которая   дает мне силы сопротивляться всему   недуховному», - говорил С.С. Прокофьев.    

1Вед. (слайд 3): Образ Прокофьева    тесно переплетается  с образом солнца. Сам он  был уверен, что его жизнь таинственным образом связана с солнцем. Не случайно юный Серёжа  спрашивал у знакомых «Что вы думаете о солнце?»- и заносил их ответы в альбом. Да и  внешне мальчик был похож на солнышко – волосы почти рыжие. Даже название места, где он родился – Сонцовка.

2Вед. (слайд 4): Отец композитора  был   ученым -агрономом.  От него передалась сыну любовь к природе. Одним из многочисленных увлечений Сергея  было наблюдение за растениями. Сохранилась тетрадь, в которой  Сережа записывал, когда и какие цветы расцветают в Сонцовке.

3Вед. (слайд5): Но лидером в воспитании сына была мама  – Мария Григорьевна.  Она была первым музыкальным педагогом сына.  Будучи  неплохой пианисткой, она  часами играла на рояле, пробуждая у маленького  Серёжи интерес к музыке. Внимательно прослушивая всё, что она играла, иногда мальчик  заявлял:  

- Эта песенка мне нравится.  Пусть она будет моей.

4Вед. (слайд 6): (Видеоролик). Первое авторское  сочинение, одобренное матерью,  была пьеса «Индийский галоп». «Теперь я тоже композитор, как Моцарт или Рубинштейн», - думал пятилетний Серёжа.  На  меньшее он  был   не согласен.

1Вед. (слайд 7): Родители Сергея решили отметить наступление 1900 года поездкой в Москву. Шумная столица ослепила мальчика блеском электрических огней, громадой нарядных зданий, оглушила криками извозчиков. Но больше всего Сергея поразил театр.

2Вед. (слайд 7): Его повели на оперу «Фауст» композитора Гуно. Особенно понравилась дуэль на шпагах  и Мефистофель в красном луче света. Серёжа был удивлён и поражён, почему же Мефистофель – чёрт  в красном костюме и со шпагой, а не чёрный и с копытами. (Видеоролик).

3Вед. (слайд 8): После посещения Большого театра, Сережа буквально «заболел» оперой. Он с приятелями стал играть в театр.  Однажды он ворвался в комнату матери, держа в руках  пачку разлинованной бумаги, покрытой нотными значками.

- Мама, я написал оперу!

- Серёжа, откуда? Разве так бывает? Может это просто длинная пьеса?

-Да нет же, в ней все поют! Даже король!

Опера называлась «Великан» на собственный сюжет Сережи Прокофьева. (Видеоролик).

4Вед. (слайд 9): В то же время родители  занимались общим образованием сына, сами обучали его разным наукам (отец  - математике и русскому, истории и ботанике, мать – иностранным языкам). Впоследствии  Прокофьев говорил на шести языках, вызывая восхищение иностранных журналистов.

1Вед. (слайд 9): Родители  сумели привить  сыну любовь к  труду и творческую напористость, требуя, чтобы ни один  день не пропадал зря.                                                   - «Что ты сделал сегодня?», «Доволен ли тем, что сделал?» - каждый вечер спрашивала Сережу мать. И он на всю жизнь приучился строго ценить время и не проводить ни одного дня без творческих результатов. Прекрасная привычка!

2Вед. (слайд 10): Наконец-то, в  далёкой  Сонцовке,  появился профессиональный учитель музыки по фамилии  Глиэр. Он окончил московскую консерваторию с золотой медалью  и  в летние месяцы обучал  Серёжу сочинять музыку.  Занятия  c Глиэром оказали огромное влияние на музыкальное  развитие Прокофьева и  принесли новые плоды творчества. (Видеоролик).

3Вед. (слайд 11): Были у Серёжи помимо музыки  и другие увлечения. Довольно рано, в восемь лет, он начал играть в шахматы. Вскоре к шахматам приобщился весь дом. Оказалось, что лучше других играет горничная Марфуша. Был объявлен «матч века»: Марфуша  против Сергея.  Играли почти всю зиму, матч окончился победой мальчика.  Юный  чемпион  был страшно горд.

4Вед. (слайд 11): Шахматы стали серьёзным увлечением Сергея на всю жизнь. Весной 1914 года состоялся международный  шахматный  турнир, в котором Прокофьев играл с мировыми шахматными светилами Капабланкой и Ласкером.

1Вед. (слайд12): Как-то посыльный  принёс в дом Прокофьевых ноты, на которых значилось: «Любезному  собрату  Серёже  Прокофьеву от  Александра Глазунова». На что отец только руками развёл:  «Скажи, пожалуйста, знаменитый композитор, доктор Оксфордского и Кембриджского  университетов  пишет «любезному собрату!» Ну,  какой же  ты собрат!» Так Александр Глазунов определил решение семьи Прокофьевых отдать сына в Санкт-Петербургскую консерваторию.  

2Вед. (слайд 13): Вступительный экзамен в консерваторию прошёл довольно эффектно. С удивлением обнаружили у мальчика абсолютный слух и глубокие теоретические знания. Сергей  Прокофьев был принят в класс композитора Анатолия  Лядова. (Видеоролик).

3Вед. (слайд14): Начался десятилетний период обучения в Петербургской консерватории. Учился Прокофьев хорошо, но не без конфликтов. Особенно трудными  сложились  у него отношения с его учителем Лядовым.  Когда  Прокофьев  приносил на уроки работы, казавшиеся учителю слишком корявыми и жёсткими, тот искренне возмущался или иронизировал: «Ради Бога, не занимайтесь у меня! Ни гармонии, ни формы, ни музыки – ничего нет! Драконы какие-то!.. Это какое - то шествие слонов!.. Прокофьев - несомненный талант, а пишет…чёрт знает что!» (Видеоролик).

4Вед. (слайд 15): С сокурсниками тоже не  все ладилось, их раздражал дерзкий независимый нрав мальчишки. Одно время Сергей  ходил по коридорам консерватории очень быстро, никому не уступая дороги, за что его прозвали «Мотором». Схватывая все на лету, Сергей надсмехался над  великовозрастными,  как ему казалось,  тупицами. Он писал отцу: «По гармонии задачи у меня были, пожалуй, самые лучшие. Я начал вести статистику, подсчитывая, кто сколько сделает ошибок». Этому озорству он отдавался со свойственной ему страстью и основательностью. За что и был наказан - оттаскан за ухо товарищем.

1Вед. (слайд 16): Близился выпускной экзамен. Педагог Прокофьева по фортепиано, Анна  Есипова, считала, что юноша необычайно талантлив, но играет всё же грубовато. Сергей понимал, что концерт Моцарта или  Шопена прозвучит у конкурентов лучше. И тогда он решил исполнить на экзамене  собственный  Первый концерт для фортепиано с оркестром. Это было довольно рискованно...

2Вед. (слайд 17): (Видеоролик). Выпускной экзамен вошел в историю как «Бой роялей». Одновременно с  Прокофьевым  обучение заканчивали несколько ярких  пианистов, и каждый мог претендовать на победу. Но Прокофьев все же выиграл состязание, ему была присуждена первая премия  и  золотая медаль.

3Вед. (слайд 18): После блестящего окончания консерватории весной 1914 года  имя Прокофьева становится необыкновенно популярным. Со всех сторон предлагают участие в концертах.  В мае 1918 г. Прокофьев уезжает в заграничное концертное турне (Япония, Америка, Европа, Куба), которое растянулось на долгие пятнадцать лет.  (Видеоролик).

4Вед.: (слайд 19): Но порой  вокруг музыки Прокофьева разгорались ожесточённые споры, настолько она была новой, авангардной, непривычной для слуха. Как только её  не называли: «варварской», «футбольной», «звуковой стальной трест», «нахальной», «атакой мамонтов», «бегом кошек по клавиатуре»; на  автора предлагали надеть смирительную рубашку,  называли  «музыкальным хулиганом».  Но были и другие мнения: в музыке композитора есть ощущение жизни,  «сверкающее солнце живой фантазии». Этот солнечный свет навсегда остался в музыке Прокофьева.

1Вед. (слайд 20): Знакомство  с Сергеем  Дягилевым,  известным русским театральным и художественным деятелем, организатором «Русского балета Дягилева»  и  «Русских сезонов» в Париже,  открыло перед  Прокофьевым двери самых модных музыкальных  салонов. (Видеоролик).

2Вед. (слайд 21): В 1933 г. Прокофьев возвращается на Родину и сразу оказывается в самой гуще творческой жизни страны.  В это же время  он  знакомится с талантливым кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном.  Два гения встретились, чтобы создать фильм о мужестве русских воинов и их мудром предводителе новгородском князе Александре Невском. (Видеоролик).  

(слайд 22): (Видеоролик).

3Вед. (слайд 23):  В 30-е годы Прокофьев создает  знаменитый  балет "Ромео и Джульетта» по трагедии У. Шекспира.

(слайд 24): (Видеоролик).

4Вед. (слайд 25): Во время Великой Отечественной войны композитор с семьей эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси. Среди его знаменитых произведений появляется  опера  «Война и мир».  Посмотрите фрагмент знакомства  Наташи Ростовой с князем Андреем Болконским на балу.

(слайд 26): (Видеоролик).

1Вед. (слайд 27): Балет «Золушка» по сказке Шарля Перро.

(слайд 28): (Видеоролик).

2Вед. (слайд 29): Прокофьева  считают еще и   величайшим детским композитором XX столетия. По заказу детского театра Натальи Сац  он сочинил симфоническую сказку «Петя и волк» о том, как отважный пионер Петя победил злого волка. Сказку Прокофьев придумал сам и с увлечением написал ее за 4 дня. Эта сказка стала детским пособием  для изучения  звучания различных музыкальных инструментов.

(слайд 30): (Видеоролик).

Преподаватель (слайд 31): Сергей Сергеевич Прокофьев прожил большую и сложную жизнь в  искусстве.  Его произведения вошли в Золотой фонд русского искусства. В музыке композитора есть ощущение жизни,  «сверкающее солнце живой фантазии». За светлый и солнечный характер музыки композитора ещё при жизни называли Моцартом XX века. При  этом  солнечность  Прокофьева многообразна:

1Вед.: Его музыка ярка, как солнце

2Вед.: Тепла, как солнце,

3Вед.: И земной шар она охватила, как  охватывают его солнечные лучи.

4Вед.: На свой вопрос «Что вы думаете о солнце?»  он вполне мог бы ответить:

Вместе: «Солнце – это Я!»

Блиц-викторина

(выбрать правильный вариант ответа)

№1 С.С.Прокофьев был великим…

  1. Писателем
  2. Композитором
  3. Драматургом

№2 Прокофьева звали…

  1. Сергей Святославович
  2. Станислав Сергеевич
  3. Сергей Сергеевич

№3 Место рождения С.С. Прокофьева...

  1. Село Сонцовка
  2. Село Сосновка
  3. Поселок Солнечный

№4 Первая опера Прокофьева называлась…

1.        Пеликан

2.        Великан

3.        Титан

№5 Чем увлекался С.С. Прокофьев помимо музыки?

  1. Рисованием
  2. Шашками
  3. Шахматами

№6 Во сколько лет С. Прокофьев поступил в консерваторию?

  1. 13 лет
  2. 14 лет
  3. 15 лет

№7 Какой концерт исполнял С. Прокофьев на выпускном экзамене в консерватории?

  1. Концерт №1 В.А.Моцарта
  2. Концерт №1 Ф.Шопена
  3. Свой концерт №1

№8 Одно из самых любимых композитором произведений, написанное в годы войны:

  1. Опера «Война и мир»
  2. Симфония «Война и мир»
  3. Соната «Война и мир»
  4. Балет «Война и мир»

  №9 К какому фильму написал музыку С.С. Прокофьев?

  1. «Александр Македонский»
  2. «Александр Великий»
  3. «Александр Невский»

№10 Назовите балеты С.С.Прокофьева…

  1. «Щелкунчик»
  2. «Золушка»
  3. «Спящая красавица»
  4. «Ромео и Джульетта»
  5. «Лебединое озеро»

№11 Как называется  симфоническая сказка для детей С.С. Прокофьева?

  1. «Храбрый Петя»
  2. «Петя и  лиса»
  3. «Петя и волк»
  4. «Пионер Петя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция - концерт, к 115-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

Мероприятие было подготовлено и состоялось в апреле 2006 года. В нашей школе лекции-концерты готовятся по инициативе преподавателей  музыкально-теоретических дисциплин, и очень отрадно, что ...

Фото-отчет о проведении проекта "Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева" к празднованию 125-летия со дня рождения композитора.

Фото-отчет расскажет коллегам как в игровой, интересной форме: ( используя ИКТ, оркестр, драматизацию, слушание и дидактические игры) можно отметить юбилей любимого композитора в ДОУ....

Презентация к конкурсу чтецов, посвященного к 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова

Популяризация творчества поэта Н.А.Некрасова. Выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди учащихся школы. Дать возможность учащимся публично выступить с чтением наизусть стихотворений. Сод...

Мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева

Мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения знаменитого композитора С.С.Прокофьева...

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-ле...